|
|
ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА AD ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА AD | |
Субъекты и характер их спроса | Воздействующие факторы |
Домашние хозяйства (личное потребление) | • Доходы потребителей • Ожидания (в отношении получаемых доходов и уровня цен) • Налоги с потребителей (на доходы и НДС) • Задолженность потребителей |
Фирмы(инвестиции) | • Уровень процентных ставок • Ожидания (в отношении получаемой прибыли) • Уровень налогов (налог на прибыль и корпорационный налог) • Развитие технологии (изменения в потреблении сырья и рабочей силы) |
Государство(закупки товаров и услуг) | • Изменения в объемах государственных расходов (по линии социальных пособий, субсидий фирмам) • Финансовые программы государства |
Внешняя экономика (чистый экспорт) | • Изменения в условиях внешней торговли |
Совокупное предложение (AS = aggregate supply) - общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике, в стоимостном выражении.
Обратимся теперь к графическому анализу совокупного предложения. Как известно, график AS изображается в двух вариантах: в простом и сложном. В первом случае используется вариант, внешне очень похожий на схему равновесия на рынке отдельного продукта, единичного товара (см. рис. 4.2).
Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынке предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике.
Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНД или к величине ВВП:
AS = ВНД =ВВП
На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияют количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала):
AS = з/пл + рента + % + прибыль
Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит, к росту совокупного предложения.
При анализе совокупного предложения неоклассическая теория рассматривает дополнительное обстоятельство (своего рода - усложняющий фактор). Он связан с пребыванием экономики в предкризисном (или послекризисном) состоянии. В связи с этим, кривая становится многоэтапной (рис. 4.6.).
Рис.4.6.Кривая AS (отражающая позиции Рис.4.7.Воздействие неценовых
2-х школ) факторов на AS
Кривую AS, представленную в более сложном варианте, принято разделять на три элемента:
1) горизонтальный. Он заимствован из анализа экономической ситуации Дж. Кейнсом (анализ депрессии). Состояние неполной занятости;
2) переходный (его можно также называть «восходящим»). Состояние, приближающееся к уровню полной занятости;
3) вертикальный (неоклассический). Он связан с анализом стадии развития «перегретой» экономики. Состояние полной занятости (полная занятость – это отсутствие лишь циклической безработицы. Полной занятости соответствует естественный уровень безработицы).
Для каждого варианта состояния AS характерны, таким образом, свои особые состояния (схема 4.8).
Схема 4.8.
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ, отражаемое кривой совокупного предложения | |
1. Горизонтальное положение кривой АS (кейнсианский подход к анализу) | А) Состояние спада в экономике: • наличие безработицы, • недогрузка производственных мощностей, • малоподвижные цены на товары и производственные факторы (в частности, зарплата практически не меняется). Б) Рост производства (т.е. предложения) может произойти без изменения цен на создаваемые блага (за счет вовлечения неиспользованных ресурсов) |
2. Восходящий отрезок кривой | Состояние подъема: • цены подвижны, • рост цен связан с повышением издержек производства, • происходит все более полное вовлечение ресурсов в производство |
3. Вертикальное положение кривой (неоклассический подход к анализу) | «Перегретое» состояние экономики, при котором полностью использованы все ресурсы |
При использовании многозвенной кривой совокупного предложения принято обозначать три варианта равновесия в экономике. Равновесный уровень реального ВВП (Y) - это такой уровень, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее.
Для каждого из трех вариантов характерны свои специфические условия (рис. 4.9).
Рис.4.9. Равновесие национального рынка в различных условиях.
Точка Е1 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т. е. без инфляции. Точка Е2 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 - это равновесие в условиях полной занятости (Y*), но с инфляцией.
На практике состояние равновесия длится достаточно непродолжительный период времени. Приспособление экономики в случае отклонения от различных равновесных состояний в точках Е1, Е2 и Е3 будет происходить по-разному. На участке 1, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия Е1 будет происходить за счет колебаний в объемах реального ВВП. Фирмы будут сокращать или расширять производство при неизменном уровне цен в стране. На отрезке 2, отклонение от точки Е2 будет сопровождаться приспособлением экономики к равновесному состоянию путем изменения и уровня цен и объемов выпуска. На участке 3 при отклонении от точки Е3 возвращение к равновесному состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и заработной платы без изменений объема выпуска.
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен:
- более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение;
- более низкие цены сокращают производство и предложение товаров.
Ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения.
К неценовым факторам относят те, которые могут изменить издержки (см. схему 4.5):
- цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные): их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную реакцию;
- рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение. Кривая совокупного предложения сместится вправо;
- правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократиться, кривая сместится влево и наоборот.
