Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА AD



ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА AD

Субъекты и характер их спроса Воздействующие факторы
Домашние хозяйства (личное потребление) • Доходы потребителей • Ожидания (в отношении получаемых доходов и уровня цен) • Налоги с потребителей (на доходы и НДС) • Задолженность потребителей
Фирмы(инвестиции) • Уровень процентных ставок • Ожидания (в отношении получаемой прибыли)  • Уровень налогов (налог на прибыль и корпорационный налог) • Развитие технологии (изменения в потреблении сырья и рабочей силы)
Государство(закупки товаров и услуг) • Изменения в объемах государственных расходов (по линии социальных пособий, субсидий фирмам) • Финансовые программы государства
Внешняя экономика (чистый экспорт) • Изменения в условиях внешней торговли

 

Совокупное предложение (AS = aggregate supply) - общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в эко­номике, в стоимостном выражении.

Обратимся теперь к графическому анализу совокупного предложения. Как известно, график AS изображается в двух вариантах: в простом и сложном. В первом случае используется вариант, внешне очень похожий на схему равновесия на рынке отдельного продукта, единичного товара (см. рис. 4.2).

Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынке предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНД или к величине ВВП:

 

AS = ВНД =ВВП

 

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияют количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала):

 

AS = з/пл + рента + % + прибыль

 

Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит, к росту совокупного предложения.

При анализе совокупного предложения неоклассическая теория рассматривает дополнительное обстоятельство (свое­го рода - усложняющий фактор). Он связан с пребыванием экономики в предкризисном (или послекризисном) состоянии. В связи с этим, кривая становится многоэтапной (рис. 4.6.).

 


 


 

 

Рис.4.6.Кривая AS (отражающая позиции                 Рис.4.7.Воздействие неценовых

2-х школ)                                                                        факторов на AS

 

Кривую AS, представленную в более сложном варианте, принято разделять на три элемента:

1) горизонтальный. Он заимствован из анализа экономи­ческой ситуации Дж. Кейнсом (анализ депрессии). Состояние неполной занятости;

2) переходный (его можно также называть «восходящим»). Состояние, приближающееся к уровню полной занятости;

3) вертикальный (неоклассический). Он связан с анализом стадии развития «перегретой» экономики. Состояние полной занятости (полная занятость – это отсутствие лишь циклической безработицы. Полной занятости соответствует естественный уровень безработицы).

 Для каждого варианта состояния AS характерны, таким образом, свои особые состояния (схема 4.8).

 

Схема 4.8.

 

СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ,

отражаемое кривой совокупного предложения

1. Горизонтальное положение кривой АS (кейнсианский подход к анализу) А) Состояние спада в экономике: • наличие безработицы, • недогрузка производственных мощностей, • малоподвижные цены на товары и производственные факторы (в частности, зарплата практически не меняется). Б) Рост производства (т.е. предложения) может произойти без изменения цен на создаваемые блага (за счет вовлечения неиспользованных ресурсов)
2. Восходящий отрезок кривой Состояние подъема: цены подвижны, • рост цен связан с повышением издержек производства, • происходит все более полное вовлечение ресурсов в производство
3. Вертикальное положение кривой (неоклассический подход к анализу) «Перегретое» состояние экономики, при котором полностью использованы все ресурсы

При использовании многозвенной кривой со­вокупного предложения принято обозначать три варианта равновесия в экономике. Равновесный уровень реального ВВП (Y) - это такой уровень, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее.

Для каждого из трех вариантов харак­терны свои специфичес­кие условия (рис. 4.9).

 


 

Рис.4.9. Равновесие национального рынка в различных условиях.

 

Точка Е1 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т. е. без инфляции. Точка Е2 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 - это равновесие в условиях полной занятости (Y*), но с инфляцией.

На практике состояние равновесия длится достаточно непродолжительный период времени. Приспособление экономики в случае отклонения от различных равно­весных состояний в точках Е1, Е2 и Е3 будет происходить по-разному. На участке 1, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия Е1 будет происходить за счет колебаний в объемах реального ВВП. Фирмы будут сокращать или расширять производство при неизменном уровне цен в стране. На отрезке 2, отклонение от точки Е2 будет сопровождаться приспособлением экономики к равно­весному состоянию путем изменения и уровня цен и объемов выпуска. На участке 3 при отклонении от точки Е3 возвращение к равновесному состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и заработной платы без изменений объема выпуска.

