Крым.Очерки

8 (918) 297-34-93

2020 г.

Крым. Очерки

История, которую Вы, уважаемый читатель, услышите в этот раз, имеет вполне реальный прототип, даже, точнее она происходила со мной в период с 23 по 26 июля года 2020.

Ехали мы тогда в Крым - жемчужину России с проверенными организаторами поездок: Виктором и Натальей - с коими не раз ездили в Домбай, Архыз и в тот же Крым, а официально их фирма называется "ТурГлобус". В этот раз наш путь начинался в родной станице, нежели в прошлый раз.

Собирались мы около администрации. До неё мы добрались, как и в прошлый раз, на машине нашего деда, который, как и в прошлый раз, согласился нас подбросить.

По приезду на площадь у администрации, мы увидели уже трёх попутчиков. Две взрослые женщины и девушка лет 15. На моё удивление, двух из них я знал. Девушку звали NN, а одна из женщин была её бабушкой. Около получаса мы ждали автобуса. К площади подтягивались ещё люди, коих набралось чуть более десятка. Среди них были ещё наши знакомые - Наталья и Виталий. По счастливой случайности, получилось так, что сестра её преподаёт в ДШИ, и у неё учится один мой близкий друг. Впервые мы познакомились с ними в самой первой поездке в Домбай в декабре прошлого года. И вот, мы погрузили багаж и сели на места. Впереди нескорая дорога в Крым...

Мы тронулись с места. До полпервого ночи мы беседовали и обсуждали карантин и последствия недавнего мирового вируса. Около часа ночи я уснул.

Солнце поднималось из-за гор, редкие лучи его пробивались сквозь пышные кроны деревьев, воздух теплел. Одним словом, светало.

Было около пяти часов утра. Трасса потихоньку наполнялась машинами. Мы уже подъезжали к Симферополю.

Примерно полчаса спустя показался город, освещённый утренними лучами тёплого солнца. Мы остановились ненадолго на заправке, после чего продолжили свой путь. Первой нашей остановкой должен был быть парк Айвазовского, однако из-за немалой стоимости билета, мы всем автобусом решили заменить его на дворец в Массандре, в котором были в прошлый раз.

Спустя полтора часа мы подъезжали к дороге на Массандровский дворец. Около сорока минут мы поднимались по сей дороге в гору. И вот мы уже входили в ворота. На сей раз клумбы дворца цвели, было очень много яркой сочной зелени. Всё так же стояли вековые кедры. Часть сегодняшней группы посетила дворец, а часть осталась их ожидать снаружи. Не буду докучать вам, уважаемый читатель, рассказами и описаниями сего прекрасного места, поскольку уверен, что вы читали или теперь прочитаете прошлый мой очерк, гле я подробно описал внешнюю и внутреннюю составляющие этого дворца.

Сразу после того, как группа вернулась с экскурсии по дворцу, мы отправились в автобус, на коем добрались до гостиницы. Кстати о гостинице. На этот раз мы будем не в "Парусе", а в "Горном солнце". Эта гостиница находится по соседству с Воронцовским дворцом, который мы тоже посещали в прошлый раз.

Спустя примерно час мы были на месте. У ворот нас встречала женщин, которая говорила куда кому идти заселяться. Поскольку многие хотели жить рядом или вовсе в одной квартирке, началась неразбериха. То и дело кто-то чего-то не понимал, и начиналось незначительное повышение тона в разговоре. Однако вскоре всё было улажено, и всех благополучно расселили. Нам посчастливилось попасть в корпус у самого моря - трёхэтажное здание, балконы которого выходят на набережную, под которой небольшой пляж. Комнатка была скуднее, чем в прошлый раз. Это просто была однва комната с двумя кроватями, холодильником, двумя тумбами, столом, стулом, кондиционером, шкафом и ламповым телевизором. Душевая и туалет были общие на этаже. Вид с балкона просто невозможно описать словами! Сине-голубое море, с нотками бирюзовых и бледно-синих цветов уходило за горизонт. Волны бились о пляж, шумя и пенясь. Довольно часто недалеко от берега проплывают катера и яхты. Территория гостиницы была велика. За один только путь от ворот до нашего корпуса мы спускаемся по 6 лестницам и идём по пологим спускам около пятнадцати минут. При этом, здесь по меньшей мере находится ещё пять корпусов, два-три пляжа, пара кафе и большой парк с выходом к Воронцовскому дворцу.

