|
|||
Основные центры изучения истории России в США
Концепция тоталитаризма. Она существовала и до войны, но Советский Союз не вписывался в эту концепцию. Под тоталитарным обществом подразумевались унитарное общество нацизм и фашизм. В СССР был федерализм и интернационализм. Поэтому эту теорию не использовали до войны. А после войны - это модно. Профессор КЕЛСОН - Политическая история тоталитаризма- Калифорнийский университет - 1948 г. Он дал характеристику тоталитаризму - имелся в виду полный контроль над гражданами. Теперь Советский Союз оказался более тоталитарным, чем ранее фашизм в Италии и даже нацизм в Германии. Получилась очень удачницей посыл. Встал вопрос о соотношении с хронологией. А Китай третьего века? Это тоталитаризм? Или Рим диктатуры Суллы? С этой точки зрения стала важной работой 1956 г. - Фридрих и Бжезинский - "Тоталитарная диктатура и автократия". Теперь тоталитаризм стал новой формой строя в период современного индустриального общества. Нужен контроль через СМИ и другие инструменты. В Риме Суллы такого не было. Были вдвинуты еще шесть признаков тоталитарного общества. 1) Контроль над экономикой 2) Одна идеология 3) Одна партия с одним лидером 4) Наличие тайной полиции 5) Контроль над вооруженными силами, вплоть до личного оружия 6) Контроль над СМИ, культурой и прочим
О причинах многие говорили. Большинство видело это в идеологии. Англичанин Норман Стоун выдвинул теорию первородного греха большевизма. Близок к этой позиции Ричард Пайпс. Мол идеология навязана обществу. Были историки, которые дополнение этот подход. Вернадский считал, что большую роль сыграли географические и национальные особенности. Кто-то говорил об экономических причинах (Экономист-историк Александр Гершенкрон). Он позже вывел фальсификацию советской статистики. Теория тоталитаризма придала идею о том, что тоталитаризм можно уничтожить только извне. XX съезд дал новые темы для обсуждения историками. Надо было объяснить, что произошло Кэннон младший объяснял это тем, что есть изменения в рамках тоталитарного строя. Историк Даниэльсон утверждал, что съезд был ревизией сталинизма, а не тоталитаризма. Теория осталась жива. Фридрих считал, что тоталитаризм не изменяем, а "оттепель" - фикция. Адам Улом - придерживался идеи эрозии тоталитаризма. Тоталитарная концепция оставалась ключевой. В 1970-е гг. тоталитарная концепция получила вызов от социальных историков (ревизионистов). В США социальная школа получила развитие в 1950-е - 1960-е гг. Появляется куча журналов. Период разрядки тоже имел свое влияние на идеи историков. Можно назвать бунт учеников, против учителей. Пошла жесткая критика со стороны авторов. Стивен Хоуэн (биограф Бухарина) показал, что в СССР есть альтернативы - Бухарин Сталину. Он заявил, что в тоталитарной истории нет проблемы. Но надо сказать, что у историков тоталитарной концепции не было источников, кроме нормативных актов. Смоленский архив - как пример. Гетти - историк, изучавший архив очень активно. Доказал, что репрессии были интересны и низам. Некоторые тоталитарные историки стали социальными - например Хеймсон. Зива - его умница. Он увидел на примере меньшевиков, альтернатива большевизму. Гетти тоже стал социальным историком. Он говорил, что сталинский режим - это этап смены элит, сравнимый с революцией. Петерим Сорокин - выдвинул теорию страт. Стало гораздо интереснее изучать альтернативы тоталитаризму в СССР. Социальные историки считали, что негативные стороны советского строя - таков был запрос части общества, пускай и меньшинства. В 1990-е гг. - социальные историки берут верх над тоталитарными. Основные центры изучения истории России в США Гарвард, Колумбийский, Стэнфорд
|
|||
|