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен:

- более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение;

- более низкие цены сокращают производство и предложение товаров.

Ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения.

К неценовым факторам относят те, которые могут изменить издержки (см. схему 4.5):

- цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные): их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную реакцию;

- рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение. Кривая совокупного предложения сместится вправо;

- правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократиться, кривая сместится влево и наоборот.

Схема 4.5.

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА AS

Субъекты     и характер   предложения Воздействующие факторы
Фирмы (производство благ) • Изменение конъюнктурного развития экономики • Развитие технологии (повышение производительности труда) • Снижение налогового давления • Удешевление ресурсов • Ослабление монопольной власти поставщиков

Как было сказано раннее, в реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие.

Рассмотрим варианты отклонения.

1. Предположим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение: AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

- не изменяя объема производства, повысить цены;

- расширить выпуск продукции.

Практика показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен. В экономике будет наблюдаться рост национального продукта.

2. Допустим, что совокупный спрос меньше совокупного предложения:

AD < AS. Здесь также возможны два варианта:

- сократить производство;

- оставить выпуск без изменения, но понизить цены.

В этой ситуации предприниматели будут сокращать производство и продавать произведенную продукцию по выгодным ценам. Если цель не будет достигнута, то, не изменяя масштаба производства, предприниматели будут постепенно снижать цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В итоге национальный продукт будет снижаться.

2..  Компоненты совокупного спроса: потребление, сбережение и инвестиции. Роль инвестиций и сбережений в экономическом развитии. Модель «инвестиции – сбережения».

    

Создателем современной теории анализа взаимо­связи потребления, сбережения и инвестиций считают английского экономиста Д.М. Кейнса, кото­рый в 1936 г. опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег». По Кейнсу, положительно воздействовать на расширение про­изводства и предложение товаров, способствовать уменьшению безработицы можно лишь путем активи­зации совокупного спроса, т. е. формирования эффек­тивного спроса. Эффективный спрос — это сово­купный платежеспособный спрос, определяющий вы­сокий уровень занятости.

Главными составляющими эффективного спроса выступают потребление, сбережение и инвестиции.

Потребление представляет собой индивидуаль­ное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потреб­ностей людей. Прирост потребления, а, следовательно, и эффективного спроса, устойчиво зависит от прироста дохода. Зависимость эта прямая — чем выше доход, тем выше уровень потребления, и наоборот, чем ниже доход, тем ниже уровень потребления.

Следует заметить, что личное потребление имеет свои особенности: оно растет в меньшей степени, чем растет доход. Это обусловлено действием следующих факторов:

• желание обеспечить себя на старости лет;

• желание купить дорогостоящую вещь (напри­мер, автомобиль);

• стремление застраховать себя на «черный день»;

• и др.

Таково проявление «основного психологического закона», согласно которому с ростом дохода склон­ность к потреблению падает, а склонность к сбереже­нию возрастает. Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потребле­нию (marginal propensity to consume — МРС).

 

 

Величина МРС всегда колеблется между 0 и l, т.е. 0<MPC<1.

Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость.

Сбережения — это та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется, а предназначена для удовлетворения будущих потребностей. Представ­ляет собой разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами. Следовательно, та часть дохода, которая остается неиспользованной на теку­щие производственные и потребительские нужды, на­капливается. Подобно предельной склонности к по­треблению можно определить предельную склон­ность к сбережению (marginal propensity to save — MPS).

 

 

Пример: Допустим, если дополнительный доход человека составляет 100 долл., из которых 80 долл. он потратит на потребление, а оставшиеся 20 долл. - на дополнительные сбережения, то МРС составит 80/100 = 0,8. МРS при этом составит 20/100 = 0,2.

