Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Кафедра технологии художественной обработки материалов и

ювелирных изделий

Реферат на тему :

 «Полихромия нефрита»

 

                  Студент :  Д.Э. Кузнецов

         Группа: 4-ИД-1

                            Проверил: К. С. Пономарева

                                                                               

 

 

Санкт-Петербург

                                                Содержание.

1. Нефрит.Общая информация

2. Физико-химические св-ва

3. Геммополихрамия

4.Содержание

 

Этот необычный камень известен с доисторических времен. Прежде всего, необходимо отметить, что минерала с названием «нефрит» не существует. В настоящее время нефритом называют горную породу, сложенную, переплетенными как шерстинки в войлоке, но гораздо более тонкими волокнами минералов тремолита и актинолита. Благодаря этим волокнам нефрит не имеет равных себе по прочности среди всех камней Земли. Он может поспорить даже с самыми лучшими сортами стали. 

    С минералогической точки зрения настоящий нефрит является соединением кремнезема с магнием, обладает жирным блеском и разнообразием окраски – от цвета молока до серо-зеленых, зеленых, темно-зеленых или же ярко-зеленых тонов весенней зелени.  Имя свое нефрит получил от греческого слова «нефрос» – «почка», потому что небольшие гальки нефрита внешне напоминают этот орган. Твердость по шкале Мооса – 5.5-6.5.

    Удивительные свойства этого камня использовали еще первобытные люди, изготавливая из него топоры, ножи, наконечники стрел и копий. В Южной Америке инки и ацтеки ценили нефрит дороже золота, делая из него культовые предметы.

    Символ Востока (нефрит) невероятно ценился в Китае и считался национальным камнем. Китайцы обожествляли его и называли «вечным», «божественным», «камнем Земли и Неба», «камнем спокойствия». Из него делали даже деньги и «паспорта» для посланцев императора (не говоря уже о многочисленных резных фигурках религиозной и светской тематики), чаши и кубки, вазы и табакерки, поражающие фантазией и совершенством исполнения. Когда рассматриваешь замечательные резные изделия из нефрита, то как бы присутствуешь при борьбе камнереза с материалом, следишь за всеми стадиями завоевания неподатливого камня. Чтобы внести разнообразие и краски в изделия из нефрита, китайцы не только применяли инкрустацию золотом и самоцветами, но и меняли цвет камня. Трепетное отношение китайцев к нефриту не сравнить с чувством, которое испытывают другие народы к украшениям из драгоценных камней. В представлении китайцев нефрит обладает такими качествами, которые иначе как мистическими не назвать. В трактате, написанном в XII веке и состоявшем из 100 томов, были описаны пять достоинств нефрита, соответствующих душевным качествам человека. Мягкий блеск нефрита соответствовал мягкосердечию, прочность – умеренности и справедливости, мелодичный звук при ударе – познанию науки, негибкость и неизменяемость – мужеству, не поддающееся подделке внутреннее строение было эмблемой чистоты. Конфуций считал нефрит символом ума, гуманности, преданности и правдивости. Китайское название нефрита («ю-ши») – «самый драгоценный из драгоценных камней».

    Первые изделия из нефрита датируются 3 тысячелетием до н.э., когда из него изготавливали орудия труда и защиты. Начиная с бронзового века, из нефрита стали вырезать знаки отличия – жезлы, пластины, культовые предметы, сосуды, украшения и другие предметы обихода. Среди последних очень интересны туалетные коробочки и овальные чашечки. В китайских книгах постоянно упоминаются драгоценности из камня, украшавшие быт и одежду знати. Так, в древнейшем памятнике китайской литературы «Шицзин» («Книге Песен») упоминаются нефрит и яшма, высокочтимые и священные камни Китая. Поэты уподобляли нефриту разные доблести: блестящая, но мягкая поверхность его олицетворяла добродетель человека; его нерушимость изображала знание и разум; углы, которые нельзя притупить, – символ правосудия; чистый, прекрасный звук, который он издает, являлся отголоском невыразимой божественной музыки, выражением счастья. Практически невозможно назвать литературное произведение, где бы не звучал гимн камню или не излагалась красивая легенда о самоцвете.

    Камням приписывали волшебные свойства – хранить от бед и опасностей. Более того, именно самоцветы считались в Китае самым надежным лечебным средством. В казне императора изделия из камня занимали самое почетное место, а их отсутствие свидетельствовало об истощении богатств и являлось самым главным признаком надвигающейся беды. Китайцы так высоко ценили нефрит, что освящавшая законность власти императорская печать была вырезана из этого камня и передавалась из поколения в поколение.

    Именно поэтому с древнейших времен создавались самые благоприятные условия для существования при дворе особых мастерских, куда приглашали самых лучших камнерезов со всего Китая, исполнявших разнообразнейшие произведения из камня для императора и его приближенных. Так, миссионер Одерик де Порденон рассказывал, что видел в 1318 г. в пекинском дворце большую чашу из нефрита. Неудивительно, что резчики по камню с давнего времени были в большом почете и пользовались наибольшими привилегиями среди множества искусных в разных делах людей.

