Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сегодня антропологическая теория объясняет сущность челове­ка через



 

Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и мир природы — порождает немало проблем. Одно из центральных мест занимает проблема соотношения в нем физическо­го и психического, биологического и социального, материального и духовного.

В зависимости от ее решения можно выделить две основ­ные тенденции:

- биологизаторскую, в которой абсолютизируется зна­чение природных качеств человека, его близость к животному миру;

- социологизаторскую, согласно которой все основные человеческие качества определяются обществом, социальной

                                                                                                                                                             средой, окружающей человека.

Эта проблема остается актуальной, обсуждение ее различ­ных аспектов стимулирует процесс познания человека, помогает ре­шению многих теоретических и практических задач.

верным подходом в объяснении сущности человека как природного существа и как личности является обоснование единст­ва в нем природного и социального. При утрате одной из этих сторон человек как человек и человек как личность утрачивает свою опре­деленность.

Сегодня антропологическая теория объясняет сущность челове­ка через

единство и обособление природного и общественного,

материально-физического и духовного,

акцентирует внимание на со­вокупности устойчивых признаков человеческой деятельности, включающей: целенаправленность и целесообразность; творческий, созидательный характер; социальность,

единство общения и обо­собления; индивидуальность и коллективность;

осознанность и соз­нательность, чувственность, рассудочность и разумность;

уникаль­ность и универсальность, гармоничность,

способность к планиро­ванию и управлению и др.

 

 

 

 

социальные признаки:

  • сознание,
  • речь,
  • трудовая деятельность,
  • особый для людей совместный образ жизни и др.
  • Социальность человека обнаруживается ужев том, что главным в его активности являются не природные инстинкты и рефлексы по программе «стимул — реакция»,                                                    а осознанные поведение, общение и деятельность. На основе сознания всякий человек может осуществлять выбор, вариантно проявлять свою активность в зависимости от интересов, природных и социальных условий.

 

* Подумать:

     В наши дни одной из глобальных стала проблема сохранения человека как биологического и социального вида. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человеке.

Как биологический вид человек по сравнению с растениями и животными чрезвычайно пластичен. Всякий другой вид способен выжить лишь в пределах достаточно узкой «экологической ниши», т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей сре­ды. Человек в этом смысле несравненно более универсален, его биологическая организация позволяет адаптироваться к весьма ши­рокому диапазону природных условий. Однако и его возможности далеко не безграничны — существуют конкретные пороговые значе­ния природных условий, за пределами которых биологическая орга­низация человеческого существа претерпевает необратимые, разру­шающие процессы.

Социальные качества человека весьма многообразны. Они по­стоянно изменяются по конкретно-историческим эпохам, типам общества, сферам жизни и культурам. Но и в социальных показате­лях жизнедеятельности человека в настоящее время существуют пределы и угрозы. Среди них можно назвать: рост мегаполисов и усиление одиночества человека, подчинение его техническому раз­витию и культу денег, моральная деградация общества и личности, бюрократизм, авторитаризм и тоталитаризм политического властво­вания, подавляющие права и свободы человека и др.

Следует также учитывать, что во взаимодействии биологическо­го и социального в человеке биологическое является началом более консервативным, а социальное — изменчивым. В условиях совре­менной высокоразвитой технической цивилизации по целому ряду природных и социальных показателей возможности адаптации че­ловеческого организма близки к исчерпанию. При этом имеются в виду не только неблагоприятные физические, но и психологические факторы, глобальные проблемы, увеличение нервно-психических нагрузок в процессе труда и общения между людьми. Это приводит к многочисленным и часто тяжелым стрессовым состояниям и психо­зам, порождает так называемые «болезни цивилизации»: сердечно­сосудистые заболевания, психические расстройства, нарушения в иммунной системе и многие другие. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих из названных факторов непосредственно не ощущается людьми и вызывает нега­тивные последствия, которые могут проявиться лишь в более или менее отдаленном будущем. Это затрудняет мобилизацию сил и ре­сурсов человечества для борьбы с такого рода последствиями.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.