Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика преодоления заикания у дошкольников предложенная Н. А.. Чевелевой



 

Методика Чевелевой

Методика преодоления заикания у дошкольников предложенная Н. А.. Чевелевой

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют. Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям
Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.
Заметно облегчает тяжесть заикания у школьников ручной труд и рисование. (изготовление простых поделок из бумаги, картона, лепку из пластилина). Проговаривая все операции в процессе изготовления поделки, ребенок вырабатывает навык в правильном произнесении слов, словосочетаний и целых оборотов. Это обстоятельство позволило Н. А. Чевелевой, кандидату педагогических наук и логопеду, разработать эффективную методику, целуюсистему преодоления заикания в процессе ручного труда. В процессе изготовления поделок у детей развивают речь с наиболее элементарных форм (ситуативных) до контекстных, обобщенных. «Оречевляя» все операции поделки, опираясь на конкретные действия, ребенок легко переходит от конкретных высказываний к абстрактным, развивает, таким образом, способность последовательного изложения мысли.

Основной смысл проводимых логопедических занятий состоит не в тренировки навыков механической речи, а в том, чтобы научить детей легко и свободно выражать свои мысли, отвечать, спрашивать, пояснять, рассказывать, делать выводы, заключения, обобщения. Механическая тренировка речи детей, упражнения в сопряженной, отраженной речи, воспроизведение заученного текста, как показала практика, не приносят желаемых результатов.

Занятия должны вызывать у детей интерес и постоянное желание отвечать на «сложные» и «хитрые» вопросы логопеда.

Автор данной методики считает необходимым для развития связной речи использовать не только время занятий, но и режимные моменты: дежурство по группе, подготовка к прогулке, к занятиям, к обеду и др. В этом случаи могут служить конкретным, наглядным материалом одежда детей, посуда, игрушки, личные вещи ребенка и т. п. Логопед спрашивает, чья это вещь, какого она цвета, что надевает или ставит на стол ребенок, что он делает в данный момент. При этом нужно помнить, что вопросы логопеда должны относиться только к конкретным предметам и действиям.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А.Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимым при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное воздействие на его нервную систему.

 Н.А.Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи, 3) предваряющей речи, 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

 

Система преодоления заикания у детей на основе развития у них связной речи, предложенной Н. А. Чевелевой, включает 5 периодов:

I. период – пропедевтический;

II. период – сопровождающей или констатирующей речи;

III. период – завершающей речи или речи по зрительным представлениям;

IV. период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры;

V. период – закрепление навыков связной речи.

Коротко остановимся на описании каждого из указанных периодов.

I периодпропедевтический.

не должен занимать более 3-4 занятий

Основная цель – преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Пропедевтический. Основная цель - привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.
Как известно, многие заикающиеся дети очень возбудимы, двигательно беспокойны. Они умолку говорят, не умеют слушать объяснения старших, постоянно прерывают их своими вопросами, замечаниями, высказываниями. Поэтому совершенно необходимо приучать детей быть внимательными и дисциплинированными, сдерживать свою речевую активность, отвечать лишь тогда, когда к ним обращаются с вопросом.

Дети сами не должны ничего говорить, а лишь молча слушать логопеда. На первых порах это для них очень трудно: они то и дело вставляют свои реплики. Логопед должен в очень мягкой форме, но вместе с тем убедительно дать почувствовать детям, что от них требуется выдержка и дисциплинированность. Лучше всего проводить такие занятия на фоне постоянного поощрения тех детей, которые молчат.

II период – сопровождающей или констатирующей речи.

(16 занятий).

В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий, используется наиболее простая, доступная заикающимся речь, которая сопровождает их действия или действия логопеда, а также речь, констатирующая видимые предметы, их наглядные признаки, свойства, количество. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором.

III период – завершающей речи или речи по зрительным представлениям. (12 занятий).

3авершающая речь - дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. Дети овладевают умением отвечать на вопросы логопеда, пояснять, рассказывать, опираясь лишь на зрительные представления, сохраненные в памяти.

В начале III периода в беседе с детьми можно использовать и прежние, уже усвоенные детьми формы речи (сопровождающую и констатирующую).

При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной

IV период– планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры. (8 занятий)

Предваряющая речь - дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.
На занятиях этого периода используются наиболее сложные формы речи – планирующая, а также развернутые объяснения и рассказы детей, вовсе лишенные какой бы то ни было зрительной опоры.

Отвечая на вопросы, детям приходится подробно рассказывать, рассуждать, делать выводы, обобщения. Иными словами – они пользуются контекстной речью.

В этом же периоде логопед учит детей самостоятельно задавать вопросы. Для этого можно предложить ему игру «Учитель», где дети, ребенок, становятся преподавателем на определенное время. На эту роль логопед вызывает того, кто лучше отвечал на вопросы.

V период– закрепление навыков связной речи.

3акрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д. У ребят закрепляются навыки свободного пользования всеми видами свободного пользования всеми видами связной речи. На занятиях усваивается весь оставшийся программный материал уже без изменений в последовательности прохождения различных тем. Однако логопед все еще стремится вызывать речь детей по любому поводу, причем речь эмоционального возбуждения заикающимся детям особенно трудно говорить; поэтому упражнения такого рода приносят огромную пользу. Поэтому логопед старается вызывать на занятиях побольше оживленных бесед, споров, шуток, шумных, веселых обсуждений, диалогов.

Очень полезно на занятиях этого периода использовать различные варианты творческих рассказов детей. Например, составления рассказа по опорным словам: лето, лес, дети, грибы, гроза, шалаш.

Как уже отмечалось, параллельно с развитием связной речи заикающихся детей проводится коррекционно-воспитательная работа по устранению имеющихся отклонений во внеречевых процессах.

Делается это систематически в процессе обучения и воспитания детей по программе детского сада и вне занятий.

Прежде всего, сама педагогическая установка на занятии, которая распространяется на весь период обучения, способствует развитию внимания, памяти детей, умению моментально переключаться. (Если подготовленный ребенком ответ уже прозвучал, он быстро придумывает новый.)

Кроме того, дошкольникам (начиная с III периода), постоянно приходится удерживать в памяти последовательность выполнения того или иного задания, чтобы, отвечая на вопросы логопеда, рассказывать все точно и подробно.

Во время занятий или проведения режимных моментов каждый ребенок внимательно следит за ответами товарищей, а в случае ошибок или малейших неточностей тут же вносит изменения и свои дополнения. Все это развивает память, расширяет объем внимания, оказывает благотворное действие на общую организованность психики заикающихся детей.

Н. Чевелева подчеркивает, что полного успеха в работе с заикающимися детьми можно достичь только в том случае, если будут строго учитываться все указанные ее стороны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.