Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Крым. Очерки.



Крым. Очерки.

Глава I

《Дорога》

История, которую Вы, уважаемый читатель, услышите в этот раз, имеет вполне реальный прототип, даже, точнее она происходила со мной в период с 6 по 9 марта года 2020.

Ехали мы тогда в Крым - жемчужину России с проверенными организаторами поездок: Виктором и Натальей - с коими не раз ездили в Домбай и Архыз, а официально их фирма называется "ТурГлобус". Путь непосредственно в Крым должен был начинаться в Краснодаре, близ театра драмы. Однако до Краснодара надо было ещё доехать. Вместе с нами с района ехали ещё две женщины из соседней станицы, они согласились вести нас на своей машине.

 

Дед предложил довести нас на назначенное место пересадки. В шесть вечера он приехал за нами, и мы поехали. Вечерело. Весь путь до соседней станицы, который занял всего 15 минут, был занят разговорами о том, не забыли ои мы чего-нибудь.

Вскоре мы приехали к Величковской церкви, куда и должны были подъехать мы и наши попутчики. Дед всё спрашивал нас о водителе и автобусе:

- А водитель старый или молодой? - спросил он.

- Нуу... лет под пятьдесят. - ответила мама

- Он с напарником возит?

- Нет, сам.

-Сам? Понятно. ... Так вы сейчас до куда?

- До Ялты, в санатории жить будем

- А он с вами будет?

- Да, с нами.

- А что за автобус? Большой, хороший?

- Да, большой.

- Ну а современный? Есть санузел?

- Нет.

- Не работает или нет совсем?

- Совсем нет.

- Понятно. А входа два?

- Нет, один.

-Один? Так что это за автобус такой какой-то... - возмутился дед, - А какой фирмы?

- Ой, я и не знаю...

- Ну как так, ездишь уже который раз и не знаешь что за автобус. Сфотографируешь и мне потом отправишь.

Тут у деда зазвонил телефон. Разговор последующий был не столь интересен, опишу его лишь вкратце. Говорили о том, что на работе не было работы, ну вернее, не давали рейсов, и что если так и дальше пойдёт, то люди после праздников начнут увольняться, ибо нет работы - нет и зарплаты. Говорили о нашумевших людях из районах, которые ныне сидят в тюрьме; о разных насущных и не очень проблемах и о многом-многом прочем не столь важном и интересном.

- Scania вроде бы. - сказал я после нескольких секунд тишины.

- Ну он хоть не зачмырённый, сиденья чистые?..

- Нет, нет, всё чистенько, красиво - перебила деда мама.

- А как фамилия водителя?

- Незнаю - оветила мама

- Ну как это так? Ездишь, а не знаешь фамлии. А кто вот организовывает эти поездки, не он же сам?

- Ну, он и жена его.

- Ясно.

Мы стояли у церкви на повороте около часа. Машины быстро проносились, чистое розово-оранжевое небо, изредко тревожимое облаками, темнело. Зажглись фонари. Вскоре к церкви подъехала красная машина.

Мы вышли из машины и взяли чемоданы. Из другой машины вышла низенькая женщина, лет 60-и и мужчина, лет 30-и. Мы поприветствовали друг друга, погрузили багаж, сели и поехали.

Женщина эта - Ольга - проработала всю жизнь в станичном Доме Культуры и ДДТ. Мужчина - её сын. Мы проехали по узким улочкам до какого-то дома, где девушка лет 30-40 села в машину. В тесноте, да не в обиде, как говорится, мы за час доехали до Краснодара.

Город на удивление удалось проехать без пробок. На площади напротив драм театра мужчина нас всех высадил. Мы забрали багаж и прошли немного до автобусной остановки. Час мы провели здесь. Вскоре из-за поворота показался синий автобус. Он подъехал к остановке. Багаж мы оставили в багажнике в нижнем отделе автобуса, отметились о нашем прибытии и сели на места.

