|
|||
Проведите сравнительный анализ категорий <<природа>> и <<культура>> в философии Зг. Фейда
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Институт финансов , экономии и управления
Контрольная работа по дисциплине «Философия» № зачетки 137756 Вариант 6
Выполнил : Студент группы ЭК/б-19-з Маликов О.Ш. Проверил : Миронов А.В
Севастополь 2020
Вопрос: Проведите сравнительный анализ категорий <<природа>> и <<культура>> в философии Зг. Фейда Отевт: Фрейд З. о природе культуры. Психоанализ. ФРЕЙДОВСКАЯ ТРАКТОВКА КУЛЬТУРЫ Без всякого преувеличения можно сказать: австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) - фигура ключевая во всей современной культуре. Его влияние на атмосферу нашей эпохи, на науку и искусство, на гуманитарное и позитивное знание, на повседневную практику и общественные институты, наконец, на самосознание человечества ХХ века - беспрецедентно. Едва ли кто из героев-идолов текущего столетия имел и продолжает иметь столь широкий и оглушительный резонанс. Без Фрейда немыслим ХХ век, без него структура человеческого знания была бы совсем иной: высказанные им идеи спровоцировали возникновение необозримого пласта движений, теорий, техник, рефлексий, манифестаций - тех моделей и форм, в которых наше время привыкло себя мыслить и проявлять. Его работы порождали массу споров, по каждому теоретическому положению Фрейда выдвигались неопровержимые контраргументы специалистов, что - парадоксальная ситуация - совсем не уничтожало и не девальвировало их в глазах современников и не мешало их утверждению в качестве очевидных истин, в том числе и в ученом мире. Психоаналитическая теория человека и общества в своем сжатом концептуально-логическом изложении может показаться несовершенной, даже поверхностной и примитивной, однако - и это засвидетельствовала история - она оказалось на редкость перспективной, потенциально очень емкой, из нее «столько извлекли» представители самых разных областей человеческой деятельности (особенно представители художественной сферы), что подсчитывать огрехи, ловить Фрейда на теоретических несоответствиях, указывать на вторичность и эклектичность его принципиальных установок - просто мелкие придирки, напоминающие лай Моськи на Слона из известной басни И.А.Крылова.
З. Фрейд родился в Чехии. Закончил венский университет. С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных, а с 1882 г. - практикующим врачом. В начале 90-хгг. вместе с коллегами разрабатывал так называемый «катарсический» метод терапии неврозов. Согласно которому, невроз выступает защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания («вытесняется», но сохраняет свой заряд, в результате чего и возникает невроз. Разрешение и избавление от гнета вытесненного происходит в момент его «воспроизведения» и «интенсивного отреагирования» (переживания «катарсиса»). Следующим этапом в теоретической эволюции ученого стала гипотеза об исключительной роли сексуальности(энергии либидо) в формировании неврозов. Позднее Фрейд ее трансформировал, вынес сексуальность за пределы патологии, стал считать центральным моментом человеческой психики вообще, сделал краeyгольным камнем психоаналитической теории - и именно эта идея произвела фурор: чаще всего Фрейд ассоциируется именно с данным аспектом своей концепции.
