Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историография США.



Историография США.

Начало американской историографии принято связывать с хрониками и мемуарами Джона Смита, Уильяма Брэдфорда и Джона Уинтропа, которые отразили историю основания и первые годы существования Виргинии, Нового Плимута и Массачусетса. Некоторые хроники были опубликованы и стали доступными широкому кругу читателей только в XIX в., но на них опирались и продолжают опираться все серьезные исследователи начального периода американской истории. Религиозная окраска колониальных хроник XVII в. вполне очевидна и сразу бросается в глаза. Гораздо сложнее определить политические и особенно классовые позиции их авторов.

Революционный характер носили просветительские идеи Бенджамина Франклина (1706––1790), Томаса Джефферсона (1743––1826), Томаса Пейна (1737––1809), они были непосредственными участниками Войны за независимость 1775––1783 гг. в качестве ее идеологов и политических вождей. Они решительно порвали с теологическими концепциями авторов мемуаров и ранних хроник раннего колониального периода США. Движущие силы истории они видели в росте просвещения, прогрессе знаний и морали. Просветители Т. Джефферсон и Т. Пейн, исходя из принципа народного суверенитета, развивали идею о праве народа на свержение деспотического правителя[10].

Большая роль в собирании, сохранении и распространении документальных источников принадлежала местным историческим обществам. Старейшим и самым авторитетным из них является Массачусетское историческое общество, основанное в 1791 г. Дж. Белкнапом.

Широкий размах в первой половине XIX в. приняла публикация источников, в первую очередь официальных документов федерального правительства. Важнейшей такой публикацией стали знаменитые протоколы конгресса, которые издавались как «Анналз оф конгресс» (1789—1824), «Реджистер оф дебейтс» (1825—1837), «Конгрешнл глоуб» (1833—1873) и, наконец, с 1873 г. как «Конгрешнл рекорд». Самой всеобъемлющей американской публикацией до настоящего времени остаются «Америкэн Стейт пейперс», которые охватывают все аспекты деятельности правительства Соединенных Штатов с 1789 г. по 1830-е годы.

При всех недостатках публикаций первой половины XIX в. они создали документальную основу для будущих исследователей и способствовали распространению в стране исторических знаний. Этой же цели служили и первые курсы истории Соединенных Штатов, принадлежавшие перу А. Холмса, Д. Рамсея, Т. Питкина,        Дж. Бэнкрофта, Р. Хилдрета.

Особое место среди этих авторов принадлежит Дж. Бэнкрофту — крупнейшему американскому историку XIX в. В 1834 г. вышел 1-й том его фундаментальной истории Соединенных Штатов, который сразу же принес автору общенациональную известность. Только за первые 10 лет этот том выдержал 10 изданий и продолжает издаваться вплоть до наших дней. Молодая американская нация нуждалась в большом национальном историке, и таким историком стал Дж. Бэнкрофт. Показательно, что уже начало колониальной истории Бэнкрофт рассматривал в плане зарождения тенденции к независимости, а восстание H. Бэкона для него — «ранний предвестник» будущей независимости Америки[11].

Весьма существенная особенность формирования американской нации заключалась в том, что в Соединенных Штатах на протяжении длительного времени сохранялось рабство. Дж. Бэнкрофт и многие другие американские историки старались не замечать этого неприятного явления. Они писали о свободе и независимости, но не распространялись о существовании в стране «особого института».

В отличие от Бэнкрофта Р. Хилдрет, автор антирабовладельческой книги «Белый раб», не был склонен к идеализации первых поселенцев, а Коттона Мезера в связи с его ролью во время Сейлемского процесса 1692 г. резко осуждал.

С конца 50-х годов активную деятельность по собиранию сначала печатных, а затем и рукописных материалов, относящихся к истории Западного побережья Северной Америки, развернул Г. Бэнкрофт, который привлек к этой работе большую группу специальных помощников. В 1874—1876 гг. был опубликован 5-томный труд о местном населении Западного побережья Северной Америки, а позднее появилась 34-томная история тихоокеанских штатов.

На протяжении большей части XIX в., не говоря уже о более раннем периоде, американские историки обычно не были профессионалами. Политические деятели, богатые купцы, плантаторы, дипломаты, а еще ранее священнослужители занимались историей по преимуществу ради собственного удовольствия. Некоторые, подобно        В. Ирвингу, были талантливыми литераторами, чья изящная и увлекательная манера письма импонировала широким кругам читателей. Как правило, они были убеждены в прогрессе и великом будущем Америки, призванной, по их убеждению, символизировать свободу и открыть новую эру для всего человечества[12].

Последняя треть XIX в. принесла заметные успехи в развитии исторических знаний. Прежде всего выросла источниковая база американской историографии и значительно улучшилась работа с источниками. Были переизданы с большей достоверностью и точностью документы видных политических деятелей.

Серьезные изменения в организационной структуре и общем развитии американской историографии произошли лишь в последние десятилетия XIX — начале XX р. На смену историкам-любителям, богатым «патрициям» и литераторам приходят историки-профессионалы.

Немалое значение имело то, что преподавание истории вводится в колледжах. В ведущих университетах страны стали читать лекции, проводить семинарские занятия, где изучалась методика работы с источниками. Американские историки совершали поездки в Германию, где они усвоили более совершенную технику работы над источником, по возвращении в США многие из них заняли кафедры истории или политических наук в ведущих американских университетах. Колумбийский и Джона Гопкинса университеты начали выпускать «Исторические записки».

В 1884 г. была создана Американская историческая ассоциация. Она получила поддержку правительства, ее отчеты стали публиковаться в официальных изданиях конгресса. В 1895 г. ассоциация начала издавать журнал «Американское историческое обозрение».

