Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников



 

Шифр ____________

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по биологии

9 класс

2020 – 2021 учебный год

Время проведения - 120 минут.     Максимальное количество баллов – 56.

Часть 1.Задание включает 20 вопросов, к каждому из которых предложено 4 варианта ответа. Необходимо выбрать только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Вариант ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого:
а) форма и окраска объекта;
б) рост и развитие во времени;
в) обмен веществ и превращение энергии;
г) разрушение объекта под действием окружающей среды.

2. Рисунок справа иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства:
а) обмен веществ;
б) размножение;
в) раздражимость;
г) движение.

3. Важной чертой обмена веществ многих животных, в отличие от растений и грибов, является:
а) способность к автотрофному питанию;
б) способность к гетеротрофному питанию;
в) выделение продуктов жизнедеятельности через специализированную систему органов;
г) способность выделять тепло.

4. Основная (элементарная) единица биологической систематики организмов:
а) вид;
б) класс;
в) отдел;
г) царство.

5. Наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний:
а) гигиена;
б) анатомия;
в) медицина;
г) физиология.

6. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки. Тем не менее, установлено, что меньше всего бактерий встречается в высокогорной местности. Это можно объяснить тем, что в горах:
а) высока интенсивность ультрафиолетового излучения;
б) низкое содержание кислорода в воздухе;
в) высокая дневная температура;
г) низкая ночная температура.

7.  Наличие у грибов мицелия с большой площадью поверхности является приспособлением к:
а) фотосинтезу;
б) паразитическому образу жизни;
в) усваиванию крупных частиц пищи;
г) питанию путем всасывания растворенных веществ. 

8. В процессе анатомо-морфологического исследования структуры, обозначенной на рисунке цифрой «1», невозможно обнаружить:
а) чешуевидных листьев;
б) придаточных корней;
в) корневого чехлика;
г) зеленых листьев.

9. На рисунке показан агротехнический прием (А),
который:

а) стимулирует образование корневых клубеньков у бобовых;
б) вызывает усиленный рост боковых побегов и ветвление основного стебля растения;
в) целесообразно применять вместо пасынкования для повышения урожайности томатов;
г) никогда не применяют при выращивании однолетников, принадлежащих к семейству сложноцветных.

10. Голосеменное растение, имеющее мягкие, светло-зеленые листья, которые сидят на стебле пучками и опадают на зиму:
а) лиственница;
б) секвойя;
в) эфедра;
г) гинкго.

11. На рисунке представлены поперечные срезы органов растений А и Б соответственно:

а) корней однодольного и двудольного;
б) стеблей двудольного и однодольного;
в) корня однодольного и стебля двудольного;
г) корня двудольного и стебля однодольного.

12. К растениям-паразитам относят:
а) омелу;
б) Петров крест;
в) раффлезию Арнольда;
г) все перечисленные растения.

13. Если в эпидермисе листа исследуемого цветкового растения отсутствуют устьица, то наиболее вероятно, что оно является обитателем:
а) водоема;
б) заливного луга;
в) сухого песчаного места;
г) умеренно влажного леса.

14. Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке справа. Это растение:
а) лилия;
б) чеснок;
в) нарцисс;
г) гладиолус. 

15. Наибольший вред двудольному растению может принести удаление:
а) центральной сердцевины;
б) пробкового камбия;
в) пробковой ткани;
г) коры. 

16. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий явление:
а) фотопериодизм;
б) фототропизм;
в) фототаксис;
г) фотонастия.

17. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами, к ракообразным относится:
а) мотыль;
б) артемия;
в) трубочник;
г) мучной червь.

18. Диффузный тип нервной системы характерен для:
а) кишечнополостных;
б) членистоногих;
в) моллюсков;
г) иглокожих.

19. Процесс дыхания у изображенного на рисунке справа организма:
а) осуществляется специализированными органеллами;
б) осуществляется всей поверхностью тела;
в) осуществляется без участия кислорода;
г) не осуществляется, так как он живет в воде.

20. На рисунке изображён поперечный срез:
а) пиявки;
б) аскариды;
в) бычьего цепня;
г) дождевого червя.