Другим важнейшим постулатом психоанализа стало утверждение, что человек - существо многоярусное, его поступки и мысли опосредуются не только директивами сознания, но и некими импульсами, поступающими из сферы вытесненного - бессознательного этажа психики, своеобразного резервуара-накопителя всего изгнанного по тем или иным причинам из сознания. Разумеется, не Фрейд придумал бессознательное, но «подлинно историческое значение сделанного Фрейдом состоит в открытии бессознательного, не на философском или спекулятивном уровне, а на уровне эмпирического исследования» (Э.Фромм). Важнейшим для понимании фрейдовской концепции вообще, и фрейдовскойКУЛЬТУРОЛОГИИ в частности, является категория сублимации, психическая энергия,в ранних работах трактуемая как энергия либидо, формирует очаг напряжения - инстинктивный импульс, который требует разрешения. Однако в силу определенных преград он не может разрядиться естественным образом, а потому трансформируется посредством реактивных образований (стыд, мораль, творчество и пр.), тем самым либидо лишается энергии. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека представляет собой биологически детерминированный процесс инстинктивных сексуальных напряжений и сублимированных форм отреагирования-разряжения (См.: «Толкование сновидений»( 1900), «Остроумие и его отношение к бессознательному»(1905), «Психопатология обыденной жизни»(l904), «Три статьи о теории полового влечения»( 1905) и др.). На страницах учебника по культурологии мы не можем подробно останавливаться на теории и практике психоанализа. Основные положения фрейдовской концепции будут освещаться лишь в той мере, в какой они необходимы для характеристики взглядов ученого на проблемы культуры. По этим же причинам, мы довольствуемся определением лишь тех категорий, без которых изложение психоаналитической культурологической концепции, выдвинутой З.Фрейдом, станет невозможным. Среди таких ключевых понятий – «инстинкт смерти». В ранних работах безраздельно главенствовал, как уже было сказано, сексуальный инстинкт (Эрос). Однако под влиянием событий 1914-1918rr, когда Фрейду пришлось столкнуться с невозможностью объяснить неврозы ветеранов первой мировой войны, находясь в рамках прежней теоретической модели, психоаналитик значительно изменил свои взгляды, радикальным образом трансформировав учение о влечениях. В человеке присутствуют два начала (Эрос и Танатос), и оба - носители жизненной энергии. Теоретической предпосылкой существования Эроса и Танатоса (Эрос·- бог любви, Танатос - бог смерти в греческой мифологии) Фрейд называет Второй закон термодинамики (возрастание энтропии в системах с высоким уровнем организации) – универсальный порядок, которому подчиняются все природные процессы, в т.ч. и человеческая психика. Первоначально и сексуальное влечение, и влечение к смерти были направлены против самой человеческой психики и нацелены ее разрушить, в чем, собственно говоря, и проявлялось термодинамическое стремление к хаосу «тепловой смерти». Затем оба энергетических импульса переориентировались во вне, на внешний мир, что и явилось причиной, как агрессивности человека, так и его притязаний на сексуальное обладание другими. Про6лемам культуры посвящены работы З.Фрейда: «Сон и миф», «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства»(l910), «Тотем и табу» ( J 913), Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1929), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939) и др. Важнейшей предпосылкой фрйдовской КУЛЬТУРОЛОГИИ выступает биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие организма) есть повторение филогенеза (исторического развития организмов), т.е. индивидуальность репродуцирует коллективное, сохраняет то, что однажды случилось в процессе человеческой эволюции. Метод, которым пользуется З.Фрейд -это сведение сложного и простого к примитивному и элементарному. При этом в своем анализе закономерностей существования и эволюции культуры ученый всегда оставался естественником, сторонником сугубо позитивного, опытного знания, выводил все из практики реального функционирования организмов, взятых «как машины», т.