|
|||
Н. ДЕМИДОВ 4 страницаВы сами понимаете, что не к Константину] Сергеевичу] обращаться мне за сочувствием или помощью касательно этой книги. Что из того, что я оказался формально от Вас так далеко, как будто даже и "врагом"? Вот смотрите, к чему привело меня настойчивое, честное и горячее отношение к моему делу, и кто, в конце концов, оказывается мне чужим и далеким. Как только я стал набредать на все то новое, что, мне кажется, является единственно верным, с того времени все яснее и яснее становилось для меня, что не Константину] Сергеевичу], а именно Вам близко будет то, что я думаю и над чем работаю. Я обращаюсь к Вам с совершенно открытой душой и полным доверием: вся Ваша творческая жизнь свидетельствует о том, что вы поступаете так, как с Вашей точки зрения нужно сейчас для дела искусства, а не своей личной карьеры. Больше 20 лет назад на гражданской панихиде по Сулержицкому Вы сказали замечательные слова, может быть Вы этого уже и не помните: "Истинное искусство всегда революционно, всегда радикально и всегда идеально". Мне кажется, моя работа не отступает ни от одного из этих требований. Сейчас я прошу немногого: прочесть десяток-другой страниц из моей книги. Я посылаю 2-ю главу". (53) Ответов на письма Демидова к Станиславскому, к Москвину и к Немировичу-Данченко в архиве Демидова не обнаружено. Может быть в какой-то мере откликом на письмо Демидова к Станиславскому было то настроение Станиславского, его чувство одиночества, на которое он жалуется Качалову (54) в декабре 1936 г., упрекая себя в том, что "на многих не обратил должного внимания, многих недооценил, многим не помог как следует вскрыться и проявиться вовсю." (55) Как знать, может быть, не помешай смерть Станиславского, общая цель, дух новаторства снова объединили бы Станиславского с Демидовым в общей работе? Увы, она помешала... После смерти Станиславского отстранение Демидова от Станиславского "верными последователями" "системы" приобрело, прямо говоря, характер гонения и травли: увольнение Демидова из Театрального Училища им. Щепкина при Малом театре, где он преподавал в предвоенные годы, полное исключение самого имени Демидова из истории МХАТ'а, да и вообще из театроведения, сокрушительные "внутренние рецензии" в издательство "Искусство" на рукопись книги Демидова "Искусство жить на сцене" — на его голову посыпались грозные обвинения в "идеализме", "мистицизме", в "безыдейности" и т.д. и т.п. в духе того времени. Не случайно Демидову, чтобы продолжать работу режиссера и педагога, в последнее десятилетие жизни приходилось уезжать из Москвы то в Карелию, то на Сахалин, то в Бурято-Монголию. Но и в этих тяжелейших условиях Демидов продолжал свою работу. В 1943 г. в Карело-Финском национальном театре, эвакуированном из Петрозаводска в Беломорск, Демидов показал великолепный по отзывам Каверина и Штайна (56) спектакль "Нора" Г.Ибсена (57). К сожалению, трагическая смерть исполнительницы роли Норы, Ирьи Витайнен, не позволила, как планировало ВТО, привезти этот спектакль для показа в Москву. Спектакли Театра Советской армии сахалинского военного округа, где Демидов был художественным руководителем, также были высоко оценены зрителями и критикой. Самую высокую оценку получила работа Демидова в Бурято-Монгольской театральной студии в г. Улан-Удэ. Тяжелая болезнь сердца вынудила Демидова вернуться в Москву и приковала его к постели. Последние три года жизни он целиком посвятил работе над своими книгами и попыткам пробить окружившую его "стену" — издать хотя бы одну из книг. Увы, "оборона" была слишком крепкой. Осенью 1953 года Н.В.Демидова не стало. Смерть прервала работу. "Дон Кихот!.." — были его последние слова. Остался огромный архив Н.В.Демидова — кладезь новых открытий и исследований в области творчества актера и творческой деятельности человека вообще. Итогом многолетних исследований Демидова явились рукописи трех книг и подготовленные по темам записи к четвертой книге: "Искусство актера в его настоящем и будущем", "Типы актеров", "Искусство жить на сцене", "Работа актера над ролью, его высшие достижения и В 1965 году, спустя 12 лет после смерти Н.В.Демидова, в годы краткой "оттепели", усилиями учеников Демидова, при поддержке ученых-физиологов удалось, наконец, издать одну из книг — "Искусство жить на сцене", хотя и в сильно сокращенном варианте (с 34-х до 20 авт. л.). Предисловия к книге написаны Б.