В конце XIX в. ведущее место в историографии США занимало «социальное» или «критическое», как его еще называют, течение. Его представители были приверженцами умеренного либерализма или умеренного консерватизма. Историки этого направления в той или иной степени испытали влияние европейского позитивизма. Дж. Фиске писал: «Революция, которая происходит в исторической науке начиная с середины XIX в., так же решительна и всеобъемлюща, как революция, совершившаяся под руководством Дарвина в биологии»[13].

«Властителями» дум нового, XX века становятся представители так называемого «прогрессистского», или «экономического», направления — Ф. Дж. Тернер, Ч. Бирд,   К. Беккер и В. Л. Паррингтон.

Экономическое направление являлось одним из ведущих в американской историографии первой половины XX в. Политическая ориентация его была близка позиции либеральных кругов. Импульс им дал прогрессизм начала века. Значительная часть историков-«экономичтов» разделяла идеи и политику «нового курса» Ф. Рузвельта.

Одним из основоположников экономического направления еще на рубеже веков был Ф. Тернер. А.М. Шелзигер-старший, тоже из «экономистов», критиковал Тернера: сейчас нужна такая постановка вопроса, в свете которой «городская динамика» стала бы в центре объяснения исторического процесса[14].

Характерные черты нового варианта экономизма особенно рельефно проявились в исторической концепции Чарльза Брида (1874––1948). Он отверг концепцию Тернера и стремился объяснит историю США, исходя из роста промышленности. В итоговом труде «Подъем американской цивилизации» (1927) Бирд наиболее полно выразил свою концепцию.

Характерной чертой послевоенной американской историографии стало укрепление и расширение консервативных тенденций. На это были свои причины: в условиях «холодной войны» и расцвета маккартизма любая критика американской истории стала казаться опасной, а Ч. Бирд (1874––1948) превратился в подозрительного либерала и даже крамольного радикала. «Мы нуждаемся в истории США, написанной со здравой, консервативной точки зрения»,— заявил в президентском послании Американской исторической ассоциации в 1950 г. профессор С. Э. Морисон[15].

В основе новой консервативной интерпретации истории США лежали теория «консенсуса» (согласия), всемерное подчеркивание единства и стабильности американского общества, преуменьшение и даже отрицание роли классовых и социальных различий.

В общей форме идеи «консенсуса» были кратко сформулированы Р. Хофстедтером в январе 1948 г. в предисловии к книге «Американская политическая традиция и люди, которые ее сделали». По мнению Хофстедтера, политические традиции США свидетельствовали о существовании в стране общего идеологического климата, а в прежних исторических исследованиях на первый план выдвигался политический конфликт.

Теория «консенсуса» оказала мощное воздействие на всю послевоенную историографию, но и в период ее расцвета (50-е годы) в американской исторической науке продолжали сохраняться самые различные концепции, школы и направления.

Политический и идеологический климат бурных 60-х годов (резкое обострение в стране социальных противоречий, подъем рабочего и негритянского движений, широкий размах антивоенных демонстраций, выступления молодежи и т. д.) способствовал размыванию консервативного «согласия».

В 60-70-е годы в американской историографии завоевали широкое признание такие новые направления и отрасли исторической науки, как количественная история (клиометрия), «новая социальная» и «новая политическая история», большое распространение получили различные междисциплинарные методы. В поле зрения интенсивных исследований оказалась история афро-американцев, женщин, индейцев.

Среди либеральных и особенно радикальных историков все большее распространение получил нетрадиционный подход к рассмотрению исторических явлений, исследование событий «снизу вверх», глазами так называемых «молчаливых», примером подобного подхода могут служить труды Г. Зинна, работы А. Янга, Дж. Лемиша об Американской революции XVIII в., книги Э. Пессена.

Со второй половины 70-х и особенно в начале 80-х годов в историографии Соединенных Штатов вновь усиливаются охранительные, консервативные и апологетические тенденции. Этому способствовала широкая пропагандистская кампания в связи с 200-летием Американской революции, а также общее изменение политического климата в стране.

 

 

 


[1] История исторического знания: Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М: Дрофа, 2004. – 288 с.

                                                                                    

[2]         Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки / под ред. И.С. Галкина – М.: Изд–во Моск. ун-та, 1977 – с. 86

[3] История исторического знания: Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М: Дрофа, 2004. – 288 с.

 

[4]         Шапиро А.Л. Историография.

[5] История исторического знания: Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М: Дрофа, 2004. – 288 с.

 

[6]         Шапиро А.Л. Историография.     

[7]         Всемирная история. Энциклопедия Т 5. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958 – с. 425

[8] История исторического знания: Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М: Дрофа, 2004. – 288 с.

 

[9] Корнева Л. Н. "Германский фашизм: немецкие историки в поисках объяснения феномена национал-социализма (1945- 90-е годы)"/ Учеб. пособие.- Кемерово: КемГУ, 1998.-128 с.

 

[10]        Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки / под ред. И.С. Галкина – М.: Изд–во Моск. ун-та, 1977 – с. 35

[11]        История США Т. 1 / под ред. Г.В. Севастьянова – М.: Наука, 1983 – с. 640

[12]        Там же, с. 641

[13]        Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки / под ред. И.С. Галкина – М.: Изд–во Моск. ун-та, 1977 – с.199

[14]        Историография Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки / под ред. И.С. Галкина – М.: Изд–во Моск. ун-та, 1977 – с. 359

[15]        История США Т. 1 / под ред. Г.В. Севастьянова – М.: Наука, 1983 – с 642



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.