|
||||||||
С целью исследования передвижения по стеблю воды стебель лилейного растения был помещен в воду, окрашенную красными чернилами. Ниже изображены два поперечных среза стеблей.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021 учебный год Школьный этап. Биология, 11 класс, задания Время выполнения 90 мин. Максимальное кол-во баллов – 66 Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. В благоприятных условиях спора бактерии: а) делится, образуя 3—6 новых спор; б) сливается с другой спорой с последующим делением; в) погибает; г) прорастает в новую бактериальную клетку. 2. Сапротрофные бактерии отличаются от одноклеточных водорослей тем, что: а) не имеют клеточной стенки; б) не имеют цитоплазмы и рибосом; в) питаются готовыми органическими веществами; г) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ 3. Бактерии являются возбудителями: а) клещевого энцефалита; б) чумы; в) коревой краснухи; г) гепатита А 4. Не имеет клеточных перегородок мицелий гриба: а) мукора; б) пеницилла; в) головни; г) трутовика. 5. Особенностью строения клетки большинства грибов является наличие: а) хитина в оболочке; б) хлорофилла в цитоплазме; в) крахмала в вакуолях; г) гликогена в пластидах. 6. Мицелий гриба рода Пеницилл: а) неклеточного строения; б) одноклеточный одноядерный; в) одноклеточный многоядерный; г) многоклеточный. 7. В коробочке кукушкина льна образуются: а) плоды; б) семена; в) споры; г) гаметы. 8. Манную крупу изготовляют из: а) пшеницы; б) проса; в) овса; г) ячменя. 9. С целью исследования передвижения по стеблю воды стебель лилейного растения был помещен в воду, окрашенную красными чернилами. Ниже изображены два поперечных среза стеблей.
Красного окрашивания следует ожидать в следующей из обозначенных структур: а) A; б) B; в) C; г) D.
10. У гусениц бабочек имеется: а) три пары грудных ножек; б) три пары грудных ножек и пять пар брюшных ложных ножек; в) восемь пар ложных ножек; г) конечности отсутствуют.
11. На рисунке изображена овца породы: а) гиссарской; б) каракульской; в) романовской; г) цигайской.
12. Австралийские сорные куры отложенные яйца: а) насиживают сами; б) подкладывают в гнезда других видов; в) зарывают в кучу гниющих листьев; г) оставляют на поверхности, нагретой солнцем. 13. Продолжительность жизни эритроцита составляет примерно: а) 4 дня; б) 4 недели; в) 4 месяца; г) 4 года. 14. Упругость костей обусловлена: а) наличием в строении минеральных веществ; б) наличием в строении органических веществ; в) губчатым строением; г) трубчатым строением. 15. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью: а) костной; б) хрящевой; в) рыхлой волокнистой; г) плотной волокнистой. 16. В клетке транспорт веществ осуществляет: а) аппарат Гольджи; б) клеточный центр; в) эндоплазматическая сеть; г) ядрышко. 17. Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий: а) клетки мякоти листа; б) клетки волос человека; в) клетки мозга собаки; г) клетки кожи человека. 18. В одной цепочке молекулы ДНК на долю аденина приходится 22%, а на долю цитозина — 34%, при этом доля аденина + цитозина во всей молекуле составляет: а) 22%; б) 28%; в) 50%; г) 56%. 19. Из перечисленных организмов к классу Саркодовые относятся: а) стрептококк; б) хламидомонада; в) лямблия; г) амеба дизентерийная. 20. В семейство объединяют растения на основе: а) строения корневой системы; б) жилкования листьев; в) строения цветка и плода; г) строения стебля. 21. Редкий европейский подвид среднего дятла характеризуется ярко выраженной приуроченностью к старовозрастным дубовым лесам. Тесная экологическая связь с дубом делает среднего дятла крайне уязвимым в связи с повсеместным сведением дубрав. Специалисты заповедника «Брянский лес» и Союза охраны птиц России проанализировали, как различные способы рубки леса влияют на охрану вида. В наибольшей степени угрожают сохранению местообитаний среднего дятла: а) ландшафтные рубки, при которых равномерно вырубаются деревья разных возрастов; б) выборочные рубки, при которых удаляются деревья менее ценных, чем дуб, мелколиственных пород; в) постепенные рубки, при которых спелый древостой вырубается вокруг групп подроста постепенно в течение 30—40 лет; г) рубки ухода, при которых убираются усохшие, поврежденные, ослабленные, пораженные вредными насекомыми и болезнями деревья. 22. Функции «главного абиотического редуцента» в наземных экосистемах выполняют: а) бактерии; б) дожди (ливни); в) ветры (ураганы); г) пожары. 23. Успешность опыления в наименьшей степени определяется биотическими экологическими факторами у: а) анемофильных растений; б) энтомофильных растений; в) орнитофильных растений; г) хироптерофильных растений. 24. В какой области биологии была разработана клеточная теория: а) вирусологии; б) цитологии; в) анатомии; г) эмбриологии.
25. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом: а) эксперимента; б) моделирования; в) анализа; г) наблюдения. 26. Бактериофаги - вирусы поражающие: а) растения; б) человека; в) бактерии; г) животных. 27. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции: … + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 а) хлорофилла; б) глюкозы; в) углекислого газа; г) кислорода 28. Определите генотипы родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 75% растений с желтыми и 25% - с зелеными семенами (рецессивный признак): а) АА ˣ аа; б) Аа ˣ Аа; в) АА ˣ Аа; г) Аа ˣ аа. 29. Хромосомный тип определения пола у пчел, муравьев, наездников: а) ХХ – женский организм, ХΥ – мужской организм б) ХΥ – женский организм, ХХ – мужской организм в) 2n – женский организм, n – мужской организм г) ХХ – женский организм, ХО – мужской организм 30. Родители имеют III и IV группы крови, а их дочь – II. Укажите генотипы родителей: а) ♀IВIВ, ♂IАIВ; б) ♀IВIВ, ♂IВI0; в) ♀IВI0, ♂IАIВ; г) ♀IАI0, ♂IАIВ. Часть II.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 16 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Поддержании постоянства числа хромосом вида; 2. Обеспечении процесса роста, развития организмов; 3. Увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру; 4. Повышении организации живых существ; 5. Образовании мужских и женских половых клеток; 6. Обеспечении регенерации и бесполого размножения а) 1, 3, 4; б) 1 , 2, 5; в) 1, 2, 3; г) 3, 4, 5.
а) 1, 2, 3; б) 3, 4, 5; в) 3, 5, 6; г) 1 , 2, 5.
1. Вырабатываются в железах внутренней секреции; 2. Являются белками; 3. Поступают в организм вместе с пищей; 4. Являются в организме источником энергии; 5. Ускоряют протекание химических реакций; 6. У человека выполняют свои функции при температуре около 36◦С. а) 1, 3, 4; б) 1 , 2, 5; в) 2, 5 ,6; г) 1, 2, 3.
1. Являются одноклеточными; 2. Всегда паразиты; 3. Не имеют клеточного строения; 4. Имеют хлоропласты; 5. Имеют рибосомы; 6. Имеют капсид. а) 1, 3, 4; б) 1 , 2, 5; в) 2, 5 , 6; г) 2, 3, 6.
1. Отсутствие зубца R на кардиограмме; 2. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта; 3. Повышенный уровень холестерина в крови; 4. Пониженное артериальное давление; 5. Аритмия сердечных сокращений.
1. Участвуют, как правило, две особи; 2. Половые клетки образуются путем митоза; 3. Исходными являются соматические клетки; 4. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом; 5. Генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей. а) 1, 2, 3; б) 2, 3, 4; в) 1, 4, 5; г) 1, 2, 4. 8. Грибы, как и растения: 1. Имеют хлоропласты; 2. Имеют клеточное строение; 3. Являются прокариотами; 4. Растут в течение всей жизни; 5. Являются эукариотами; 6. Являются автотрофами. а)1, 2, 3; б) 2, 4, 5; в)2, 5, 6; г)2 и 3. Часть III.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «+» или «-». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). 1. В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды. 2. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих. 3. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами. 4. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые. 5. Железы внешней секреции выделяют гормоны. 6. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент. 7. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения. 8. Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках. Часть IV.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12(по 3 балла за каждое тестовое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. 1. Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя. [мах. 3 балла]
2. Соотнесите номер статуса животных в Красной книге РФ (0-5) с его характеристикой. [мах. 3 балла]
|
||||||||
|