Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа ТЭО.19. Лекция (09.10.2020). Сущность рынка, его функции. Структура рынков. Занятие – 80 мин.



Группа ТЭО.19

Лекция (09.10.2020)

Сущность рынка, его функции. Структура рынков

Занятие – 80 мин.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом по темам, представленными в данном файле.

Подготовьте доклад на тему «Антимонопольная политика государства» (можно в электронном варианте), ответьте письменно на контрольные вопросы в рабочей тетради

Фото-отчет выполненной работы до 16.10.2020 на электронную почту техникума по адресу dist-obuchenie@mail.ru (указав группу, фамилию, имя и дисциплину) или на мою страничку в контакте vk.com/id424036712, или на почту malovikn@inbox.ru

 

Литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – с. 119-127

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – с. 192 - 198

 

Цель занятия:

1. Изучить теоретический материал лекционного занятия, сформировать систему знаний о сущности рынка, его функциях и структуре; теории потребительского поведения и функциях государства в рыночной экономике.

2. Научиться определять особенности рыночных механизмов взаимодействия спроса и предложения, конкуренции монополии в рыночной экономике.

План

1. Сущность рынка, его функции. Структура рынков. Основные виды рынков.

2. Инфраструктура рынка. Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения.

3. Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Виды монополистических союзов.

4. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.

5. Государство в рыночной экономике, его функции и роль

Сущность рынка, его функции. Структура рынков. Основные виды рынков.

Формирование рыночных отношений является объективным процессом, развитие которого осуществляется как результат эволюции товарного производства. Важнейшими условиями возникновения рынка являются:

- общественное разделение труда;

- экономическая обособленность субъектов хозяйствования;

- конкурентоспособность продукции, предлагаемой на рынок;

- свободный обмен ресурсами.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение.

Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.

Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Для функционирования современного рынка требуется реализация различных форм собственности и создание рыночной инфраструктуры.

К элементам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены: биржи (товарная, фондовая, биржа труда); сеть оптовой и розничной торговли; маркетинговые организации; банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

1. Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства, при снижении – уменьшают. Регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг.

2. Стимулирующая функция. Побуждает производителей к созданию товаров с наименьшими издержками и получению более высокой прибыли за счет внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

3. Функция демократизации хозяйственной жизни. С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов. За счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

4. Посредническая функция заключается в том, что рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей.

5. Ценообразующая – на рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными затратами труда и устанавливается общественные (рыночные) цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

 

Инфраструктура рынка. Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения.

Структуру рынка можно классифицировать по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынок предметов потребления и услуг;

- рынок средств производства;

- рынок научно-технических разработок;

- рынок ценных бумаг;

- рынок рабочей силы;

- рынок информации;

- рынок валюты;

- рынок духовных благ.

2. По товарным группам:

- рынки товаров производственного назначения;

- рынки товаров народного потребления;

- рынки продовольственных товаров;

- рынки факторов производства.

3. По территориальному признаку:

- местные;

- региональные;

- национальные;

- межнациональных образований;

- международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различаются:

- монопольный;

- олигопольный;

- монополистической конкуренции;

- совершенной конкуренции

5. По видам субъектов рыночных отношений:

- рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

- рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

- рынки государственных закупок, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

- легальные, официальные;

- нелегальные, «теневые», «черные» и т.д.

7. По уровню насыщения товарами:

- равновесный;

- дефицитный;

- избыточный.

8. С точки зрения характера продаж:

- оптовый;

- розничный.

В своем воздействии на экономическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль. Позитивная роль рынка проявляется в следующем:

1. Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в производство товаров и услуг, необходимых обществу.

2. Стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.

3. Регулирует отраслевую структуру производства в соответствии со спросом.

4. Обеспечивает гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям хозяйствования.

5. Способствует оптимальному использованию результатов НТП при создании новых товаров.

6. Способствует удовлетворению разнообразных потребностей и повышению качества товаров и услуг.

7. Координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредствам купли-продажи.

8.Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей.

Вместе с тем, возможности рыночного механизма не безграничны. Негативная роль рынка проявляется, в том что:

1. Рынок не гарантирует решения всех социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются безработица и инфляция.

2. Рынок не обеспечивает право на труд тем, кто может и хочет работать.

3. Распределение доходов в рыночной экономике воспроизводит существенное неравенство.

4. Рынок не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

5. Рынок не производит товаров и услуг общественного пользования.

6. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов.