е. механизмов, лишенных всякой тайны трансцендентности и абсолютно прозрачных для рационального анализа. Единичное - макет общего, но и общее достаточно просто вытекает из характеристик единичного. Поэтому с такой легкостью Фрейду удавалось практически ничего не меняя в основных постулатах психоанализа применять его в различных областях знания (этнографии, религиоведении, социологии, этике, эстетике и пр.), в том числе и в культурологии. Итак, человек и его психика не сводимы к сознательному, рациональному уровню. Под ним находится бессознательный комплекс, в котором аккумулируется жизненная энергия индивидуальных желаний - «влечения», биохимическая реальность оппозиции Эроса и Танатоса. Объективность влечении задана. Она называется Фрейдом «OHO» (Id). Кроме этого, немаловажную роль в жизнедеятельности играет «верхний этаж», налагающийся на сознание - «Сверх-Я» (Super-Ego), курирующая инстанция, складывающаяся под воздействием индивидуальной истории человека. Не в меньшей степени она программируется и задается филогенетическим прошлым (родовой историей)·- запретами и нормами. И. третий, срединный уровень - это сознание «Я» (Ego), та инстанция с которой чаще всего и идентифицируется человеческая личность в плане желаний, стремлений, волений. Однако «Я» как раз наиболее зависимая часть, она опосредуется и «Сверх-Я», и «Эго», является, по сути, местом, где скрещиваются различные тенденции. Под воздействием табуирующих (табу - запрет) систем «Я» и «Сверх-Я» энергия влечений трансформируется, не находя естественного разрешения и благодаря механизмам конденсации, смещения, проекции и сублимации, переориентируется и инвестируется (т.е. вносится) в определенные идеальные образы культуры. Таким образом, по Фрейду, культура онтологизируется (т.е. обретает статус бытийственности) как система сублимируемых проекций психических энергий (Эроса-Танатоса), возникающих как отреагирование на запреты. В человеческой культуре Фрейд не видит ничего сверхъестественного и мистического, тем ·более воспитательного и положительного: развитие культуры - процесс ничем не отличающийся от биологической эволюции, он также подчинен общим для всего живого законам. Сила Эроса и Танатоса – необходимость, именно ей мы обязаны всем достижениям культуры. Фрейд полагает, что культура передается не через воспитание, но через биологический механизм наследственности. В работе «Недовольство культурой» Фрейд рассматривает культуру с точки зрения того, насколько она является необходимой и естественной для человеческой сущности. Иначе говоря, является ли «культурный человек» - человеком природным, способным с максимальной полнотой реализовать свои желания и потенции. В качестве существа, наиболее приближенного к природе, выступает ребенок - минимально «окультуренный». «Слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми» (З.ФреЙд. Психоанализ. Религия. Культура. М. 1992. с.88). Среди требований культуры Фрейд называет следующие: - Чистота; - Почитание красоты; - Порядок; - уважение и «попечение о высших формах психической деятельности, об интеллектуальных, научных и художественных достижениях, о ведущей роли идей в жизни человека» - способ регуляции отношений между людьми (то, что чаще всего называют «цивилизованными» или «культурными» отношениями). Как и любой человек, который хоть раз в жизни сталкивался с детьми или пытался их воспитывать, приучать к «культуре и вежливости», Фрейд совершенно справедливо заключает: по всем перечисленным ПОЗИЦИЯМ - дети тяготеют к акультурности. Соответственно, общий вывод: культура мало отвечает запросам человека природного она - ограничение его свободы. Итог - неутешителен: « ... нельзя не заметить самого важного - насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность (подавление, вытеснение или что-нибудь еще?) могущественных влечений. Эти «культурные запреты» господствуют в огромной области социальных отношений между людьми». Итак, культураделает человека несчастным, ибо препятствует естественной реализации его «могущественных_влечений». Она – система ограничений которые человек и общество налагают на себя. Человек стремится удовлетворить свои природные влечения. Это по Фрейду - основа счастья. Культура же либо вытесняет влечения на подсознательный уровень, порождая патологические отклонения, либо предлагает сублимированные заменители, тем самым ослабляя удовольствие. Тем не менее, однозначно сказать, что культура - зло, а потому необходимо ее «упразднить», нельзя, ибо, как мы видели, фундаментальными инстинктами человеческой природы являются стремление к безраздельному «обладанию» (Эрос) и агрессивность (Танатос). Поэтому «открыть шлюзы» человеку естественному означало бы ввести общество в состояние хаоса и тотального беспрерывного беспорядка, «войны всех против всех». Своеобразный «общественный договор» - система табу - ставит заслон проявлениям деструкции, но он же несет с собой страдания и недовольство. Подавление разрушительных импульсов, свойственных человеку - важнейшая функция культуры. Она - сугубо репрессивна и цель ее защитить общество от свободного индивида. Кроме того, психика человека действует по гидравлической модели: чем меньше агрессивности реализуется во внешних актах, тем сильнее она давит на индивида, тем больше риск «спонтанного беспричинного