Н.Ливановым и М.О.Кнебель. (58) Крупные ученые-физиологи (академик Б.М.Теплов, доктор медицинских наук М.Г.Дурмишьян, доктор биологических наук С.Г.Геллерштейн) (59), познакомившись с этой книгой, отмечали, что значение исследований и открытий Демидова выходит за рамки собственно театра. Так профессор Геллерштейн писал в рецензии на книгу "Искусство жить на сцене": "Написанная еще в те годы, когда наука о творчестве находилась в зародыше, книга эта во многом предвосхитила искания ученых, посвятивших себя углубленному изучению творческих процессов. [...] Чрезвычайно характерно, что Н.В.Демидов самостоятельно и независимо от литературных влияний пришел к идее построения специальных упражнений, с помощью которых творческое состояние зарождается, зреет и расцветает. Поэтому мы вправе оценить книгу Демидова как богатый источник идей о творческом процессе вообще. В книге этой мы находим подлинные признаки предвидения путей, по которым должна развиваться наука о творческом процессе. [...] ...книга эта — живой пример творческого подхода к анализу творчества." (60) Книга Н.В.Демидова "Искусство жить на сцене" была выпущена издательством "Искусство" минимальным тиражом (5 тыс. экз.) и сейчас стала библиографической редкостью. Таким образом, архив Н.В.Демидова все еще ждет своего издателя. А между тем интерес к наследию Н.В.Демидова просыпается.
ПРИМЕЧАНИЯ Станиславский (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863—1938), актер, режиссер, основатель Московского Художественного Театра, основоположник "системы" Станиславского — психотехники творчества актера театра "переживания". Сулержицкий (Сулер) Леопольд (Лев) Антонович (1872—1916), режиссер, театральный деятель, педагог, художник. Алексеев Игорь Константинович (1894—1974), сын Станиславского, впоследствии сотрудник музея МХАТ и хранитель дома-музея К.С.Станиславского. Алексеева-Фальк Кира Константиновна (1891—1977), дочь Станиславского, художница, впоследствии хранительница дома-музея К.С.Станиславского. Доницетти Гаэтано (1797—1848), итальянский оперный композитор. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 9 т., М. , 1989, т.2, с.44. Плетнев Дмитрий Дмитриевич (1873—1944), выдающийся терапевт, представитель функционального направления в клинической медицине, что нашло отражение в его уменье лечить не болезнь отдельного органа, а целиком организм больного. Бадмаев Петр Александрович (Жамсаран) (1851—1920), представитель тибетской медицины, автор первых работ по тибетской медицине, опубликованных на русском языке, основал клинику тибетской медицины в России, лечил наследника Николая II, Алексея. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма М., 1953, с.452. Там же. с. 4 61. Демидов Н.В. Автобиография. Автограф. Архив Н.В.Демидова. Хранится у одного из ближайших учеников Н.В.Демидова актера Окулевича Олега Георгиевича. СПб. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. М., 1961, т. 8, с.25. Нотариальная копия. Архив Н.В.Демидова. Маш. копия. Архив Н.В.Демидова. Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943), режиссер, педагог, драматург, основатель Московского Художественного Театра. 13) Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М., 1965, ее. Там же. с. 41. Там же. с. 51. Дузе Элеонора (1858—1924), Великая итальянская актриса; Гаррик Дэвид (1717—1779), великий английский актер; Кин Эдмунд (1789—1833), великий английский актер; Сальвини Томмазо (1829—1915), великий итальянский актер; Мочалов Павел Степанович (1800--1848), великий русский актер; Ермолова Мария Николаевна (1853—1928), великая русская актриса; Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850—1903), великая русская актриса; Орленев Павел Николаевич (1869—1932), великий русский актер. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене, с. 51. Там же. с. 52. Демидов Н.В. Типы актера. Маш. рукопись, с. 124. Архив Н.В.Демидова. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене, с. 47. Демидов Н.В. Автобиография. Автограф. Архив Н.В. Демидова. Публикуется впервые. Там же. Демидов Н.В. Набросок "Вместо предисловия" (к книге "Искусство жить на сцене") Маш. рукопись. Архив Н.В.Демидова. Публикуется впервые. Черновик письма Н.В.Демидова к актеру МХАТ, Москвину Ивану Михайловичу (1874—1946) Автограф. Архив Н.