7. Регулирующий механизм конкуренции с течением времени ослабевает, порождая монополию.

8. Рынок подвержен нестабильному развитию. Результатом циклической формы движения являются производственные и социальные потери, снижающие эффективность экономики.

Недостатки рынка в значительной степени может смягчить государственное регулирование. Поэтому современная экономическая система базируется на синтезе рыночного механизма и воздействия государства.

Сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить развитие экономики в современных условиях.

Можно выделить три группы факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования рыночной экономики:

1. Факторы, связанные со сглаживанием отрицательных эффектов рынка:

- Ограничение стихийности рыночных процессов.

- Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.

- Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд.

- Поддержка конкурентности, открытости рынка.

2. Факторы, обеспечивающие эко­номическую стабильность, про­цесс расширенного воспроиз­водства:

- Создание общих условий развития экономики, обес­печение экономической эффективности функциони­рования совокупного капитала, необходимость опре­деления «правил игры» хозяйствующих субъектов.

- Обеспечение антициклического развития экономики.

- Стимулирование долгосрочного экономического ро­ста, деловой активности,

- Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

- Поддержка макроэкономического равновесия.

- Обеспечение эффективного управления государст­венным сектором экономики.

- Удовлетворение потребности в государственных инвестициях в отраслях, мало­рентабельных с точки зрения частного капитала.

- Регулирование денежного обращения.

- Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

3. Факторы, связанные с решением социальных проблем:

- Обеспечение рационального перераспределения до­ходов.

- Обеспечение экономической основы социальной ста­бильности, сокращение социальной напряженности.

- Обеспечение полной занятости населения.

- Формирование условий расширенного воспроизвод­ства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, переподготовка кадров и т. д.)

Можно выделить характерные черты моделей рыночной экономики, реализуемых в современных условиях.

Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

- малый удельный вес государственной собственности;

- минимальная регулирующая роль государства в экономики;

- всемерное поощрение предпринимательства;

- резкая дифференциация на богатых и бедных;

- большое различие в уровне заработной платы;

- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель. К основным чертам японской модели относятся:

- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;

- составление планов развития экономики;

- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами;

- привлечение работников к управлению и принятию решений;

- незначительное различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими;

- социальная направленность модели.

Немецкая модель. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

- высокий уровень государственного воздействия на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем;

- прогнозирование основных макроэкономических показателей.

- реализация принципа социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

- в немецком модели так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

- различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным.

Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является:

- социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;

- государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов;

- высокий уровень государственного сектора;

- государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

 

Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Виды монополистических союзов.

Экономика— сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.

Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.

Борьба возникает и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции.

Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии. Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.

Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.

Конкуренцию различают:

1) по методам:

ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;

неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;

2) по отраслям:

внутриотраслевая — между аналогичными товарами;

межотраслевая — между товарами различных отраслей;

3) по субъектам:

между продавцами и покупателями;

между продавцами;

между покупателями;

4) по степени свободы:

совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;

несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:

монополистическая;

олигополия;

монополия.

Свободный рынок(СР) — исходная и базовая сегодня форма рынка. Его идеализация — рынок совершенной конкуренции.

Признаки рынка совершенной конкуренции:

- частная собственность на средства производства;

- самостоятельность экономических агентов;

- свобода предпринимательства;

- много производителей и покупателей каждого товара;

- малая доля каждого агента (производителя и покупателя) в общем объеме рыночных сделок;

- одинаково качество одних и тех же товаров разных производителей (однородность товаров);

- производители и потребители имеют свободный вход на рынок — отсутствие входных барьеров, т. е. им никто не должен мешать в этом деле, полную свободу для организации производства любого товара и смену его при переходе в другую отрасль;

- отсутствие рыночной власти — монополий и иных ведущих сил на рынке;

- все субъекты рынка обладают совершенной информацией о ценах рынка, условиях реализации товаров и т. п., т. е. получают полную информацию об уровне цен на рынке;

- участники совершенной конкуренции ведут себя только рационально, преследуют только выгоду;

- продавцы и покупатели мало знают друг о друге и не вступают в сговоры друг с другом.

Свободный рынок — это РСК при максимально возможном развитии конкуренции. Такой рынок предполагает, что ни один из его участников не имеет возможности определять состояние рынка, не имеет контроля над ценами.

Развитие конкуренции ведет к возникновению рынка несовершенной конкуренции, высшей формой чего являются монополии.

