|
|||
Приемы мотивацииСтр 1 из 2Следующая ⇒ Приемы мотивации Решение задач исторического образования в значительной степени зависит от сформированного интереса обучаемых к предмету. Интерес – это форма проявления и выражения личных потребностей и мотивов. Одной из ключевых проблем современного образования является проблема мотивации в обучении. От того, насколько учеником осознана польза информации, видов деятельности, осваиваемых на уроке, насколько соотносятся цели урока, поставленные учителем, с личными целями ученика, зависит эффективность процесса обучения, степень достижения учеником поставленных результатов. Мотивация – это побуждение учащихся к активности, психические факторы (осознанные и неосознанные), определяющие цель деятельности и стимулирующие совершение определенных действий. Существует два типа мотивации – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Первый тип наиболее часто встречается в 5–6-х классах. Чем старше становятся ученики, тем больше они «закрываются» в своём мире и зачастую отказываются отвечать, если даже знают ответ. Так в сознании старшеклассников укрепляется мотивация «избегания неудач». Мотивация может быть внешней, связанной с принуждением. Однако более значимой является внутренняя мотивация ученика, в основе которой могут лежать как познавательные (овладение новыми знаниями и учебными приёмами), так и социальные мотивы (чувство долга, одобрение окружающих, повышение статуса в группе в настоящем (в классе) или в будущем (во взрослой жизни). В настоящее время перед учителем стоит задача усиления мотивации обучающихся в изучении истории (обществознания) через выявление её значимости для жизнедеятельности школьника. Учителя-практики используют три основных направления повышения мотивации: «Первое направление: расширение практической деятельности школьников в трудовой, общественной и бытовой сферах, показ её общественно-политической значимости. <…> Второе направление: показ значимости изучения истории для понимания современной общественно-политической жизни и активного участия в ней. <…> Третье направление: детализация важных исторических фактов, показ духовного мира личностей и мотивация их существенных поступков», детализация событий «до степени, обеспечивающей сравнение с жизненным и нравственным опытом учащихся»[1]. Итак, в качестве мотивов любой, в том числе и учебной, деятельности могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, эмоции. На уроках истории и обществознания могут быть использованы ресурсы, указанные ниже. 1. Методические приемы, технологии, вызывающие интерес и адекватные запросам и возможностям учащихся: - технология проблемного обучения, предлагающая ученикам разрешить противоречие, объяснить парадокс; - игровые технологии, привлекающие элементами условности, занимательности, духом соревновательности, возможностью активно действовать, общаться; - спор, дискуссия, требующая определения собственной позиции и её аргументации, затрагивающая вопросы, волнующие ученика, способствующая формированию мировоззрения; - эвристическая беседа, позволяющая ученикам под руководством учителя самостоятельно прийти к сложным выводам, ощутив тем самым свою успешность; - технология проектной деятельности, позволяющая индивидуально или в группе провести исследование, проявить творческий подход и самостоятельность и публично презентовать результат; - необычная форма изложения материала учителем (персонификация, интервью и т. п.). 2. Средства обучения, способствующие созданию образов, эмоциональному восприятию учебного материала: - фрагменты произведений художественной литературы; - документы, позволяющие ощутить «дух эпохи», проанализировать альтернативные оценки событий и т. п.; - афоризмы, пословицы, поговорки, которые могут быть использованы как эпиграф, как образная характеристика, как вывод; - фрагменты кинофильма (художественного, документального); - фотографии, карикатуры, репродукции картины как памятники эпохи; - графическое изображение как способ оформления проблемы, организации самостоятельной деятельности. 3. Содержание урока, в котором учитель стремится мобилизовать внимание и поддержать интерес учащихся к предмету изучения на доступном, увлекательном и близком им материале: - связь исторических фактов с современностью; - изучение событий, имеющих широкий общественный резонанс; - связь с личным опытом учащихся; - связь с региональным материалом (историей области, района, населенного пункта); - включение в изложение любопытных сюжетов, парадоксальных фактов, исторических анекдотов, аспектов, неизменно вызывающих интерес (исследования показали, что стабильно высокий интерес ученики 5–6-х классов демонстрируют к изучению истории повседневности и жизни великих людей[2]). Безусловно, что данный перечень педагогических ресурсов не является исчерпывающим. Сам учитель выступает мотивирующим фактором как личность, как профессионал, который не только владеет всем методическим арсеналом, но и занимает чёткую позицию по актуальным для общества вопросам. Итак, мотивацию в обучении следует рассматривать как предпосылку, условие и результат учебной деятельности ученика.
|
|||
|