Схема 4.5.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА AS | |
Субъекты и характер предложения | Воздействующие факторы |
Фирмы (производство благ) | • Изменение конъюнктурного развития экономики • Развитие технологии (повышение производительности труда) • Снижение налогового давления • Удешевление ресурсов • Ослабление монопольной власти поставщиков |
Как было сказано раннее, в реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие.
Рассмотрим варианты отклонения.
1. Предположим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение: AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:
- не изменяя объема производства, повысить цены;
- расширить выпуск продукции.
Практика показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен. В экономике будет наблюдаться рост национального продукта.
2. Допустим, что совокупный спрос меньше совокупного предложения:
AD < AS. Здесь также возможны два варианта:
- сократить производство;
- оставить выпуск без изменения, но понизить цены.
В этой ситуации предприниматели будут сокращать производство и продавать произведенную продукцию по выгодным ценам. Если цель не будет достигнута, то, не изменяя масштаба производства, предприниматели будут постепенно снижать цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В итоге национальный продукт будет снижаться.
2.. Компоненты совокупного спроса: потребление, сбережение и инвестиции. Роль инвестиций и сбережений в экономическом развитии. Модель «инвестиции – сбережения».
Создателем современной теории анализа взаимосвязи потребления, сбережения и инвестиций считают английского экономиста Д.М. Кейнса, который в 1936 г. опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег». По Кейнсу, положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, способствовать уменьшению безработицы можно лишь путем активизации совокупного спроса, т. е. формирования эффективного спроса. Эффективный спрос — это совокупный платежеспособный спрос, определяющий высокий уровень занятости.
Главными составляющими эффективного спроса выступают потребление, сбережение и инвестиции.
Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Прирост потребления, а, следовательно, и эффективного спроса, устойчиво зависит от прироста дохода. Зависимость эта прямая — чем выше доход, тем выше уровень потребления, и наоборот, чем ниже доход, тем ниже уровень потребления.
Следует заметить, что личное потребление имеет свои особенности: оно растет в меньшей степени, чем растет доход. Это обусловлено действием следующих факторов:
• желание обеспечить себя на старости лет;
• желание купить дорогостоящую вещь (например, автомобиль);
• стремление застраховать себя на «черный день»;
• и др.
Таково проявление «основного психологического закона», согласно которому с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает. Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume — МРС).
Величина МРС всегда колеблется между 0 и l, т.е. 0<MPC<1.
Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость.
Сбережения — это та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется, а предназначена для удовлетворения будущих потребностей. Представляет собой разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами. Следовательно, та часть дохода, которая остается неиспользованной на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Подобно предельной склонности к потреблению можно определить предельную склонность к сбережению (marginal propensity to save — MPS).
Пример: Допустим, если дополнительный доход человека составляет 100 долл., из которых 80 долл. он потратит на потребление, а оставшиеся 20 долл. - на дополнительные сбережения, то МРС составит 80/100 = 0,8. МРS при этом составит 20/100 = 0,2.
Предельная склонность к сбережению является дополняющей до единицы величиной по отношению к предельной склонности к потреблению. Например, если МРС = 0,8, то MPS = 0,2, т.е. сумма МРС и МРS всегда равна 1, следовательно, MPS = 1 – MPC.
Равновесное состояние экономики во многом определяется соотношением (и взаимодействием) между сбережениями и инвестированием.
Инвестиции — это виды материальных и нематериальных ценностей, вкладываемые в предпринимательскую и другие виды деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Под инвестиционной деятельностью, в соответствии с законом, стали понимать любую форму вложения капитала.
Объектамиинвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.
Субъектамиинвестиционной деятельности являются инвесторы, которые принимают решения о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей (государство, организации и предприятия, банки, страховые компании, различные фонды, население).
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
■ собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и т.п.);
■ заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
■ привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов);
■ денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
■ инвестиционных ассигнований их государственных бюджетов и внебюджетных фондов;
■ иностранных инвестиций;
■ собственных финансовых ресурсов (самофинансирование).
В самом общем виде инвестиции принято делить на инвестиции в материально-вещественной и денежной формах.Инвестиции в материально-вещественной форме— это строящиеся производственные и непроизводственные объекты, оборудование и машины и другие товары, призванные развивать и приумножать основные средства Инвестиции в денежной форме— есть денежный капитал, направляемый на создание материально-вещественных инвестиций, обеспечение выпуска инвестиционных товаров.