Из Краснодара мы выехали довольно быстро. К сожалению в этот раз мимо превосходного парка Галицкого мы не проезжали. Почти сразу, как выехали из города я ввиду того, что был трудный день, рано встал, уснул.

 

Глава II

《Воронцовские имения》

 

Утром я проснулся от лучика солнца, только что поднявшегося, светившего из-за гор. Мы были в Симферополе. Стояли сумерки, солнце лишь местами пробивалось из-за гор, город было видно плохо. Здесь к нам присоединилась экскурсовод - женщина лет 40-а - Ольга Владимировна.

По дороге в Ялту проезжали небольшой серпантин. Ольга Владимировна говорила, что на этих поворотах снимали некоторые эпизоды "Кавказской пленницы", а внизу долина, часто окутанная туманном, как и сейчас. Это, как она сказала, - Долина Приведений.

Мы уже были почти в Ялте, когда автобус остановился у остановки. Экскурсовод сказала, что сейчас мы посетим одно из имений Михаила Воронцова - Массандровский дворец или просто имение "Массандра".

Мы шли около получаса лесными тропками, а затем старой асфальтированной дорогой. Показались кованные ворота и зелёная изгородь. Мы прошли через ворота и увидели огромную зелёную поляну, посреди которой пересекались две мощенные плиткой дорожки. На их пересечении, по краям дорожек, была изгородь, а в остальных местах вместо изгороди по бокам росли обрезанные розы. Первое, что бросается в глаза - две гигантские толи сосны, толи сосновых кедра, и замок за ними. Деревья были выше замка раза в три, а то и в четыре, а он, в свою очередь, был четырёхэтажным. Обхватить сосны-великаны могли аж пять человека разом, им было не менее 200 лет...

Слева от поляны, среди сосенок и елей находилась личная электростанция, которая обеспечивала энергией имение. Из крон деревьев была видна её труба, но её мы не посетили. Нам лишь сказали, что там была даже динамо-машина, что было далеко не дешёвой вещью в 18 веке, когда и строились эти имения.

Мы поднялись к соснам по ступеням и полностью увидели дворец.

Перед ним были фонтан и клумбы, от которых вели ступени ко дворцу. Клумбы были зелены, хоть сейчас и был лишь март. С обеих сторон ступеней стояли статуи полуженщин полу-львиц. Дворец окружал забор, по углам которого были колонны с каменными шпилями, а через каждые метра два-три на заборе стояли каменные вазы, укутанные в плёнку. По-видимому в них что-то росло и их прикрыли, чтобы растения не замёрзли.

Дворец был оббит дорогой по тем временам плиткой, да и сам был построен не из дешёвых материалов.

Массандровский дворец также часто называют дворцом императора Александра III. Он расположен в Верхней Массандре и сегодня является памятником культуры и истории, на базе которого открыт музей – филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. А это значит, что его двери открыты для всех, кто интересуется им и хочет увидеть не только его внешнее, но и внутреннее убранство.

Строительство дворца в Массандре началось в 1881г. при князе С.М. Воронцове – сыне генерал-губернатора Новороссии М.С. Воронцова. Для имения было выбрано живописное место с изобилием источников, гротов и скальных панорам. Здание возводилось по проекту французского архитектора Бушара в стиле времен короля Людовика XIII, и первоначально напоминало аскетичный рыцарский замок, но не суждено было князю довести дело до конца – в 1882г. он скончался, а все работы, конечно, были приостановлены. Так и стояло незавершенное сооружение 10 лет, пока его не приобрело Удельное ведомство – перспективным имением в красочной местности заинтересовался император Александр III. Новый проект строительства был поручен архитектору М.Е. Месмахеру, который, сохранив общий стиль и размеры дворца, преобразил его до неузнаваемости – благодаря новым декоративным приемам и материалам ему удалось превратить его в сказочный терем, богатый декор фасада сделал его облик очень легким и воздушным. За основу был взят стиль модерн. Двухэтажное здание стало трехэтажным, также визуально высоту постройке придали устремленные в небо каминные трубы, пирамидальная крыша и увенчанные стреловидными завершениями башенки.

