|
|||
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьниковСтр 1 из 2Следующая ⇒
Шифр ____________ Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс 2020 – 2021 учебный год Время проведения - 120 минут. Максимальное количество баллов – 56. Часть 1.Задание включает 20 вопросов, к каждому из которых предложено 4 варианта ответа. Необходимо выбрать только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Вариант ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого: 2. Рисунок справа иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства: 3. Важной чертой обмена веществ многих животных, в отличие от растений и грибов, является: 4. Основная (элементарная) единица биологической систематики организмов: 5. Наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний: 6. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки. Тем не менее, установлено, что меньше всего бактерий встречается в высокогорной местности. Это можно объяснить тем, что в горах: 7. Наличие у грибов мицелия с большой площадью поверхности является приспособлением к: 8. В процессе анатомо-морфологического исследования структуры, обозначенной на рисунке цифрой «1», невозможно обнаружить: 9. На рисунке показан агротехнический прием (А), 10. Голосеменное растение, имеющее мягкие, светло-зеленые листья, которые сидят на стебле пучками и опадают на зиму: 11. На рисунке представлены поперечные срезы органов растений А и Б соответственно: 12. К растениям-паразитам относят: 13. Если в эпидермисе листа исследуемого цветкового растения отсутствуют устьица, то наиболее вероятно, что оно является обитателем: 14. Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке справа. Это растение: 15. Наибольший вред двудольному растению может принести удаление: 16. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий явление: 17. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами, к ракообразным относится: 18. Диффузный тип нервной системы характерен для: 19. Процесс дыхания у изображенного на рисунке справа организма: 20. На рисунке изображён поперечный срез: Часть 2. Вам предлагается 10 тестовых заданий с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Вариант ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. Перекрестное опыление растений может происходить благодаря: 1) насекомым; 2) птицам; 3) двустворчатым моллюскам; 4) человеку; 5) летучим мышам. а) 1, 2, 5; б) 1, 2, 3, 4; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 4, 5. 2. Продукты жизнедеятельности в организме человека выделяются через: 1) легкие; 2) печень; 3) почки; 4) пищеварительную систему; 5) кожу; а) 1, 2, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 1, 3, 4, 5; г) 3, 4. 3. Из перечисленных органов дыхания к нижним дыхательным путям относятся: 1) альвеолы легких; 2) бронхи; 3) трахея; 4) гортань; 5) глотка а) 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 3, 4, 5; г) 1. 4. Признаки Голосеменных растений: 1) листья с широкой листовой пластинкой; 2) семена лежат открыто, иногда покрыты чешуями; 3) в Северном полушарии образуют огромные массивы хвойных лесов; 4) устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение воды; 5) у многих видов в коре и древесине имеются смоляные каналы; 6) Отдел Голосеменные представлен двумя классами: Однодольные и Двудольные. а) 3, 5, 6; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 6; г) 2, 3, 4. 5. Из перечисленного списка выберите рудименты человека: 1) аппендикс; 2) многососковость; 3) копчик; 4) волосатость; 5) зубы мудрости; 6) хвостатость. а) 1, 3, 5; б) 2, 4, 6; в) 1, 4, 5; г) 2, 4, 5. 6. Парные плавники рыб: 1) грудной; 2) спинной; 3) брюшной; 4) анальный; 5) хвостовой. а) 1, 3; б) 3, 5; в) 1, 2; г) 1, 4. 7. Печень выполняет функции: 1) образование желчи; 2) синтез биологически активных веществ; 3) обезвреживающую; 4) кроветворную (в эмбриональном периоде); 5) превращение глюкозы в гликоген. а) 1, 2, 3, 5; б) 1, 2, 3, 4, 5; в) 1, 3, 4, 5; г) 1, 3, 4. 8. Лимфатическая система: 1) берет начало от лимфатических капилляров; 2) содержит участки, называемые узлами; 3) возвращает жидкость и белки в систему кровообращения; 4) является важной системой в предотвращении заболеваний; 5) не содержит лейкоцитов. а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 1, 2, 4; в) 1, 2, 3, 4; г) 1, 3, 4. 9. Выберите характеристики, относящиеся к гипофизу: 1) входит в состав переднего мозга; 2) содержит нервную и секреторную ткань; 3) секретирует соматотропный гормон; 4) состоит из нескольких долей; 5) связан с гипоталамусом. а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 1, 2, 3, 4; в) 2, 3, 4, 5; г) 1, 2, 3, 5. 10. У человека белки перевариваются ферментами, которые секретируются в: 1) желудке; 2) слюнных железах; 3) поджелудочной железе; 4) печени; 5) тонком кишечнике. а) 1, 4, 5; б) 1, 3, 5; в) 2, 4, 5; г) 2, 3, 4.
Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). 1. Простые листья встречаются у одуванчика лекарственного и клевера лугового. 2.У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа. 3. Основные запасы воды в клетках растений находятся в пластидах и митохондриях. 4. Корень, развивающийся из зародышевого корешка, называется придаточным. 5.Для кукурузы, как и для всех злаков, характерно отсутствие сердцевины в стебле. 6. В течение всей жизни способны расти листья вельвичии. 7.Только у хордовых имеется стадия эмбрионального развития, отсутствующая у других типов животных, которая называется нейрула. 8. Иксодовые клещи, обитающие в Кемеровской области, являются возбудителями энцефалита. 9.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются рибосомами. 10. Поперечно - полосатые мышцы обеспечивают повороты глазного яблока. Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
|
|||
|