Предельная склонность к сбережению является до­полняющей до единицы величиной по отношению к предельной склонности к потреблению. Например, если МРС = 0,8, то MPS = 0,2, т.е. сумма МРС и МРS всегда равна 1, следовательно, MPS = 1 – MPC.

Равновесное состояние экономики во многом определяет­ся соотношением (и взаимодействием) между сбережениями и инвестированием.  

Инвестиции — это виды материальных и нематериальных ценностей, вкладываемые в предпринимательскую и другие виды деятельности с це­лью получения прибыли или достижения социального эффекта. Под инвестиционной деятельностью, в соответствии с законом, стали пони­мать любую форму вложения капитала.

Объектамиинвестиционной деятельности явля­ются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях хозяй­ства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, науч­но-техническая продукция, интеллектуальные ценнос­ти, другие объекты собственности, а также имуще­ственные права.

 Субъектамиинвестиционной деятельности яв­ляются инвесторы, которые принимают решения о вло­жении собственных, заемных и привлеченных имуще­ственных и интеллектуальных ценностей (государство, орга­низации и предприятия, банки, страховые компании, различные фонды, население).

Согласно действующему законодательству инвестиционная дея­тельность на территории РФ может финансироваться за счет:

■ собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре­зервов инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, де­нежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возме­щения потерь от аварий, стихийных бедствий и т.п.);

■ заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджет­ные кредиты, облигационные займы и другие средства);

■ привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полу­ченные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудо­вых коллективов);

■ денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;

■ инвестиционных ассигнований их государственных бюджетов и внебюджетных фондов;

■ иностранных инвестиций;

■ собственных финансовых ресурсов (самофинансирование).

В самом общем виде инвестиции принято делить на инвестиции в материально-вещественной и денежной формах.Инвестиции в материально-веществен­ной форме— это строящиеся производственные и непроизводствен­ные объекты, оборудование и машины и другие товары, призванные развивать и приумножать основные средства Инвестиции в денеж­ной форме— есть денежный капитал, направляемый на создание ма­териально-вещественных инвестиций, обеспечение выпуска инвестици­онных товаров.

В экономической науке выделяют следующие виды инвестиций: финансовые и реальные; расширения и обновления; прямые и портфельные; долгосрочные и краткосрочные.

Существуют обстоятельства, которые сближают и, одно­временно, разъединяют инвестиции и сбережения. Сближает логика причинно-следственных связей (сбережение - основа для инвестиций). Разъединяют те обстоятельства, что уровень сбе­режений и уровень инвестирования определяется разными об­стоятельствами.

Избыточные сбережения представляют собой тормоз экономического роста.

Для равновесного развития экономики они должны равняться друг другу, т.е. S=I.

От каких же факторов зависят планируемые инвестиции и какие факторы влияют на процесс сбережения? (схема 4.11.)  

СОВОКУПНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ ФАКТОРОВ

На процесс сбережения:

  Психологическая склонность к сбережению (обозначенная Кейнсом в качестве «психологического закона») • Уровень получаемых доходов, S=S(Y) • Уровень процентной ставки (как альтернатива текущему потреблению), S=S(r) • Намерение домашних хозяйств к осуществлению крупных покупок • Сбережения домашних хозяйств в целях удовлетво­рения будущих потребностей (уход на пенсию, расходы на обучение) •Меры предосторожности с ориентацией на экстремальные случаи

На процесс планируемых инвестиций:

  • Банковская ставка процента и ожидаемая норма прибыли предполагаемых инвестиций. (Если ожидае­мая норма чистой прибыли превышает ставку процен­та, инвестирование будет прибыльным. И чем выше эта разница, тем больший интерес проявляют предпри­ниматели к инвестированию. Но если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, инвес­тировать становится невыгодно.) • Налоговый климат в стране • Инфляционное обесценение денег

Схема 4.11

 

 

Процесс инвестирования и сбережения графически мож­но изобразить следующим образом (рис. 4.12.).

