![]()
|
|||||
Критерии оценивания
Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021 учебный год Школьный этап. Физика, 10 класс, критерии оценивания Время выполнения 120 мин. Максимальное кол-во баллов – 50 Разработчик Баранова Ирина Антоновна, старший преподаватель кафедры общей физики ИИФиРЭ СФУ
![]()
Решение.
1) Определим время t до столкновения мяча и доски:
2) В системе отсчета, связанной с доской, скорость мяча вдоль оси х будет Затем вернемся в систему отсчета, связанную с землей. В этой системе отсчета проекция скорости мяча на ось х после отталкивания от стенки будет равна:
3) Так как время подъема, равно времени спуска, координата х в момент падения на землю будет равна:
Критерии оценивания 1. Записана формула (1) для определения времени - 2 балла. 2. Учтено, что при взаимодействии со стенкой скорость мяча вдоль оси х меняется на 3. Получено выражение (2) – 2 балла 4. Получено выражение (3) – 2 балла. 5. Получен численный ответ 1 балл.
Задание 2. Любознательная девочка Настя из «Школы космонавтики» катаясь на коньках, увидела, что если она встанет лицом к ветру, то она начинает равномерно двигаться. Определите скорость ветра, если ветер дует параллельно поверхности льда, масса девочки m=60 кг, коэффициент трения полозьев металла о поверхность льда µ=0,015, площадь поверхности Насти в одежде М
Решение Импульс, полученный человеком от одной молекулы воздуха, равен
1)
2) Сила давления, с которой давит ветер на девочку:
3) Площадь поверхности девочки, на которую давит ветер, может быть оценена от 1/3S0 до 1/2S0. 4) В момент начала движения по оси х на девочку действует сила трения и сила давления ветра. Они равны по величине и противоположно направлены:
5) Скорость ветра равна:
6) Значения скорости
Критерии оценивания 1) Записан импульс, получаемый стенкой – 2 балла 2) Выведена формула для расчета силы давления воздуха - 2 балла 3) На основании второго закона Ньютона записана система уравнений (4) -2 балла 4) Выведена формула для расчета скорости ветра – 2 балла 5) Сделана достоверная оценка площади поверхности, на которую давит ветер – 1 балл 6) Получен численный результат – 1 балл Итого: 10 баллов
Задание 3. Поезд двигается с постоянной скоростью v= 1 м/с. Сверху в вагон насыпается песок со скоростью Решение Масса поезда при загрузке песком меняется со временем:
Работа равна изменению кинетической энергии: Так как скорость движения вагона постоянная, то время движения:
С учетом (3) получаем работу равную:
Критерии оценки: 1) Записано изменение массы со временем – 2 балла; 2) Определено время загрузки вагона– 2 балла; 3) Записана теорема об изменении кинетической энергии – 2 балла; 4) Выведена формула для расчета работы – 2 балла; 5) Получен результат – 2 балла. Нет размерности - отнять 1 балл .
Запишем правила моментов сил для случая, когда грузы уравновешены и когда часть льда расплавилась:
Вычтем из уравнения (1) уравнение (2): Количество энергии необходимое для плавления льда массой
С учетом (3) и (4) получаем:
Критерии оценивания 1) Записаны правила моментов -2 балла за уравнения (1) и (2); 2) записан тепловой баланс для плавления льда – 2 балла; 3) получено уравнение (5) – 2 балла; 4) Выведена формула для расчета мощности – 2 балла; 5) получен численный результат – 2 балла. 6) Нет единиц измерения – отнять 1 балл. Итого: 10 баллов
![]()
Решение Рис. 5.1 Рис.5.2
На рисунке 5.1 представлена схема при протекании тока от А к В. В этом случае ток через диод D1 не бежит, так как его сопротивление стремится к бесконечности, в этом месте происходит разрыв схемы.
На рис. 5.2 представлена схема при протекании тока от В к А. В этом случае через диоды D1 и D2 происходит короткое замыкание, так сопротивление диодов равно нулю, ток через R1 не бежит. В первом случае сопротивление цепи:
Во втором случае:
Потребляемая мощность схемой находится по формулам: В первом случае - Во втором - Отношение мощностей:
Критерии оценивания 1) Нарисованы схемы для случаев протекания тока от А к В и наоборот – 2 балла; 2) Объяснено как были получены эти схемы – 3 балла; 3) Записаны формулы для сопротивлений – 2 балла 4) Записаны формулы для мощностей – 2 балла 5) Получен численный результат – 1 балл Итого: 10 баллов
|
|||||
|