|
|||
Основные разделы философии, ее главные проблемы и вопросы.4. Основные разделы философии, ее главные проблемы и вопросы. 1. Онтология(от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение) - учение о бытии, т.е. рассуждения обо всем существующем, о том, что такое бытие материальное и духовное, их соотношение, что такое субстанция (основа), пространственно-временные характеристики мира, его конечность и бесконечность. Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств. К основным онтологическим проблемам можно отнести следующие вопросы: «Наш мир когда-то возник или был всегда?»; «Он погибнет или является вечным?»; «Проблема бытия и небытия»; «Есть ли в мире какие-то сверхъестественные сущности (Бог, дух)?»;«Существуют ли универсальные законы, упорядочивающие Вселенную, либо в ней господствуют хаос и случайность?»; «Что такое движение, пространство и время?»; «Как существует человеческое сознание – независимо от материальной оболочки, и тогда оно бессмертно, либо оно зависимо от тела и умирает вместе с ним?». Разделяют два противоположных направления философской мысли – идеализм и материализм. Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично - дух или материя? Материалисты за основу берут материю (это то, что воспринимается органами чувств, но существует независимо от них), а сознание рассматривают как ее исторический продукт, как нечто вторичное. Идеалисты первичным считают дух, сознание, которые породили из себя материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: 1) субъективный идеализм – его представители считают первичным сознание, которое конструирует для себя образ внешнего мира; 2) объективный идеализм - сторонники которого считают первичным мировой дух, существующий до материи и независимо от нее Родоначальником объективного идеализма является Пифагор, утверждающий, что число – это основа всего сущего. Спор о первенстве материального либо духовного начал является основным и до сих пор нерешенным вопросом. В ХХ в. в философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. полагали, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема человеческой экзистенции (подлинного существования), то есть проблемы свободы, смысла жизни и счастья. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами. И люди издавна ставили вопрос: существует ли какая-то единая основа, первоначало, какой-то незримый фундамент, что делает все вещи живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться? Что действительно существует? Тем самым поднимая проблему «Архэ». Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия. Для ранних греческих философов поиски бытия – это поиски первовещества, из которого сделаны все вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку. Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны. 2. Гносеология (теория познания) - учение о познаваемости и пределах познания мира, о его структуре и содержании, роли субъекта в познавательской деятельности, о видах и критериях знания, об истине, заблуждении и вере. Она изучает соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического познания, обосновывает методологию научных исследований. Главной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира, вопрос о том, что такое знание, истина? Насколько мы можем быть уверены, что внутренние образы нашего сознания адекватно отражают действительность? Проблемы гносеологии становятся центральными проблемами нового времени. Большинство философов уверены в результатах познания, что мир всё таки познаваем, и предлагают различные критерии проверки истинности знаний. Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (от греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов, признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а данное направление - скептицизм. Гносеология имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим размышления о том, правдивы ли наши знания об окружающем мире или нет – можно ли вообще познать истину. Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в том числе и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины. Больше того, это имеет, по мнению философов - рационалистов, онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель (1770 – 1831гг.)считал, что ум – это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика - их истинная природа. Гносеологический релятивизм софистов, утверждающий, что истина – это то, что выгодно субъекту, логично приводит софистов к агностицизму, поскольку абсолютизация относительности истины вплоть до ее субъективности означает отрицание истины вообще. Об этом свидетельствует тезис старшего софиста Горгия, утверждающего, что ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если познаваемо, то невыразимо. Фактически в этом тезисе выражены три позиции: 1) ничто не существует безотносительно к субъекту, идеалистический тезис Протагора; 2) если существует, то непознаваемо - выражение агностицизма; 3) если познаваемо, то невыразимо – иррационализм. 3. Антропология - учение о человеке, о его происхождении, становлении, смысле жизни. Вопросы данного раздела – как возникло человечество, есть ли в нас врожденная человеческая сущность (от Бога или природы) либо мы ее формируем, постепенно становясь человеческой личностью; в чем смыслдеятельности; возможны ли свобода и бессмертие и др. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенное качество, что отличает его от животных, выявить суть человека. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?» - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека". Философия изучает культуру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. 4. Социальная философия и философия истории – учение о закономерностях функционирования и развития общества. В ней выстраивается образ человеческого общества как целостной системы, выявляются, обсуждаются вопросы логики исторического процесса, возможности прогресса и его критериев, проблемы и перспективы современной цивилизации. Социальная философия рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. 5. Этика- это учение о нравственности, морали, практическая философия, которая учит оценивать различные ситуации для возможных правильных поступков. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы. 6. Эстетика - это теория прекрасного. Эстетика, как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, что такое красота и где она пребывает, в мире самом по себе, что в нашем сознании и представлениях, старается выяснить внутренние законы эстетического. 7. Диалектика – учение о развитие общества, природы. Родоначальник - Сократ 8. Логика – самостоятельная наука о законах и формах мышления, которая изучает формальные отношения в языке. Подводя итог, можно сказать, что специфика философских проблем заключается в том, что это задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными, так как ответы на них в каждую следующую эпоху переосмысливаются. Слова Сократа «Я знаю только то, что я ничего не знаю..» показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее.
|
|||
|