всплеска», разрушающего все каноны и запреты. При переориентации синдрома - интроверсии - это также может привести к саморазрушению (вплоть до самоубийства). Поскольку же агрессивность - объективность, постольку ее невозможно осадить никакими институтами. Вечное противостояние Эроса и Танатоса (инстинктов жизни и смерти) составляют фон человеческого существования. «Роковым для рода человеческого мне кажется вопрос: удастся ли - и в какой мере - обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого сосуществования. Наше время представляет в связи с этим особый интерес. Ныне люди настолько далеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легко могут истребить друг друга вплоть до последнего человека ... Остается надеяться, что другая из «небесных властей» - вечный Эрос - приложит свои силы; дабы отстоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником. Но кто знает, на чьей стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы?» - таким вопросом заканчивается работа «Недовольство культурой».о Прогресс культуры – это в сущности, умножение запретов, которые люди на себя налагают, а значит- увеличение давления. В историческом плане первым культурным актом Фрейд считает запрет инцеста (кровосмешение) и раскаяние после убийства «Отца» «сыновьями», случившемся в архаические времена, когда люди жили стадами. В очень сжатом виде сюжетная канва той древнейшей драмы звучит так: Отец - вожак и абсолютный властитель первобытного стада изгонял или умерщвлял всех конкурентов (сыновей), дабы они не посягали на его величие. Однако сыновья, не имея сил справиться с Отцом поодиночке, объединились и убили вожака. Но вместе с устранением вожака, возникла угроза «тотальной войны» сыновей друг с другом за права единоличного наследования, что могло привести к уничтожению всего стада. Тогда-то и был наложен первый запрет, или - заключен договор, в результате которого от части личных притязаний сыновья отказались ради сохранения целостности. После убийства последовало и раскаяние, ибо сыновья по сравнению с Отцом были ничтожны. Этот сюжет, по мнению Фрейда, постоянно репродуцировался на протяжении истории человечества, он служил основой для многих мифов и ритуалов, любая религиозная доктрина в символической форме также воспроизводит в памяти те события. Они сохраняются и в индивидуальной психике каждого человека. Это стало своеобразной моделью практики отчуждения индивидуальных притязаний. Сами же запреты помещаются на уровне «Сверх-Я» - источнике чувства вины (и за свои возможные или действительные прегрешения, и за «не-свои», тянущиеся с незапамятных времен), с помощью которого и в отсутствии внешних цензоров человек чувствует себя поднадзорным. «Там известны два источника чувства вины: страх перед авторитетом и позднейший страх перед «Сверх-Я». Первый заставляет отказаться от удовлетворения инстинктов, второй еще и наказывает (ведь от «Сверх-Я» не скрыть запретных желаний» (Там же. с.119) Таким образом, в понятие культуры З. Фрейда входит слеующие аспекты: - Культура есть результат сублимированных проекций, включающих как систему запретов на естественную экстериоризацию психической энергии, так и формы ее переструктурации и переориентации; - Культура выступает в качестве опробованного веками механизма социализации, который через воспроизведения векового опыта в фантазиях, снах, мифах, играх и пр. дает опыт «всечеловеческих переживаний; - Культура выступает защитным механизмом от агрессивности; - Культура - репрессивна, выступает как общественная сила, направленная на проявления любой человеческой индивидуальности. Культурологическая концепция З.Фрейда - не единственная в психоанализе. Ученики и последователи - наследники фрейдовских принципов, выступавшие зачастуI.O самым яростными ниспровергателями его идей, - высказали также много интересных и даже принципиально-важных мыслей. К.Г.Юнг, Э.Фромм, С.Гроф и др., также как и их великий предшественник, не замыкались узкими рамками психотерапевтической практики, но активно работали в области КУЛЬТУРОЛОГИИ. Личная судьба З. Фрейда не была слишком удачной. Он, всемирно известный ученый, профессор Венского университета, уже тогда - фигура культовая и символическая, после захвата Австрии фашистами был депортирован из страны. Причем лишь после уплаты огромного выкупа, выдачи склада своих книг и настоятельного вмешательства Ф .Рузвельта. Умер великий ученый в Англии, после долгой и очень мучительной болезни (рак горла), практически всеми забытый и покинутый: цивилизованный, очень культурный мир в те дни готовился вступить в войну. Фрейд оказался и тут прав: никакая культура, никакие моральные и религиозные императивы не смогли спасти человечества от катастрофы.
|
|||
|