Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство науки и высшего образования РФ



Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

реферат

на тему:

«Детско-родительские конфликты. Особенности возникновения.»

 

 

Выполнил:

Ст. гр. ГМУ/б-19-1-о

Поцелуева Е. О.

Проверил:

Ст. пр. Изотова Л. И.

 

Севастополь, 2020

 

Введение

Семья всегда выступает как важный фактор развития личности. Она представляет собой разновозрастную социальную группу, в которую зачастую входят представители разных поколений. Из этого следует, что в семье возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций. На основании этого могут возникать конфликты между разными членами семьи. Так как семья – это важнейший из феноменов, сопровождающий человека на пути его становления как личности, и опора в течение всей его жизни, проблема детско-родительских конфликтов и их влияния на развитие личности ребенка - одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии.


 

Особенности возникновения детско-родительских конфликтов

В семейном союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии. Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходиться реагировать на все изменения. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения, которые часто перерастают в ссоры и конфликты.

Семейный конфликт – это конфликтное взаимоотношение между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав данной семьи. В зависимости от взаимодействия семейные конфликты подразделяются на: конфликты между супругами; конфликты между родителями и детьми; конфликты между супругами и родителями каждого из супругов; конфликты между бабушками (дедушками) и внуками.

 Однако одним из самых распространенных семейных конфликтов является конфликт между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Традиционно они рассматриваются как негативное явление, отклонение от социальных норм и правил поведения. Конфликты могут быть отражением вовремя не разрешившегося возрастного кризиса или показателем искажений и нарушений в развитии ребенка. Например, возрастание интенсивности конфликтов наблюдается в случае формирования эгоцентрической, демонстративной личности или при низкой социальной компетентности ребенка и нарушении им норм и правил морального поведения. Однако конфликты в детско-родительских отношениях могут рассматриваться и в позитивном значении, так как, конструктивная функция конфликта определяется здесь ростом личностной компетентности ребенка, улучшением отношений участников конфликта, формированием ресурсов и «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем.

Подлинные причины конфликта иногда трудно обнаружить из-за различных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надёжно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для Я-концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) отношений.

 

Существует ряд факторов, влияющих на конфликтное взаимодействие родителей и детей:

1.Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, стимулирование развития индивидуальности. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Важно отметить, что именно дисгармоничный стиль воспитания создает условия для формирования негативных личностных качеств ребенка, что в дальнейшем негативно сказывается на взаимоотношениях родителей с ребенком. Выделяют наиболее частые варианты дисгармоничного воспитания в семье:

1. Гипопротекция, характеризуется недостаточностью внимания, контроля и заботы. У родителей отсутствует интерес к ребенку, они не хотят удовлетворять его потребности.

2. Гиперпротекция, характеризуется чрезмерной родительской заботой. Это может быть обусловлено, как большой любовью к ребенку, так и двойственному к нему отношению. То есть родители эмоционально отвергают своего ребенка и из-за этого у них возникает чувство вины.

3. Противоречивое воспитание. Здесь противоречивость выступает как несовместимость методов воспитания в отношении ребенка, что может привести к конфликтному воспитанию. Кризисы в семье, большое количество людей, которые занимаются воспитанием ребенка, малообразованность родителей все это может стать причинами противоречивого воспитания.

4. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности, характеризуется завышенными требованиями, которые предъявляются ребенку. Эти требования не соответствуют его возрасту, психическому и физическому развитию, некоторым индивидуальным особенностям.

5. Гиперсоциализирующее воспитание, выражается в чрезмерной принципиальности. Для родителей наиболее важны успехи и достижения ребенка, отношение к нему сверстников, занимаемый им социальный статус, но при этом не учитываются индивидуальные особенности ребенка.

6. Жестокое обращение с ребенком, такой метод воспитания, отличается отсутствием заботы, ласки, любви. Какие-либо поощрения ребенка отсутствуют, но присутствует большой спектр, как правило, физических наказаний.

7. Воспитание в культе болезни, представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы.              

8. Воспитание вне семьи. Воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интернатах, у дальних родственников) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей. Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым нарушениям в формировании привязанности и автономии личности.

 

2. Деструктивность семейного воспитания.

Родительский стиль — это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Существует типология деструктивных стилей семейного воспитания: авторитарный стиль, он характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, фригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом, общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется строго и неприветливо, основывается на запретах; либеральный стиль, который проявляется в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого, в такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка, что может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам; авторитетный стиль, которому присущи теплые и доверительные отношения, сопровождающиеся высоким уровнем контроля; индифферентный стиль воспитания, характеризующийся холодными отношениями и низким уровнем контроля.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют:

а) кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

б) кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

в) кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

г) кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12-14 лет);

д) подростковый кризис 15—17 лет.

Конфликтные проявления отражают сложившуюся систему межличностных отношений и форм сотрудничества и способы самоутверждения личности. Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с освоением норм кооперации, совместной деятельности и овладением предметно-орудийными навыками. В младшем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становится учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуникативной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребностной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Существует несколько типов конфликтов подростка с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения; конфликт сверхзаботы; конфликт неуважения прав на самостоятельность; конфликт отцовского авторитета; конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом.

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений:

а) родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями – это оптимальный тип отношений родителей и детей;

б) скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

в) скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

г) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

д) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

е) родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия игнорировались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как: реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Стоит отметить, что особую группу конфликтов, составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеется в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно). Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:

а) отсутствие контакта с детьми – непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

б) неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;

в) тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны жить (с точки зрения родителей). Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

г) проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, компьютерные или азартные игры и т. п.);

д) конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков;

е) сложности, возникающие из-за желания родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.

 

Заключение

Так, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий. Также, конфликты между родителями и детьми, зачастую, возникают из-за типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия, возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя.


 

Список использованных источников

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

2. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

3. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М., 1989.

4. О.А. Карабанова психология семейных отношений

5. Е. М. Бабосов Конфликтология 2010 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.