Столь же впечатляющим стало и внутреннее убранство: каждая комната была выполнена в стиле определенной эпохи французской архитектуры: барокко, готической, классицизма, рококо, романской. Здесь нет огромных парадных залов, чем архитектор стремился угодить любившему домашний уют Александру III, пожелавшему строить дворец исключительно как резиденцию для отдыха и потому не требующую официальных зал.

После Александра III имение перешло к Николаю II, но он так и не посетил этот дворец, отдав предпочтение Ливадии. После революции он был национализирован и использовался сначала как санаторий «Пролетарское здоровье», затем в нем разместился институт виноградарства и виноделия «Магарач». С 1948г. он стал государственной дачей – в нем отдыхали Брежнев, Сталин, Хрущев. И только в 1992г. в стенах старинного здания с богатой историей открыли музей.

После Массандровского дворца мы направлялись к другому Воронцовскому дворцу-замку. По пути к нему, мы внепланово посетили Храм Святого Архангела Михаила. Около двухсот лет назад один из богатых людей Ялты хотел получить разрешение на постройку храма, но ему отказали. Сразу после этого он запросил разрешение на постройку ресторан на том же места и ему разрешили. Но в итоге был построен храм, а не ресторан. Он стоял на одной из отвесных скал, между которыми к нему шла дорога. На другой скале находилась белая беседка с золотым куполом и статуей Архангела Михаила. Храм был с пятью золотыми куполами и отдельно стоящей колокольней.

Здесь мы на долго не задержались и вскоре продолжили путь к Воронцовскому дворцу.

Мы почти выехали из Ялты по дороге, по обочинам которой рос густой сосняк, и из-за поворота показались ворота. Автобус остановился. Мы вышли. Перед нами был Воронцовский парк. Широкие красивейшие аллеи, окружённые исскуственно высаженым уникальным лесом, деревья которого выращивали специально определённой формой, создавая тем самым парк невероятной красоты. Его можно было принять за настоящий лес, коли не было бы здесь оборудованных тропинок. Среди парка было три озера. Вода в них была прозрачной и чистой. Самое поразительное этого парка то, что он полностью высажен человеком. Здесь же, в окружении кипарисов и сосен была каменоломня, где добывали породу вулканического происхождения, из которого строили дворец, расположенный посреди этого парка. Тропками, вымощенными каменными плитами разного размера, мы прошли ко дворцу. Это имение Воронцовых было выполнено в стиле средневекового рыцарского замка.

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору — автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили — английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета — диабаза - камня вулканического происхождения - по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Перед передним фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу — спящий, правый снизу — пробуждающийся, выше — пара бодрствующих, и третья пара — рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI — начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром — астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение — на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну — Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева — родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав — Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Мы шли обратно к выходу из парка, из имения. Сейчас по плану должна была быть дегустация вин Массандры, но её я не посещал и лишь ожидал пока другие выйдут из дегустационного зала. С открытой площадки у него под соснами стояли скамейки. Отсюда превосходно было видно Чёрное море. Вскоре дегустация была окончена. Мы сели в автобус и направились к санаторию.

