Музыкальное образование». Музыкальное занятие»
ГБОУ СПО Терской педагогический колледж
050130 «Музыкальное образование»
Раздел ПМ 1. Изучение теоретических и методических основ музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
МДК 1. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
Тема 1.5. Формы организации музыкальной деятельности детей в ДОУ.
«Музыкальное занятие»
Часть А:
Задание А1: Продолжите определение.
Музыкальное занятие -
Задание А2: Перечислите основные разделы музыкального занятия и виды музыкальной деятельности, используемые на нём.
Задание А3: Перечислите варианты тем для планирования комплексных занятий.
Задание А 4: Прочитайте внимательно основные требования, предъявляемые к музыкальному руководителю, и выделите из них неприемлемо(е,ые) требовании(е, я):
Деятельность музыкального руководителя.
- продуманность организации занятия, его структуры;
- гибкость применяемой методики, обоснованность выбора методов и приемов музыкального обучения и развития детей, их чередование;
- не использование проблемных методов обучения в старшем дошкольном возрасте;
- качество исполнения музыкального и художественного репертуара; использование наглядных средств, ТСО, ИКТ;
- доступность в изложении нового материала;
- четкость, продуманность вопросов к детям;
- проверка знаний детей;
- умение наладить контакт с детьми, удерживать их внимание, поддерживая интерес к занятию;
- авторитарный стиль общения с детьми;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям;
Часть В.
Задание В 1: Определите и укажите в таблице – какому названию соответствует приведенное содержание видов музыкальных занятий.
Вид музыкального занятия
| Содержание
| Типовое (традиционное)
| Все разделы связаны между собой одной тематической нитью, и виды музыкальной деятельности могут варьироваться, т.е. меняться по необходимости программного содержания.
| Тематическое
| Включает в себя все виды деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).
Может иметь вариативную структуру, последовательность разделов зависит от программных задач.
| Комплексное (интегрированное)
| Преобладает один вид музыкальной деятельности (пение, движение, восприятие музыки – остальные виды деятельности вспомогательные) для развития какой-либо музыкальной способности или ликвидации отставания.
| Доминантное
| Объединяет разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогащает знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств.
| Задание В 2: Определите и проставьте в правой части таблицы «методы обучения» номер соответствующей «музыкальной способности» из левой части.
Цель развития музыкальных способностей
| Методы обучения
| 1. Развитие эмоционального отклика на музыку
| ________Упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые).
| 2. Развитие музыкально-сенсорных
способностей
| _________Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах, движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей.
| 3. Развитие ладовысотного и мелодического слуха
| ________Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями.
| 4. Развитие чувства ритма
| ________Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.
| 5. Развитие музыкальной памяти и музыкально-слуховых представлений
| ________Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.
| 6. Развитие музыкального творчества
| _________Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.
| Задание В 3: Определите и укажите в таблице – какому этапу работы соответствует приведенные методы обучения.
Этапы работы (цель)
| Методы обучения
| Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения. Создание целостного впечатления о музыке.
| Показ взрослым приемов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время их исполнения; упражнения детей в усвоении навыков (индивидуальные, групповые).
| Последовательное, углублённое разучивание песен, хороводов, плясок, танцев, упражнений и усвоение знаний, навыков, умений.
| Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за определенный учебный период (месяц, квартал); исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью выявления их интересов и правильности приобретенных ими способов творческих действий.
| Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр.
| Выразительное исполнение взрослым; пояснение содержания характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств.
| Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений, диагностика музыкального развития.
| Неоднократные повторения отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности детского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произведения.
|
|