В экономической науке выделяют следующие виды инвестиций: финансовые и реальные; расширения и обновления; прямые и портфельные; долгосрочные и краткосрочные.
Существуют обстоятельства, которые сближают и, одновременно, разъединяют инвестиции и сбережения. Сближает логика причинно-следственных связей (сбережение - основа для инвестиций). Разъединяют те обстоятельства, что уровень сбережений и уровень инвестирования определяется разными обстоятельствами.
Избыточные сбережения представляют собой тормоз экономического роста.
Для равновесного развития экономики они должны равняться друг другу, т.е. S=I.
От каких же факторов зависят планируемые инвестиции и какие факторы влияют на процесс сбережения? (схема 4.11.)
СОВОКУПНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ ФАКТОРОВ
На процесс сбережения:
На процесс планируемых инвестиций:
Схема 4.11
Процесс инвестирования и сбережения графически можно изобразить следующим образом (рис. 4.12.).
Рис.4.12. Взаимодействие инвестиций и сбережений в экономике
То пространство, которое образуется слева от точки Е, означает, что фирмы обладают планами инвестирования, которые превышают сбережения домашних хозяйств. Результат такого положения состоит в том, что товарные запасы фирм распродаются, фирмам необходимо прилагать усилия по увеличению объемов производства без реального инвестирования. Пространство справа от точки Еобозначает положение, при котором объемы сбережения превышают требуемые для фирм масштабы инвестирования. Текущее потребление домашних хозяйств относительно уменьшается. Спрос оказывается меньше предложения. Товары оседают на складах, производство редуцирует (сокращается).
3. Эффект мультипликатора.
Дословно «мультипликатор» означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: с увеличением любого из компонентов автономных расходов увеличивается национальный доход общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Образно выражаясь, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости (рис. 4.6).
Рассмотрим влияние автономных инвестиций на рост национального дохода. Тем самым будет исследован мультипликатор автономных расходов.
Проиллюстрируем суть мультипликационного эффекта на примере. Допустим, первоначальный объем автономных инвестиций, направленных на строительство нового моста, составляет 1000 млн руб. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка (выделенное слово очень важно) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.
Рис. 4.6. Эффект мультипликатора
Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 млн руб. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более чем на 1000 млн руб., т.е. 1000 млн руб. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор. Как же определить его? Не случайно было выделено слово «часть», когда мы говорили о расходовании заработной платы. Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 млн руб. первоначальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 млн·руб. часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,75. Следовательно, из 1000 млн руб. только 750 млн руб. будет израсходовано, остальные средства будут сберегаться, т.е. MPS = 0,25. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 750 млн руб. тоже будет направлено лишь 75% на потребление, следовательно, прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 750 х 0,75 = 562,5 млн руб. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов. Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями? Нужно сложить 1000 млн руб. + 750 млн руб. + 562,5 млн руб. + млн руб. Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 4000 млн руб. Эта цифра рассчитана по формуле:
(4.14)
т.е. 1000 х (1 + 0,75 + 0,752 + 0,753 + 0,754 + ... ) = 1000 х 1/(1 - МРС) = =1000 х (1/0,25) = 4000 млн pyб
Величина
1 / (1 – MPC) = k (4.15)
и есть мультипликатор автономных расходов.
Таким образом, инвестиции в 1000 млн руб. вызвали четырехкратный рост национального дохода, используемого на потребление. Мультипликатор, как это видно из формулы (4.15), в которую мы подставили цифры из нашего примера, равен 4.
Формулу мультипликатора можно выразить и через предельную склонность к сбережению:
k = 1/(1- МРС) = 1/ MPS (4.16)
Чем выше склонность к потреблению и соответственно ниже склонность к сбережению, тем больше k и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода кизменению любого из компонентов автономных расходов, в данном случаеинвестиций.
Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.
Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода, или выпуска. Сокращение любого из компонентов автономных расходов вызовет кратное сокращение дохода и занятости.
И наконец, важно подчеркнуть, что эффект мультипликатора может проявить себя лишь в условиях экономики неполной занятости. Действительно, если все ресурсы общества задействованы полностью, то откуда же взять дополнительные рабочие руки и производственные мощности? В экономике, достигшей уровня потенциального выпуска, эффект мультипликатора не сможет работать на дальнейшее расширение дохода, а выльется лишь в повышение общего уровня цен, или инфляцию. Этот пример говорит нам о том, что при анализе мультипликационных эффектов очень важно знать, на каком из отрезков кривой совокупного предложения функционирует экономика - кейнсианском или классическом.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|