Монополию довольно часто рассматривают как новое экономическое явление. Одновременно ее обычно оценивают в качестве противоестественного феномена. Монополия — древняя форма материальных отношений. Они уже были в Древнем Египте 4 тыс. лет назад. Монополией хозяйства фараонов признавали пчеловодство. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. Тогда монополии были эпизодическим, случайным, временным явлением. Ее порой называли регалией.

Практика монополий была осознана наукой с древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последующие мыслители также обращали внимание на этот тип материальных отношений. О монополии писали многие, что подтверждало их возрастающее значение в экономической жизни.

В ХIХ веке исследователи (В. Зомбарт, Гильфердинг и др.) рассматривали процесс перерастания капитализма в монополистический капитализм, империализм. Фурье указывал на многие формы монопольных отношений, в частности, на косвенные, казенные, колониальные, морские. П. Прудон рассматривал монополию в качестве ступени экономического развития. «Монополия, — писал он, — есть фатальное завершение конкуренции, непрерывно порождающей монополию как свое отрицание; в этом заключается и оправдание монополии». В целом «конкуренция убивает конкуренцию», и главной становится монополия.

В ХХ веке монополии стали важнейшим объектом экономической науки. В то же время сохраняются различные, скорее по терминологии, чем по содержанию понятий, трактовки монополий.

Предпринимательство (бизнес) порождает капитализм, а последний превращается в монополистический капитализм, или империализм.

Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка бизнеса росло значение монополий. Причина монополизации рынка — дешевизна товаров фирмы, вытекающая из уровня практического применения ею техники и индустриальной мощи. Все это достигло максимума в ХХ веке.

Монополии стали ведущей силой рынка и общества вообще.

Монополия — это высшая форма конкуренции. Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их представители — победители конкурентов, прежде всего, крупные предприятия в отрасли. Монополия не отрицает своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует экономический строй общества. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию...и она постоянно вступает в конкурентную борьбу».

«Конкуренция переходит в монополию. Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию. Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно ее устранить...». Данные положения вековой давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим необходимо всесторонне изучать эту форму привилегий.

Монополии возникают на основе процесса, который можно охарактеризовать следующими формами рынка:

- полиполия (свободный рынок);

- монополистический рынок;

- олигополия;

- дуополия;

- монополия;

- двойная монополия.

Монополистический рынок порождает олигополистический рынок. Признаки такого рынка:

а) несколько фирм, при этом различают следующие виды олигополий:

- мягкую — 7–8 фирм;

- жесткую — 3–4 (они производят более 50% товаров рынка);

б) однородная, стандартная, но дифференцированная продукция;

в) лидерство в ценообразовании доминирующей фирмы;

г) склонны к явным или тайным сговорам, картельным соглашениям (их не признают законными). Картели запрещают в США и Европе, но они существуют нелегально;

д) стремятся не только к прибыли;

е) между ними идет борьба за долю рынка;

ж) степень монополизации;

з) неценовая конкуренция – использование рекламы, особых условий продажи товара (например, в кредит), качество продукции и привлекательность ее упаковки, послепродажное обслуживание и т. п.

 

 

 

 

Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.

 

Потребительское поведение – процесс формирования спроса покупателей, которые осуществляют выбор товаров с учетом цен на них и личного бюджета, т.е. собственных денежных ресурсов.

Предприниматель в ценовой политике учитывает два обстоятельства:

1. Денежные доходы прямо влияют на спрос;

2. Цены, которые влияют на количество покупаемых товаров.

Предприниматель решает вопросы: Как и на сколько повысить цены на качественные товары и каков их предел? На сколько нужно снижать цены?

Каждый покупатель руководствуется сугубо индивидуальными интересами (вкусами): мода, дизайн товара и т.д. В субъективных отношениях трудно учесть особенности каждого покупателя. Есть эффект подражания, эффект сноба, эффект демонстрации исключительности. Большинство этих эффектов не относятся к ценообразующим и не могут учитываться при анализе спроса потребителей.

Основным фактором спроса и распределения потребительских предпочтений является доход. Этот фактор поддается учету при формировании спроса и влияет на определение цены.

  Продукты Одежда
A
B
C
D

Теория потребительского поведения рассматривает категорию ресурсных ограничений и возможности денежного дохода, которые определяют платежеспособность покупателя (речь идёт о категории личного бюджета). А личный бюджет всегда можно подсчитать, т.к. в его основе лежит заработная плата (её годовой размер).

Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Бюджетные ограничения могут быть изображены на графике линией бюджетных ограничений. Эта линия показывает возможность выбора товаров из различных вариантов, между которыми потребитель будет распределять свои доходы.