    Среди множества прекрасных произведений искусства, сделанных из нефрита, есть одно, чья ценность непререкаема. Это – знаменитый нефритовый наряд принца Лю Шеня и его жены. В 1968 г. китайские археологи нашли гробницу принца Лю Шеня, похороненного в 113 г. до н.э. Гробница была вырублена в скале, которую затем замуровали каменными глыбами и залили металлом. Среди 2800 предметов, обнаруженных в погребальной камере, найдены поистине удивительные по своей красоте нефритовые костюмы, в которые были облачены тела венценосных супругов. По древним поверьям считалось, что подобные одежды обладают магической силой и сохраняют тела от разложения. «Тело усопшего не поддается тлению, если все семь его отверстий закупорены золотом или нефритом…», – писал французский исследователь Анри де Моран. Так, «костюм» принца состоит из 2690 пластиночек нефрита, соединенных между собой золотой проволокой, вес которой составляет 1100 г. Каждая пластинка нефрита вырезана так, что плотно соприкасается с соседней, образуя, таким образом, что-то вроде доспехов. В уголках каждого камня высверлены дырочки, сквозь которые и продета золотая проволока. Несмотря на то, что древние китайские тексты повествуют о распространении подобных одежд, хранящиеся в коллекции Императорского музея в Пекине нефритовые костюмы до сих пор не имеют аналога, что делает их бесценными произведениями искусства.

    Среди характерных основных черт китайского камнерезного искусства обработки нефрита выделяются прежде всего любовь к цвету, тщательность исполнения, развитое чувство ритма, тенденции к динамизму и стилизации, явное преобладание темы природы по сравнению с темой человека.

    Техника резьбы по нефриту в Китае за свое многотысячелетнее развитие достигла верха совершенства. Сложились определенные орудия производства, многочисленные и традиционные. Основа камнерезного искусства – вращающийся металлический диск с подсыпкой различных абразивов. Применение абразивов позволяет производить разного рода конкретные операции по резке камня, его шлифовке и полировке. Абразивами для китайских камнерезов служили природные минералы: толченый гранат, черный корунд, различные кварцевые пески и т.д. Обычно абразивы помещали в сосуд с водой на станке под диском, во время вращения которого мокрый порошок прилипал к металлическому колесу. Процесс обработки происходил при достаточном усилии, а окончательное шлифование осуществлялось тонко измельченными абразивами. Для нанесения различного рода надписей и штрихов использовали кристалл алмаза, закрепленный на особом острие.

Обработка камня в Китае начиналась с тщательного изучения глыбы. Учитывалось все: расцветка, форма камня, размеры, трещины и т.д. Именно с этого начинал китайский камнерез, и это было главным различием в отношении к использованию камня по сравнению с другими народами. Так, на Западе камень ценили прежде всего за ровную окраску и прозрачность, а в России, используя естественную расцветку камня, вместе с тем подчиняли его строгому членению форм, в которых преобладало архитектоническое начало. В Китае же прежде всего сам камень с его причудливой естественностью природного состояния, с его «дикой» формой и цветовыми сочетаниями вдохновлял камнереза к созданию своеобразных и неожиданных композиций. Именно поэтому процесс работы и начинался с тщательного выбора породы камня, изучения его формы и направления прожилок, старания использовать каждое цветовое пятно и прослойку.

    Часто приходилось отступать от задуманного, когда в процессе изготовления определялись новые направления пятен в глубине камня или же открывались новые пустоты, т.е. сам материал всегда держал художника в напряжении творческой мысли, заставляя на ходу перестраивать задуманные композиции. Напряженный и кропотливый труд тщательно раскладывался на четкие, хорошо освоенные и последовательные стадии, причем каждая стадия обозначалась определенным и заранее заданным, специализированным по характеру и величине проводимых операций инструментом, который во множестве находился у каждого профессионального камнереза и передавался из поколения в поколение.

    Весь процесс создания произведения искусства из камня расписан до мельчайших деталей. Закон для китайского камнереза – ясное и неукоснительное следование традициям, сложившимся как за годы учебы, так и по преданиям. Отступление от этого принципа всегда грозило конкретными и неисправимыми опасностями, губившими результат многолетнего труда. Все это позволяло достигать высокого художественного совершенства произведений из камня, недосягаемой виртуозности в исполнении мельчайших деталей и не ограничивало творческих возможностей мастеров, способствуя созданию оригинальных и свежих по замыслу работ, которые и прославили во всем мире и во все века китайское камнерезное искусство.