 

 

    

 

                    Рис.4.12. Взаимодействие инвестиций и сбережений в экономике

 

      То пространство, которое образуется слева от точ­ки Е, означает, что фирмы обладают планами инвестиро­вания, которые превышают сбережения домашних хо­зяйств. Результат такого положения состоит в том, что то­варные запасы фирм распродаются, фирмам необходимо прилагать усилия по увеличению объемов производства без реального инвестирования. Пространство справа от точ­ки Еобозначает положение, при котором объемы сбереже­ния превышают требуемые для фирм масштабы инвести­рования. Текущее потребление домашних хозяйств отно­сительно уменьшается. Спрос оказывается меньше предло­жения. Товары оседают на складах, производство редуци­рует (сокращается).

 

 

3. Эффект мультипликатора.

Дословно «мультипликатор» означает «множитель». Суть эф­фекта мультипликатора состоит в следующем: с увеличением любого из компонентов автономных расходов увеличивается националь­ный доход общества, причем на величину большую, чем первона­чальный рост расходов. Образно выражаясь, как камень, брошен­ный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости (рис. 4.6).

Рассмотрим влияние автономных инвестиций на рост нацио­нального дохода. Тем самым будет исследован мультипликатор авто­номных расходов.

Проиллюстрируем суть мультипликационного эффекта на при­мере. Допустим, первоначальный объем автономных инвестиций, направленных на строительство нового моста, составляет 1000 млн руб. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресур­сы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка (выделенное слово очень важно) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, напри­мер покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегает­ся. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (произ­водителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потреби­тельских товаров, например автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает за­хватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.


Рис. 4.6. Эффект мультипликатора

 

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 млн руб. в ви­де автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и до­хода более чем на 1000 млн руб., т.е. 1000 млн руб. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор. Как же определить его? Не случайно было выделено слово «часть», когда мы говорили о расходовании заработной платы. Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 млн руб. первона­чальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 млн·руб. часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,75. Следовательно, из 1000 млн руб. только 750 млн руб. будет израсхо­довано, остальные средства будут сберегаться, т.е. MPS = 0,25. По­следующий рост доходов приведет к тому, что из 750 млн руб. тоже будет направлено лишь 75% на потребление, следовательно, при­рост национального дохода, используемого на потребление, соста­вит 750 х 0,75 = 562,5 млн руб. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов. Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвести­циями? Нужно сложить 1000 млн руб. + 750 млн руб. + 562,5 млн руб. + млн руб. Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 4000 млн руб. Эта цифра рассчитана по формуле:


                                                                                                                                       (4.14)

 

т.е. 1000 х (1 + 0,75 + 0,752 + 0,753 + 0,754 + ... ) = 1000 х 1/(1 - МРС) = =1000 х (1/0,25) = 4000 млн pyб

Величина

                                        1 / (1 – MPC)  =   k                             (4.15)

 

и есть мультипликатор автономных расходов.

Таким образом, инвестиции в 1000 млн руб. вызвали четырех­кратный рост национального дохода, используемого на потребле­ние. Мультипликатор, как это видно из формулы (4.15), в которую мы подставили цифры из нашего примера, равен 4.

Формулу мультипликатора можно выразить и через предельную склонность к сбережению:

                                                         k = 1/(1- МРС) = 1/ MPS                                     (4.16)


Чем выше склонность к потреблению и соответственно ниже склонность к сбережению, тем больше k и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный при­рост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода кизменению любого из компонентов автономных расходов, в данном случаеинвестиций.

                                                                                                                                       

Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

Эффект мультипликатора действует не только в сторону повы­шения уровня дохода, или выпуска. Сокращение любого из компо­нентов автономных расходов вызовет кратное сокращение дохода и занятости.

И наконец, важно подчеркнуть, что эффект мультипликатора может проявить себя лишь в условиях экономики неполной занятости. Действительно, если все ресурсы общества задействованы полностью, то откуда же взять дополнительные ра­бочие руки и производственные мощности? В экономике, достиг­шей уровня потенциального выпуска, эффект мультипликатора не сможет работать на дальнейшее расширение дохода, а выльется лишь в повышение общего уровня цен, или инфляцию. Этот при­мер говорит нам о том, что при анализе мультипликационных эффектов очень важно знать, на каком из отрезков кривой совокупного предложения функционирует экономика - кейнсианском или классическом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.