Часть 2. Вам предлагается 10 тестовых заданий с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Вариант ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Перекрестное опыление растений может происходить благодаря:

1) насекомым;       2) птицам;      3) двустворчатым моллюскам;        4) человеку;     5) летучим мышам.

а) 1, 2, 5;          б) 1, 2, 3, 4;      в) 1, 2, 3, 5;       г) 1, 2, 4, 5.

2. Продукты жизнедеятельности в организме человека выделяются через:

1) легкие;       2) печень;            3) почки;        4) пищеварительную систему;        5) кожу;

а) 1, 2, 3, 4;       б) 2, 3, 4;    в) 1, 3, 4, 5;   г) 3, 4.

3. Из перечисленных органов дыхания к нижним дыхательным путям относятся:

1) альвеолы легких;   2) бронхи;  3) трахея; 4) гортань; 5) глотка

а) 2, 3, 4;       б) 1, 2;        в) 3, 4, 5;          г) 1.

4. Признаки Голосеменных растений:

1) листья с широкой листовой пластинкой;  2) семена лежат открыто, иногда покрыты чешуями;   3) в Северном полушарии образуют огромные массивы хвойных лесов; 4) устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение воды; 5) у многих видов в коре и древесине имеются смоляные каналы; 6) Отдел Голосеменные представлен двумя классами: Однодольные и Двудольные.

а) 3, 5, 6;           б) 2, 3, 4, 5;          в) 1, 2, 6;              г) 2, 3, 4.

5. Из перечисленного списка выберите рудименты человека:

1) аппендикс;      2) многососковость;       3) копчик;   4) волосатость; 5) зубы мудрости;    6) хвостатость.

а) 1, 3, 5;             б) 2, 4, 6;          в) 1, 4, 5;        г) 2, 4, 5.

6. Парные плавники рыб:

1) грудной;            2) спинной;         3) брюшной;     4) анальный;            5) хвостовой.

а) 1, 3;            б) 3, 5;            в) 1, 2;       г) 1, 4.

7. Печень выполняет функции:

1) образование желчи;        2) синтез биологически активных веществ; 3) обезвреживающую;       4) кроветворную (в эмбриональном периоде);  5) превращение глюкозы в гликоген.

а) 1, 2, 3, 5;      б) 1, 2, 3, 4, 5;     в) 1, 3, 4, 5;         г) 1, 3, 4.

8. Лимфатическая система:

1) берет начало от лимфатических капилляров;         2) содержит участки, называемые узлами;       3) возвращает жидкость и белки в систему кровообращения;       4) является важной системой в предотвращении заболеваний;         5) не содержит лейкоцитов.

а) 1, 2, 3, 4, 5;         б) 1, 2, 4;           в) 1, 2, 3, 4;      г) 1, 3, 4.

9. Выберите характеристики, относящиеся к гипофизу:

1) входит в состав переднего мозга;    2) содержит нервную и секреторную ткань;        3) секретирует соматотропный гормон;         4) состоит из нескольких долей;   5) связан с гипоталамусом.

а) 1, 2, 3, 4, 5;      б) 1, 2, 3, 4;         в) 2, 3, 4, 5;           г) 1, 2, 3, 5.

10. У человека белки перевариваются ферментами, которые секретируются в:

1) желудке;         2) слюнных железах;         3) поджелудочной железе;     4) печени;      5) тонком кишечнике.

а) 1, 4, 5;       б) 1, 3, 5;         в) 2, 4, 5;            г) 2, 3, 4.

 

Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Простые листья встречаются у одуванчика лекарственного и клевера лугового.

2.У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа.

3. Основные запасы воды в клетках растений нахо­дятся в пластидах и митохондриях.

4. Корень, развивающийся из зародышевого корешка, называется придаточным.

5.Для кукурузы, как и для всех злаков, характерно отсутствие сердцевины в стебле.

6. В течение всей жизни способны расти листья вельвичии.

7.Только у хордовых имеется стадия эмбрионального развития, отсутствующая у других типов животных, которая называется нейрула.

8. Иксодовые клещи, обитающие в Кемеровской области, являются возбудителями энцефалита.

9.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются рибосомами.

10. Поперечно - полосатые мышцы обеспечивают повороты глазного яблока.

Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.