    Современные китайские изделия, выполненные из нефрита, хранят в себе бережное отношение к традициям древнего китайского искусства и свидетельствуют о том, что в самом сложном и трудоемком искусстве художественной резьбы по камню не забываются достижения прошлого. А вот как высказался об этом искусстве певец камня, академик Александр Евгеньевич Ферсман: «…Фантазия китайского художника-камнереза неистощима: многие композиции нам непонятны, не согласуются с нашим чувством меры и со здравым смыслом. Реальные формы для китайского художника – лишь точка отправления для неисчерпаемых фантазий; он ищет в самом камне исходную композицию, камень вдохновляет его формой, цветом, случайными пятнами. Он как бы спрашивает его: «Чем ты хочешь стать, что ты можешь сказать?», – и камнерез только тогда приступит к работе, когда найдет ответ на этот вопрос…».

    Для ювелирных украшений в России нефрит никогда широко не использовался. М. И. Пыляев рассказал лишь о крупных предметах из нефрита для убранства интерьера, которые изготовляли на Петергофской гранильной фабрике; в частности, он вспомнил «один мозаичный стол, бывший на Московской политехнической выставке, на котором листья винограда были сделаны из великолепного нефрита». Работы этой фабрики, действительно, привлекали посетителей международных вы-ставок в Лондоне (1862), Париже (1867), Вене (1875). В мастерских К. Фаберже нефрит часто использовали в качестве драгоценных подставок для пасхальных яиц, а также для изготовления листочков у каменных цветов.

Интерес к нефриту, завоевавшему внимание человека на самых ранних этапах истории, не исчезает до сих пор, особенно если учесть, что до сих пор ученым не удалось найти способа для синтеза этого камня.

 

 

Физические свойства:

а) цвет: колеблется от серого (и даже молочно-белого) до травяно-зеленого, может быть желтым, голубым и черным. Интенсивность окраски меняется в зависимости от содержания в составе минерала окислов железа (FeO). Часто присутствующие коричневые полоски являются результатом окисления железа по трещинам в камне. Высоко ценится бледная, хорошо просвечивающая разновидность нефрита с жирным блеском,

б) твёрдость: колеблется от 2,90 до 3,02,

в) плотность: 3,5 по шкале Мооса, следовательно, нефрит является таким же твердым, как обычное стекло, но мягче кварца,

г) степень прозрачности: в тонких пластинах просвечивается, но чаще всего нефрит непрозрачный (хотя бывают исключения),

д) другие свойства: вязкий, хорошо полируется, при полировке он всегда приобретает жирный блеск.

Химическая формула Ca2(Mg, Fe2+)5Si8O22(OH)2

Базовые параметры

Плотность 2,95—3,04 г/см3

Прозрачность просвечивающийся, прозрачный

Лучепреломление   0,026 (двойное)

Прослой (затаск)    белый

Магнетизм немагнитный.

 

 

                                    Геммополихромия.

1. В Китае практиковалось искусственное окрашивание нефрита в каштановый цвет – жад каннский. В настоящее время облагораживание нефрита проводят в автоклавах, в восстановительной атмосфере при давлении 400-500 атмосфер, температуре 300-500*С, в течение 24-100 часов. В результате происходит изменение цвета нефрита от грязно-зеленого до устойчивого яблочно-зеленого. Из табачно-бурых нефритов получают сургучно-красные и желтые из-за окисления железа и перехода его в гематит. Иногда при этом получают полихромные нефриты зеленовато-красного цвета, а бледноокрашенные нефриты в значительной степени осветляются. Другим способом облагораживания с изменением окраски во всем объеме изделия является облучение в реакторе ускоренными электронами.

2. Для улучшения цвета бледных образцов нефрита также используют органические красители (Г. Смит. Драгоценные камни. М. Мир, 1980, с. 450).

Однако через несколько месяцев искусственная окраска обычно утрачивается, и необходимого цветового эффекта для чароитов достичь не удается.

3. Интересные факты были опубликованны коллекционером который искал редкие предметы быта из нефрита, он покупал заколки разных эпох и династий,заколки найденные на раскопках,в зависимости от времени нахождения в земле и глубине окрашивались в коричневые оттенки цвета( от светлого к темному,в зависимости от времени проведенном под землей,чем больше тем цвет темней( специалисты обуславливают этот феномен высоким содержанием железа )

4. Нефритовые предметы, старые и новые, в руках меняют цвет, становясь прозрачнее, гуще, свежее, поверхность становится маслянистой, на ощупь приобретается шелковистость и густая вязкость. В нефритовых изделиях появляется глянец и прозрачность, вес и плотность - эти изменения можно описать как неизвестный для ученых феномен.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. Шуман «Драгоценны и полудрагоценные камни» изд.Москва,2010

2.С. Гураль «Самые известные драгоценные камни» изд. Эксмо,2011

3.Л.Т. Жукова, В.П. Ерцев «Геммополихромия» СПБ,2006

4. http://www.catalogmineralov.ru/article/202.html

5. патентные реестры fips.ru

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.