Уже совсем скоро показалось "Ласточкино гнездо " - символ Крыма, а недалёко - санаторий "Парус". Мы въехали на территорию санатория. Здесь были два самых больших корпуса - девятиэтажный и пятиэтажный. Нас заселили в пятиэтажном с выходом балконов в парк. Если бы не было здесь такого количества деревьев, можно было бы свободно видеть Ласточкино Гнездо, но было бы и менее красиво. "Третий этаж пятый номер, триста пятый номер" - сказал молодой человек на ресепшене, передавая нам ключ. Мы поднялись на лифте, нашли номер и открыли. Было три комнаты: ванная, зал и спальня. Зал и спальня были соединены не дверью, а аркой. Здесь было два шкафа, множество полочек, столик, холодильник, зеркало, раскладной диван и старый ламповый телевизор, показывающий лишь "Первый канал". Из-за последнего из всего перечисленного нам пришлось весь вечер смотреть шоу Андрея Малахова и Максима Галкина. В спальне было всё ещё проще: кровать, две тумбы и две лампы. Из спальни и зала вели две двери на два балкона. Что касается ванной комнаты - здесь дела обстояли лучше, чем во многих санаториях Анапы, Геленджика и, возможно даже Сочи. Здесь была большая душевая кабинка, вместо которой в ранее перечисленных городах, в санаториях были ржавые неудобные ванны. Был даже случай, когда из ситечка душа вместо воды полетели комары и другая мошкара, но это совсем другая история. Разложив свои вещи по шкафам, нужно было идти на ужин.

Столовая находилась в соседнем здании, как выяснилось позже. На данный момент мы не знали где она. С нами была молодая пара, ей было не более двадцати пяти, ему не более тридцати. Они так же не знали где столовая. По сему обстоятельству мы объединили усилия в поисках. В общем, не буду описывать не столь интересный процесс поисков и перейду к самому главному - к столовой. Мы вошли в большое фойе. Прямо было две двери в актовый зал, влево - двери в помещения, похожие на летние веранды, справа была лестница на второй этаж. Мы поднялись. Огромное помещение занимали столы и стулья. Стояли открытые морозильные камеры, где обычно лежали салаты, пюре и другие блюда. Дальше этого большого помещения было ещё одно намного меньше - там мы и будем есть. Все столы были уже заняты. Оставались только два места у самого крайнего стола. За ним сидели две женщины. Мы с мамой подсели к ним. Вскоре принесли ужин - жареный рис с куриным мясом, салат оливье, блины с творогом и яблоком, которые я испробовал именно здесь и нигде ранее их не видел, а так же чай с булочками. Питание было намного вкуснее, чем в каких-либо других столовых, в которых я только был. Эти две женщины, к которым мы подсели, были краснодарскими учителями русского языка и истории. За полчаса ужина мы неплохо поговорили на счёт школы. После ужина все разошлись по номерам. Кто-то хотел завтра в пять утра уйти к Ласточкиному Гнезду, поскольку оно у нас не запланировано в экскурсии и находится на реставрации. Все разошлись по номерам. Завтра надо было вставать в 7. А кому-то в 5...

 

Глава III

《Севастополь》

 

Утренний воздух, пропитанный свежим запахом хвои, наполнял мои лёгкие. Я проснулся. Перед завтраком мы немного изучили санаторный парк. Мы прошли по скверику к холму. На холме возвышалась круглая площадка с видом на море и Ласточкино Гнездо. Справа шла тропинка на площадку, откуда тоже открывался чудесны вид на замок. Налево шла ещё одна тропинка. Если по ней пройти, а потом повернуть направо можно выйти на утёс. На утёсе тоже оборудована небольшая площадка, откуда полностью видна Ялта, море с трёх сторон и то же Ласточкино Гнездо. Перед утёсом, на небольшой скале стоял каменный орёл. Слева от аллеи к круглой площадки был лифт к старому пляжу. Санаторию было около полувека. Я много смотрел старых фильмов, где были показаны пионерские лагеря, и они вспоминались при виде аллей и архитектуры санатория. Столовая то и дело напоминала некоторые старые серии киножурнала Ералаша, а в парке воображение играло на полную: я представлял построение пионеров и на главной аллее, представлял танцы на круглой площадке, собрание вожатых на другой площадке, романтичное ночное свидание мальчика и девушки на утёсе при полной луне и чистом небе, заплывы на пляже и многое тому подобное... Вспоминались такие фильмы как "Кортик", "Бронзовая птица", "Каникулы строго режима" и др.

