|
|||
Сегодня антропологическая теория объясняет сущность человека через
Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и мир природы — порождает немало проблем. Одно из центральных мест занимает проблема соотношения в нем физического и психического, биологического и социального, материального и духовного. В зависимости от ее решения можно выделить две основные тенденции: - биологизаторскую, в которой абсолютизируется значение природных качеств человека, его близость к животному миру; - социологизаторскую, согласно которой все основные человеческие качества определяются обществом, социальной средой, окружающей человека. Эта проблема остается актуальной, обсуждение ее различных аспектов стимулирует процесс познания человека, помогает решению многих теоретических и практических задач. верным подходом в объяснении сущности человека как природного существа и как личности является обоснование единства в нем природного и социального. При утрате одной из этих сторон человек как человек и человек как личность утрачивает свою определенность. Сегодня антропологическая теория объясняет сущность человека через единство и обособление природного и общественного, материально-физического и духовного, акцентирует внимание на совокупности устойчивых признаков человеческой деятельности, включающей: целенаправленность и целесообразность; творческий, созидательный характер; социальность, единство общения и обособления; индивидуальность и коллективность; осознанность и сознательность, чувственность, рассудочность и разумность; уникальность и универсальность, гармоничность, способность к планированию и управлению и др.
социальные признаки:
* Подумать: В наши дни одной из глобальных стала проблема сохранения человека как биологического и социального вида. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человеке. Как биологический вид человек по сравнению с растениями и животными чрезвычайно пластичен. Всякий другой вид способен выжить лишь в пределах достаточно узкой «экологической ниши», т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек в этом смысле несравненно более универсален, его биологическая организация позволяет адаптироваться к весьма широкому диапазону природных условий. Однако и его возможности далеко не безграничны — существуют конкретные пороговые значения природных условий, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие процессы. Социальные качества человека весьма многообразны. Они постоянно изменяются по конкретно-историческим эпохам, типам общества, сферам жизни и культурам. Но и в социальных показателях жизнедеятельности человека в настоящее время существуют пределы и угрозы. Среди них можно назвать: рост мегаполисов и усиление одиночества человека, подчинение его техническому развитию и культу денег, моральная деградация общества и личности, бюрократизм, авторитаризм и тоталитаризм политического властвования, подавляющие права и свободы человека и др. Следует также учитывать, что во взаимодействии биологического и социального в человеке биологическое является началом более консервативным, а социальное — изменчивым. В условиях современной высокоразвитой технической цивилизации по целому ряду природных и социальных показателей возможности адаптации человеческого организма близки к исчерпанию. При этом имеются в виду не только неблагоприятные физические, но и психологические факторы, глобальные проблемы, увеличение нервно-психических нагрузок в процессе труда и общения между людьми. Это приводит к многочисленным и часто тяжелым стрессовым состояниям и психозам, порождает так называемые «болезни цивилизации»: сердечнососудистые заболевания, психические расстройства, нарушения в иммунной системе и многие другие. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих из названных факторов непосредственно не ощущается людьми и вызывает негативные последствия, которые могут проявиться лишь в более или менее отдаленном будущем. Это затрудняет мобилизацию сил и ресурсов человечества для борьбы с такого рода последствиями.
|
|||
|