В.Демидова, (см. также прим. 50 и 51) Таиров Александр Яковлевич (1885—1950), режиссер, основатель и художественный руководитель Камерного театра (до 1949 г.) . Нотариальная копия. Архив Н.В.Демидова. Демидов Н.В. Набросок "Предисловия от редактора" к книге Станиславского "Работа актера над собой". Маш. рукопись. Архив Н.В.Демидова. Публикуется впервые. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене, с. 35. Там же. с. 29. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 9 т., т. 2, с. 44. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т., т. 8, с. 412. Лоран Юрий Николаевич, оп. артист (тенор), режиссер Оперного Театра им. Станиславского (с 1924 г.). Мордвинов Борис Аркадиевич, зав. худож. частью и гл. режиссер Музыкального Театра им. Вл.И.Немировича-Данченко . Станиславский К.С; Соколова Зинаида Сергеевна (1865-1950), сестра Станиславского, режиссер Оперного Театра им. Станиславского; Алексеев Владимир Сергеевич (1861-1939), брат Станиславского, режиссер Оперного Театра им. Станиславского. Имеется в виду до сих пор неизданная рукопись книги Демидова "Искусство актера в его настоящем и будущем". Хранится в архиве Н.В.Демидова. Такая книга была написана Демидовым — "Искусство жить на сцене". В ней излагается новая этюдная техника и педагогика, разработанные Демидовым для воспитания актера школы "переживания". Эта этюдная техника и педагогические приемы, найденные Демидовым, тренируют у актера ту психотехнику, которая (как пишет Демидов) "позволила бы ему бытьв состоянии творчества на каждой репитиции, на каждом спектакле". (Н.В.Демидов. Искусство жить на сцене, с. 29) Книга издана в сильно сокращенном варианте в 1965 г., двенадцать лет спустя после смерти ее автора. Автограф. Архив Н.В.Демидова. Публикуется впервые. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 9 т., т. 2, с. 42. Там же. с. 439. Нотариальная копия. Архив Н.В.Демидова. Датируется по содержанию. Минаев Минай Германович, режиссер, педагог мастерства актера. Микель Анджело Буонаротти (1475—1564), итальянский скульптор, архитектор, живописец, поэт. Величайшая требовательность к себе, высокий идеал в искусстве заставляли Демидова так строго-критично относиться к своей деятельности в области музыкального театра. Демидову не раз приходилось преподавать актерское мастерство оперным актерам: в студии Большого театра, в Московской Консерватории, в Музыкальном Театре им. Немировича-Данченко, в Оперном Театре им. Станиславского. Всюду ученики и актеры сохранили о занятиях с Демидовым самые теплые и благодарные воспоминания. Так, студенты Консерватории писали Черновой автограф. Архив Н.В.Демидова. Публикуется впервые. Датируется по содержанию. Адресат определяется по обращению и по содержанию письма. И.М.Москвин преподавал во вновь открытой в это время студии Станиславского (затем — Драматический Театр им. Станиславского). Демидов, повидимому, дал на прочтение Москвину главы из рукописи своей книги Черновой автограф. Архив Н.В.Демидова. Публикуется впервые. Устанавливается адресат и датируется по содержанию. Черновой автограф. Архив Н.В.Демидова. Публикуется впервые. 54) Качалов (наст. фам. Шверубович) Василий Иванович (1875—1948), актер МХАТ'а. Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С.Станиславского. Летопись в 4-х т., М., 1976, т. 4, с. 459. Каверин Федор Николаевич (1898—1957), режиссер, худож. руководитель Московского Драматического театра. Штайн Георгий Георгиевич (р. 1911), театральный критик. Ибсен Генрик (1828—1906), норвежский драматург, поэт. Ливанов Борис Николаевич (1904—1972), актер МХАТ'а, воспитанник Н.В.Демидова по школе МХТ-1. Кнебель Мария Осиповна (1898—1985), актриса, режиссер, педагог. Среди учеников Демидова, кроме Ливанова, можно назвать таких ставших впоследствии известными актеров, как Плотников Теплов Борис Михайлович (1896—1965), психолог, действ, член АПН РСФСР. Основные труды посвящены исследованию способностей и индивидуальных психологических особенностей человека, разработке новых методик их экспериментального изучения. Геллерштейн Соломон Григорьевич (ум.1967), психолог, доктор биологических наук, профессор Института психологии АПН СССР, член секции авиационной медицины Московского Общества физиологов. Занимался вопросами Геллерштейн С.Г. Наука о творчестве. Театр. 1968, N 7, с. 78.
|
|||
|