Обустроившись и отдохнув, мы пошли к морю. Особо рассказывать нечего: купались около двух часов, вода тёплая и чистая. После купания мы отдохнули около часа и пошли к Воронцовскому дворцу. Здесь мы тоже уже были, и я рассказывал о нём в прошлом очерке, по этому долго мы останавливаться не будем. Мы прогулялись по двору замка и прилежащему парку, после чего вернулись в пансионат.

В семь часов вечера был запланирован ужин. В назначенное время мы явились в запланированное место, откуда и пошли в кафе. На ужин подали борщ, плов с салатом и пару жаренных ставридок, а также компот. Должен отметить, что все блюда были чудесны, как и в прошлом санатории. После чудной трапезы мы немного побродили по прилегающей территории и пошли в номер.

Здесь мы пробыли до ночи, а около одиннадцати часов вечера уснули.

Шум прибоя доносился с улицы, утреннее солнце проникало лучами в самые потаённые углы комнаты, по которой гулял свежий морской ветерок. Я проснулся. На часах было около семи утра. Проведя все утренние процедуры, мы к половине девятого пошли на завтрак.

Сегодня подали гречку с сосиской и чай.

После завтрака мы пошли к автобусу. Ну как, к автобусу? Если быть точнее, пришли на место, где он нас должен был забрать. Было довольно тепло, и небольшая усталость пришла, пока мы поднимались по крутым дорогам к назначенному месту. Спустя полчаса после того, как мы пришли, из-за угла показался автобус. Вскоре он подъехал, и мы заняли свои места. Здесь уже была, знакомая Вам по прошлому очерку, экскурсовод Ольга Владимировна. Вскоре мы выдвинулись в путь, на первые экскурсии.

Ольга Владимировна рассказывала о исторических событиях, связанных с Ялтой, Гурзуфом, многих других посёлках. Рассказывала о местах, где мы побываем.

Первой остановкой был дом, построенный французом Ришелье, в котором останавливались многие известные личности, в том числе и Пушкин в конце августа, начале сентября, 1820 года.

Вскоре по узким улочкам Гурзуфа мы подошли к территории пансионата "Пушкино", где находился дом-музей. Нас встретили с проверкой температуры, после чего мы пошли к самому дому.

Одно из первых европейских строений на Южном берегу Крыма, этот дом на протяжении почти двухсот лет бережно сохраняется не только в силу своих архитектурно-художественных качеств, сколько памятью о тех «счастливейших минутах жизни», которые провел здесь великий русский поэт, пронеся через всю жизнь незабываемые гурзуфские впечатления. Пушкин писал брату: «Суди, был ли я счастлив, свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства: жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо, прелестный край: природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море…». Всем этим, по-видимому, был восхищен и Ришелье, попав однажды в Гурзуф.

Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье (1766-1822гг.) – известный государственный и политический деятель Франции и России, принадлежал к знатной аристократической фамилии дю Плесси, одним из представителей которой был знаменитый кардинал Ришелье. С детских лет Арман был близок ко двору короля, но, как вспоминают его современники, не кичился этим, а отличался простотой, непритязательностью и деловой хваткой. С начала революции во Франции в 1789 г. покинул Родину, путешествовал по Европе, интересовался политикой и экономикой европейских стран. Через год, в 1790 г. поступил на службу в русскую армию, участвовал в штурме Измаила. За эту военную кампанию получил звание генерал-лейтенанта русской армии. Обратил на себя внимание Г.Потемкина и Екатерины II. После короткой опалы при Павле I в 1803 г. был назначен Александром I градоначальником Одессы, а в 1805 г. – генерал-губернатором Новороссийского края. С марта 1805 г. в состав Новороссии вошел Крым. В этот период Ришелье часто бывал в Крыму, был очарован природой Южного берега, напоминавшей ему родину. П.Сумароков, бывший в Гурзуфе в 1803 г., с восторгом пишет, что «ни восход, ни захождение солнца не выпускают в него раскаленных лучей и единые хребты тех гор; лишь нежно освященные доставляют Гурзуфу вечную прохладу при приятном уединении. В Гурзуфе довольно садов, изобилующих красными, белыми фигами, равно другими плодами».