Далее мы пошли на завтрак. Сейчас здесь никого не было, мы сели за столиком посреди комнаты. Сегодня давали кашу, макароны с котлетами, винегрет, запеканку, оладьи и чай. Сегодня к нам подсели наши попутчики с соседней станицы.

После завтрака мы направились в Балаклаву. По пути Ольга Владимировна рассказывала различные истории, легенды, факты о местных горах. По пути был туннель, где обычно загадывают желания, и они якобы сбываются.

Три часа спустя мы были в городе. Главная достопримечательность здесь - набережная и ремонтный док дизельных подводных лодок и очень скрытная и удобная бухта. Бухта была надёжно спрятана среди скал. Её не было видно ни с моря, ни с суши, пока непосредственно, к ней не подойдёшь. В бухте с 48 года прошлого века располагался ремонтный док дизельных подводных лодок. С тех же пор этот город был и засекречен. В скале располагался полукилометровый туннель, где одновременно могли помещаться 7 подводных лодок размера времён 2 мировой войны. Это предприятие было как и город строго засекречено, но местные жители научились определять, когда в док зашла подлодка. Во время плавания в море и погружении под воду в специальные шлюзы судна набиралась вода, часто вместе с рыбой. Когда подлодка заходила на ремонт рыбу выбирали из шлюзов и коптили. Объёмы рыбы были таковы, что запах копчёной рыбы распространялся не только над городом, но и на прилежащих территориях. По этому запаху люди понимали - в бухту зашла подводная лодка. Почти всегда вход и выход из дока маскировался сеткой. Над доком были выстроены дома, где время от времени зажигали свет, вешали бельё. Всё это создавалось чтобы противнику, в большей части США во времена Холодной Войны, труднее было найти этот объект. Сама бухта сверху напоминала букву S. Сегодня бухта оказалась наполнена миллионами, а то и миллиардами тел мёртвых медуз. У набережной вода напоминала студень мутно-белого цвета. Много было и мусора здесь. У самой кромки воды плавало бледное тело мёртвого дельфина, всего около метра длиной. Кстати о дельфинах. Здесь подготавливали боевых дельфинов, которые должны были охранять эту бухту, Севастопольскую и другие объекты Чёрного моря. Мо прошли около полутора километра, до "ворот" бухты. Здесь дули очень мощные ветра, сбивали с ног и, казалось, будто они могут сдуть тебя в бездонную пучину моря. Здесь же была и старая греческая крепости, частично сохранившаяся до наших дней.

Вскоре все вернулись в автобус и мы продолжили путь в Севастополь.

Уже скоро мы въезжали в город-герой.

Первой остановкой должна была стать столовая или ресторан, где мы могли бы пообедать. Ресторан в центре города был закрыт всвязи с ремонтом дороги. Поэтому мы проехали несколько кварталов в поисках ресторана или столовой. И мы таки нашли одну столовую. В двух кварталах от центральной набережной. Но вскоре было принято решение найти другую столовую, потому как в этой продукты не свежо пахли. Часть группы ушла с Ольгой Владимировной, не дождавшись водителя и его супругу. Мы же были с ними. Некоторое время мы ходили в поисках другой столовой и Ольги Владимировны. В это время "в наших рядах готовился бунт". Большая часть нашей группы стали говорить, что было бы лучше всем разбрестись и обедать там, где хотят, а потом собраться у какого-нибудь ориентира. Голодные люди - злые люди, по сему пришлось нам разбиться на болен мелкие группы и двигаться самим. Но мы остались с Виктором. И, к счастью, он тут же позвонил Ольге Владимировне, и она сказала, где они находятся. Виктор собрал всех "бунтовавших" и повёл в ресторан "Челентано".

Спустя небольшого обеда мы стояли на набережной и ждали остальных. Кухня в этом ресторане особо ничем не отличалось.

Когда все пообедали началась экскурсия по набережной Севастополя. Здания интереснейшей истории и архитектуры, истории и легенды, связанные с этими местами - всего не запомнить. Я думаю многим знакомо, что когда много всего крутится в голове, хочется всё это запомнить - в итоге всё забывается.