В экономической теории есть понятие кривые безразличия. Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного товара может быть представлена с помощью линий – кривых безразличия. Каждая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью.

При покупке товаров важны моменты:

· Полезность товара (его потребительский эффект) соотносится покупателем с уплатой денег за товар

· Количественно полезность измеряется в единицах – ЮТИЛЬ

· Если покупатель убежден, что полезность товара соизмерима с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение – закон убывающей предельной полезности покупаемого товара – закон Госсена.

 

Государство в рыночной экономике, его функции и роль

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.

Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются только по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды).

Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство.

Экономические функции государства определялись потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития.

Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ (строительство школ, больниц), экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самих предприятий (химических, например);

б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост; в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики. Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев (пример - стагфляция 70-х годов). Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.

Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран - это смешанная экономика.

 

Контрольные задания:

1. Укажите, какое из нескольких положений является правильным.

1. Вы знаете, что производители всегда стремятся продать свою продукцию как можно дороже, а покупатели желают купить ее как можно дешевле. В рыночной экономике этот конфликт разрешается:

а) в результате конкуренции;

б) с помощью правительства;

в) путем переговоров между производителями и покупателями;

г) после вмешательства избирателей.

2. Конкуренция в экономике существует:

а) только среди производителей;

б) только в обществе, использующем деньги;

в) вследствие ограниченности ресурсов;

г) только среди потребителей.

3. Функция, которую не может выполнять цена в условиях рыночной экономики:

а) стимулирование научно-технического прогресса;

б) информирование производителей о нехватке определенного товара;

в) сокращение степени дифференциации семей по уровню получаемых доходов;

г) регулирование распределения ресурсов по отраслям в соответствии с объемом и структурой потребностей в обществе.

2. Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными, а какие — ошибочными.

1. Несовершенство рынка проявляется в том, что:

а) фирмы не могут получать одинаковую прибыль;

б) часть людей не может найти себе работу;

в) конкуренция приводит к появлению монополий;

г) происходит разрушение окружающей среды, поскольку

фирмам невыгодно тратить средства на ее охрану;

д) происходит разорение некоторых фирм.

3. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

Понятия и термины:

1. Совершенная конкуренция.

2. Несовершенная конкуренция.

3. Монополия.

4. Олигополия.

5. Монополистическая конкуренция.

6. Барьеры вступления в отрасль.

 

Определения

A. Совокупность ограничений, препятствующих фирме производить определенный вид продукции.

Б. Тип рыночной структуры, при котором несколько фирм продают стандартный или дифференцированный продукт при ограниченных возможностях контроля над ценами, при наличии высоких рыночных барьеров и при существенных ограничениях доступа экономической информации.

B. Тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят и продают стандартизованную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры вхождения в отрасль, имеется полный доступ к экономической информации и ни одна из фирм не в состоянии влиять на рыночную цену.

Г. Рыночные структуры, при которых в отрасли имеется одна, несколько или сравнительно большое число фирм, в той или иной степени, осуществляющих контроль над ценами, структуры, при которых имеются барьеры для вхождения в отрасль, а также ограничения доступа к экономической информации.

Д. Тип рыночной структуры, предполагающий, что: единственная фирма производит и продает продукт; этот продукт является уникальным; фирма осуществляет полный контроль над ценой этого продукта; имеются очень высокие барьеры для вхождения в отрасль и сильно ограниченный доступ к экономической информации.

Е. Тип рыночной структуры, предполагающий, что в отрасли имеется относительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию и осуществляющих частичный контроль над ценами, и что имеются низкие барьеры для вхождения в отрасль и небольшие ограничения для доступа к экономической информации.

 

4. Подберите к перечисленным понятиям соответствующие им определения.

Определения

A. Государственная экономическая политика, направленная против монополизации экономики, антиконкурентных слияний фирм и сговоров о ценах.

Б. Ценовая дискриминация, при которой фирма устанавливает особую индивидуальную цену на каждую единицу товара.

B. Фирма, которая использует положительный эффект масштаба производства и способна удовлетворять рыночный спрос с меньшими издержками, чем те издержки, которые образуются у нескольких конкурирующих фирм.

Г. Положение фирмы на товарном рынке, выражающееся в том, что ее доля в объеме реализуемой на рынке продукции составляет 65%.

Д. Продажа одной и той же продукции монополистом разным покупателям по неодинаковым ценам.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.