В 1808 г. герцог приобрел в Гурзуфе участок земли с заброшенным садом и старой саклей. Участок составлял 140 десятин и был продан за 4000 рублей ассигнациями, равнявшимися 8000 франков. Осенью того же года Ришелье в сопровождении большой свиты объехал весь Южный берег, прибыл в Гурзуф, торжественно заложил основание будущего дома. Проект дома в «греческом стиле», по воспоминаниям адъютанта Ришелье Рошешуара, был составлен профессиональным талантливым архитектором в Одессе (имя его не известно). Строительство шло очень медленно, да и трудно было его ускорить в пустынном крае, без удобных дорог. Наблюдать за постройкой дома в 1809 г. приезжал Рошешуар. А осенью 1810 г. сюда приехал сам герцог. В следующем году дом был построен, осенью 1811 г. в нем справили новоселье. Гости пробыли здесь 5 дней. Среди гостей почетное место заняла фаворитка Александра I Мария Антоновна Нарышкина с дочерью Софьей. В каких числах сентября происходило это событие? В республиканском архиве Крыма хранится дело «Реестр предписаний господина Херсонского военного губернатора». Анализ этого документа показывает, что осенью 1811 г. Ришелье совершил поездку по югу Новороссийского края, посетил Крым и Тамань. Выехав из Одессы после 3 сентября, он был в Симферополе 22 сентября, откуда последовал дальше в Феодосию, Керчь, затем побывал в Тамани и Екатеринодаре и 9 декабря возвратился в Одессу. Поездка длилась 3 месяца, и за этот период нет ни одного документа, подписанного герцогом и датированного 4-20 сентября. Вероятно, эти дни были заняты новосельем в Гурзуфе. Это был последний приезд Ришелье в Гурзуф: началась война 1812 г., затем заботы по спасению края от чумы, неурожаев. Осенью 1814 г. он навсегда покинул Россию, отбыл во Францию, где находился до конца своих дней.

Сознавая, что необитаемый гурзуфский дом был на всем Южном берегу единственным строением европейского типа, радушный владелец охотно давал разрешение всем путешественникам высшего круга общества, желающим остановиться в нем. В зимнее время дом подолгу пустовал, так как не отапливался. По описаниям путешественников того времени можно составить представление о доме в его первоначальном виде. Прежде всего, адъютант Решешуар, описывая постройку, подчеркнул, что здание удивило татар, показавшись им великолепным дворцом, подобным дворцам их бывших ханов» . Еще одно из первых описаний дома – коротенькая заметка В.Б.Броневского от 1815 г., в которой он пишет: «…остановились мы у большого о двух этажах дома с бельведером. Хотя дом не совсем еще отстроен, но вблизи низких хижин кажется огромным и великолепным замком. Главным фасадом обращен он к горам; с другой стороны видно море. Мне показалось сначала, что лучше бы главный фасад обратить к морю, но, взашедши на балкон и взглянув на окрестности, я согласился «что хозяин прав» . Находим мы упоминание о доме и в «Дорожных письмах» С.А.Юрьевича. Вспоминая о пребывании царской семьи в Крыму в 1816 г. он пишет, что проезжая тогда по Южному берегу Крыма, будущий император Николай I остановился именно в этом доме, за неимением чего-либо иного при первом посещении: «…На Южном берегу был всего один дом, и тот в развалинах недостроенный, принадлежащий дюку Ришелье, и одна избушка генерала Бороздина». Здание было прямоугольным, одноэтажным, на высоком цоколе; главный вход был со стороны западного фасада, на крыше располагались мансарда и бельведер. С трех сторон здание окружала широкая галерея с колоннами. В доме было 4 комнаты, в цокольном этаже располагались хозяйственные помещения. Спустя 4 года Н.Т.Муравьев-Апостол, живя в этом доме, описывал его так: «Увидели перед собой замок в каком-то необыкновенном вкусе… Огромное здание состоит из крылец, переходов с навесом вокруг дома, а внутри из одной галереи, занимающей все строение, исключая четырех небольших комнат, по две на каждом конце, в которых столько окон и дверей, что нет места, где кровать поставить…».

