|
|||||
Критерии оценивания
Всероссийская олимпиада школьников 2020-2021 учебный год Школьный этап. Физика, 10 класс, критерии оценивания Время выполнения 120 мин. Максимальное кол-во баллов – 50 Разработчик Баранова Ирина Антоновна, старший преподаватель кафедры общей физики ИИФиРЭ СФУ
Решение.
1) Определим время t до столкновения мяча и доски: (1) 2) В системе отсчета, связанной с доской, скорость мяча вдоль оси х будет . Скорость, с которой мяч подлетает к неподвижной стенке, равна скорости после отталкивания. Затем вернемся в систему отсчета, связанную с землей. В этой системе отсчета проекция скорости мяча на ось х после отталкивания от стенки будет равна: (2) 3) Так как время подъема, равно времени спуска, координата х в момент падения на землю будет равна: (3) Критерии оценивания 1. Записана формула (1) для определения времени - 2 балла. 2. Учтено, что при взаимодействии со стенкой скорость мяча вдоль оси х меняется на . Если есть вывод то – 3 балла, нет объяснения – 1 балл. 3. Получено выражение (2) – 2 балла 4. Получено выражение (3) – 2 балла. 5. Получен численный ответ 1 балл. Итого: 10 баллов
Задание 2. Любознательная девочка Настя из «Школы космонавтики» катаясь на коньках, увидела, что если она встанет лицом к ветру, то она начинает равномерно двигаться. Определите скорость ветра, если ветер дует параллельно поверхности льда, масса девочки m=60 кг, коэффициент трения полозьев металла о поверхность льда µ=0,015, площадь поверхности Насти в одежде М 1,8 м2, плотность воздуха ρ=1,3 кг/м3. (10 баллов)
Решение Импульс, полученный человеком от одной молекулы воздуха, равен (1) 1) Число молекул, достигающих стенку за единицу времени, равно: (2) 2) Сила давления, с которой давит ветер на девочку: (3) 3) Площадь поверхности девочки, на которую давит ветер, может быть оценена от 1/3S0 до 1/2S0. 4) В момент начала движения по оси х на девочку действует сила трения и сила давления ветра. Они равны по величине и противоположно направлены:
(4)
(5) 5) Скорость ветра равна: (6) 6) Значения скорости м/с
Критерии оценивания 1) Записан импульс, получаемый стенкой – 2 балла 2) Выведена формула для расчета силы давления воздуха - 2 балла 3) На основании второго закона Ньютона записана система уравнений (4) -2 балла 4) Выведена формула для расчета скорости ветра – 2 балла 5) Сделана достоверная оценка площади поверхности, на которую давит ветер – 1 балл 6) Получен численный результат – 1 балл Итого: 10 баллов
Задание 3. Поезд двигается с постоянной скоростью v= 1 м/с. Сверху в вагон насыпается песок со скоростью =3 т/с. Определите какую работу совершает поезд при загрузке вагона песком. Длина вагона 23,6 м. Решение Масса поезда при загрузке песком меняется со временем: (1) Работа равна изменению кинетической энергии: (2) Так как скорость движения вагона постоянная, то время движения: . (3)
С учетом (3) получаем работу равную: =35400 Дж (4)
Критерии оценки: 1) Записано изменение массы со временем – 2 балла; 2) Определено время загрузки вагона– 2 балла; 3) Записана теорема об изменении кинетической энергии – 2 балла; 4) Выведена формула для расчета работы – 2 балла; 5) Получен результат – 2 балла. Нет размерности - отнять 1 балл .
Задание 4. В помещении с температурой 00С на длинной невесомой перекладине уравновешены лёд и груз массой m=1 кг. Какую мощность подводили ко льду, если пришлось передвигать груз со скоростью для уравновешивания с грузом. Удельная теплота плавления льда расстояние, на котором расположен лед от точки опоры равно 1 м. (10 баллов) Запишем правила моментов сил для случая, когда грузы уравновешены и когда часть льда расплавилась: (1) (2) Вычтем из уравнения (1) уравнение (2): (3) Количество энергии необходимое для плавления льда массой равно: (4) С учетом (3) и (4) получаем: (5) (6) Критерии оценивания 1) Записаны правила моментов -2 балла за уравнения (1) и (2); 2) записан тепловой баланс для плавления льда – 2 балла; 3) получено уравнение (5) – 2 балла; 4) Выведена формула для расчета мощности – 2 балла; 5) получен численный результат – 2 балла. 6) Нет единиц измерения – отнять 1 балл. Итого: 10 баллов
Решение Рис. 5.1 Рис.5.2
На рисунке 5.1 представлена схема при протекании тока от А к В. В этом случае ток через диод D1 не бежит, так как его сопротивление стремится к бесконечности, в этом месте происходит разрыв схемы.
На рис. 5.2 представлена схема при протекании тока от В к А. В этом случае через диоды D1 и D2 происходит короткое замыкание, так сопротивление диодов равно нулю, ток через R1 не бежит. В первом случае сопротивление цепи: (1) Во втором случае:
(2) Потребляемая мощность схемой находится по формулам: В первом случае - (3) Во втором - (4) Отношение мощностей: (5)
Критерии оценивания 1) Нарисованы схемы для случаев протекания тока от А к В и наоборот – 2 балла; 2) Объяснено как были получены эти схемы – 3 балла; 3) Записаны формулы для сопротивлений – 2 балла 4) Записаны формулы для мощностей – 2 балла 5) Получен численный результат – 1 балл Итого: 10 баллов
|
|||||
|