За экскурсией по набережной следовала экскурсия на катере. Мы объехали всё Севастопольскую бухту, узнали множество исторических фактов.

Когда экскурсии закончились, мы направились к одной из автобусных остановок, где позже и ожидали наш автобус. Мы шли мимо высокого здания, похожего на дом культуры. На балконе над ступенями "росли" жёлтые бумажные тюльпаны - вестники разлуки, скорой разлуки с Крымом...

Скоро мы уже ехали в Ялту.

На ужин мы сегодня опаздываем... Лишь через 45 минут после запланированного начала ужина.

Спустя некоторое время мы прибыли в санаторий. Мы поужинали и я решил прогуляться по ночному парку. Я прошёлся до круглой платформы. Я постоял здесь немного и прошёл до смотровой площадки на утёсе. Я стал, отперевшись на перила у самого края. Впереди было море. Море, бесконечное море, озарённое бледным диском полной луны. Морской ветер трепал мои волосы, нагоняя тоску и печаль по этому месту. Уже завтра мы покинем Крым. Я стоял здесь около десяти минут, но... чего-то не хватало... или кого-то...

Глава IV

《Бахчисарай. Дорога домой》

Утром следующего дня мы проснулись и, погрузив вещи в автобус, пошли на завтрак. Сегодня компанию нам составила молодая пара, та с которой в первый вечер мы искали столовую. Мужчина по-видимому либо служил на флоте, либо он сейчас моряк, поскольку он рассказывал о кухне на корабле.

Вскоре завтрак был съеден, а утренняя сонливость прогнана. Мы ехали в Бахчисарай.

По пути туда мы посетили Байдарские ворота. Они расположены на старой Воронцовской дороге, идущей через перевал в Ялту. На воротах есть смотровая площадка, оттуда видно побережье. Правда, здесь стильный холодный ветер, но это компенсировал шикарный открывающийся вид. На обратном пути мы увидели даму. Одета она была по-обычному, а рядом с ней бежала маленькая собачка. Ольга Владимировна сказала, что видит её на этом месте каждый день, но даже не знает кто она и зачем сюда ходит. Кто-то из пассажиров автобуса пошутил: "Дама с собачкой, как у Чехова"

Следующим пунктом назначения был пещерный монастырь Качи-Кальон. Автобус остановился у подножия крутых, отвесных скал. Вверх уходили тропы, кое-где были ступени. На склонах получилось сделать много красивых фото природы, а храм был в горе на высоте полукилометра. Через некоторое время мы спустились вниз и теперь ехали в Бахчисарай.

Через некоторое время мы были в городе. Наступало время обеда. Мы остановились в довольно приличном кафе. Плотно пообедав, мы поехали к парку "Миниатюрный Крым". Но в него мы не пошли, поскольку из-за забора было видно, что там парк больше для детей и ничего особого там не было. Время мы провели интереснее, чем могли бы провести в парке. Мы с коллегами мамы из нашей станицы решили прогуляться до Ханского дворца и найти здешнее мороженное, которое хотелось попробовать уже второй день. До самого дворца не было ни одного магазина. Мы шли около полукилометра до него. Когда мы пришли к сожалению он был закрыт. Вариант был один - идти обратно. Осталось полчаса свободного времени. По пути мы зашли в один магазинчик, во второй, третий - мороженного не было нигде.

Уже почти у самого автобуса мы забежали в магазинчик. Уже хотелось не крымского мороженного, а любого. Мы взяли нашего, кубанского, и пошли к автобусу. Этот случай меня сильно забавил на протяжении все дороги домой.

После Бахчисарая мы сразу взяли курс на Симферополь. Там Ольга Владимировна со своей дочкой Женей вышла. Мы продолжили путь домой.

Уже на родной земле, поздней ночью я дописываю, вернее, допечатываю эту историю в телефоне. Крым... чувствую это первый, но не последний очерк об этом месте...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.