|
|||
Великобритания : экономическое лидерство иВеликобритания : экономическое лидерство и политические реформы
«МАСТЕРСКАЯ МИРА»
После 1815 г. экономика Англии переживала нелёгкие времена. Упал спрос на металл, другие страны отгородились от английских товаров высокими пошлинами. Однако у Англии был ряд преимуществ. Она являлась первой страной промышленной революции — и это главное. Ремесленники в остальной Европе не могли тягаться с английскими машинами. Вдобавок конкуренция Франции на время была устранена, и Англия господствовала на огромных неевропейских рынках сбыта. К тому же существовал товар, пользовавшийся особым спросом, — английские машины. К середине 1820-х гг. был снят запрет на их вывоз и выезд английских мастеров. В результате за следующие 25 лет экспорт машин возрос в 6 раз. В Англии появились и первые железные дороги, давшие толчок развитию всей экономики. В остальной Европе промышленная революция только начиналась, а в Англии к середине XIX в. она уже закончилась: машины начали производиться заводским способом, тяжёлая промышленность становилась ведущей отраслью экономики. К этому времени Англия производила почти половину мировой промышленной продукции, став настоящей «мастерской мира». Достижения английской промышленности, показанные в 1851 г. на первой всемирной выставке в Лондоне в специально построенном Хрустальном дворце, потрясли современников. «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Другой социальный полюс занимала буржуазия, составлявшая в 1840 г. лишь 1% населения. Постепенно она сливалась с дворянством в единый высший слой. В 1801 г. была окончательно присоединена Ирландия. Страна отныне называлась Соединённым королевством Великобритании и Ирландии. Главным государственным символом стал «союзный флаг», или «юнион Джек». Он соединял в себе шотландский флаг Святого Андрея (косой белый крест на синем поле), английский флаг Святого Георга (прямой красный крест на белом поле) и ирландский флаг Святого Патрика (косой красный крест на белом поле).
«ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В начале XIX в. новые группы населения не располагали многими политическими правами. Выросшие города почти не имели избирательных округов, а опустевшие деревни превратились в «карманные» округа местной знати. В парламенте преобладала партия крупных землевладельцев — тори. В их интересах в 1815 г. были приняты хлебные законы о высоких пошлинах на ввоз продукции сельского хозяйства. Выросли цены на хлеб и сырьё для фабрик, от чего страдали и рабочие, и предприниматели. Началось движение за реформу парламента, отмену хлебных законов и свободу торговли. В 1832 г. правительство вигов провело реформу против «карманных» округов, в городах право голоса получила средняя буржуазия. В 1846 г. хлебные законы были отменены, страна стала переходить к свободной торговле. В борьбе за реформы в 1830-е гг. вокруг вигов складывалась Либеральная партия, а вокруг тори — Консервативная. Так развивалась двухпартийная система. Первоначально Ирландии было обещано участие в английском парламенте и прекращение ущемления прав католиков. Однако это произошло лишь в 1829 г. под давлением ирландского движения во главе с Д.О'Коннелом. Но ирландцы продолжали бороться за автономию, а возникшее в 1850-е гг. движение фениев - за полную независимость страны. Ирландский вопрос на долгие годы стал одной из самых сложных внутренних проблем Англии. «РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ» Тяжёлое положение толкало рабочих на борьбу, но её отличительной чертой в Англии были мирные методы. Исключение составляли лишь луддиты, которые в 1810-х гг. ломали машины, считая их корнем всех бед. Преобладали же два других пути — борьба за участие рабочих в парламенте для принятия выгодных для них законов и создание профсоюзов для защиты их экономических прав. Под руководством У. Ловетта в 1836 г. возник чартизм (от английского слова charter — хартия, грамота). Главным требованием Народной хартии, программы чартистов, было всеобщее избирательное право. В 1830-1840-е гг. они трижды безуспешно подавали петиции в парламент с этим требованием, собирая до 5 млн подписей.
|
|||
|