№ п/п
| Методы обучения
| Действия преподавателя
| Действия обучающихся
| Примеры
|
| Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные)
| Сообщает готовую информацию
| Воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
(Познавательная деятельность обучающихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным. Здесь имеет место).
| - С помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция)
- С помощью печатного слова (учебник, дополнительные пособия).
- С помощью наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы)
- С помощью практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способ решения задачи и т.п.).
|
| Репродуктивные
| Сообщает, объясняет знания в готовом виде.
| Обучающиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя.
(Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция знаний).
|
Примечание:оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.
|
| Проблемного изложения
| Ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания.
| Обучающиеся следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. Но они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя обучающиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.
| Доказательство теоремы.
Опровержение или подтверждение гипотезы
Просмотр проблемного видеоролика
|
| Частично-поисковые
(эвристические)
| Часть знаний сообщает преподаватель. Привлекает обучающихся к выполнению отдельных шагов поиска.
| Обучающиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.
Отвечают на поставленные вопросы или разрешают проблемные задания.
| Проблемная задача.
Эвристическая беседа.
|
Примечание:учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель – обучающиеся – преподаватель – обучающиеся и т.д. Сущность данного метода сводится к тому, что: не все знания обучающимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно. Деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.
|
| Исследовательские
| Совместно с обучающимися формулирует проблему.
Оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
| Обучающиеся самостоятельно разрешают проблему.
| Решение проблемы
|
Примечание: Исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы студент научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем.
Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации преподавателя.
|