Герцог Ришелье редко бывал в своем гурзуфском имении. Вероятнее всего, два раза, хотя и содержал в доме полный штат прислуги. Человек радушный, добрый, гостеприимный, он оставил у местных жителей о себе светлую память: «татары произносят имя Ришелье с умилением» .

Дом в Гурзуфе не подвергался никаким переделкам и перестройкам при жизни Ришелье и оставался его собственностью до самой смерти в 1822 г. Начиная с 1823 г. дом несколько раз перестраивался и менял свой внешний облик при новых владельцах. Ими были: после смерти Ришелье его адъютант И.А.Стемпковский (1822-1824гг.), М.С.Воронцов (1824-1835гг.), И.И.Фундуклей (1835-1881гг.), П.И.Губонин и его сын (1881-1917гг.). После последней реставрации дома в 1987 г. ему вернули вид 60-х годов XIX века. Почти два столетия, несмотря на все исторические коллизии, в старом гурзуфском парке стоит дом Ришелье, напоминая нам о далеких временах, когда в нем были известные люди. В особом ряду – воспоминания о пребывании в доме Ришелье А.С.Пушкина, А.Грибоедова, А.Мицкевича, В.А.Жуковского.

После интереснейшей экскурскии по дому-музею Пушкина, нас ждала не менее интересная по дому Чехова. Мы прошли всё такими же узкими улочками за Ольгой Владимировной, и из-за угла показалась легендарная синяя калиточка - вход на участок дома Чехова.

Антон Павлович Чехов пять лет прожил на юге Крымского полуострова. И это были последние пять лет его жизни. Здесь он приобрёл себе дом, расположенный в Ялте, и дачу в небольшом посёлке под названием Гурзуф, которая служила местом уединения писателя и создания творческих продуктов.

Писатель купил дачу в Гурзуфе в 1899 году. Кроме самого домика, в его собственность входила бухта рядом с ним. Эта бухта сейчас называется именем Чехова. На её территории до сей поры сохранились остатки крепостей, построенных византийцами (в 6 веке) и генуэзцами.

«Три сестры» - одна из известных работ писателя – родилась именно на гурзуфском побережье. Вдохновляла великого писателя на творческие подвиги его супруга – Ольга Книппер. Она тоже была творческой личностью – работала в Московском художественном театре. Также Книппер являлась наследницей Чехова. Став владелицей дачного участка, она с удовольствием приезжала сюда практически каждое лето.

Ещё при жизни писатель любил собирать у себя на даче гостей. Он принимал Бунина Ивана, Комиссаржевскую Веру и других людей творчества.

После вдовы Чехова владельцем этих мест стал В. Мешков, а через пять лет (в 1963 году) дача вместе с бухтой стали принадлежать Художественному фонду Советского Союза. И только в 1987 году дача А.П. Чехова получает статус музея. После этого многие мастера трудились над тем, чтобы придать постройке первоначальный вид – такой, каким он был при жизни писателя. И это им удалось достаточно неплохо. Двор вокруг дома купается в зелени, посередине стоит фонтан, а чуть дальше зал, где проводятся мероприятия, посвящённые А.П. Чехову. Домик покрашен в сине-белые тона. Внутри него находится кабинет, где работал писатель. В музее собрана целая коллекция фотографий Гурзуфа и гостей дачи. Отдельный стенд посвящён истории создания пьесы «Три сестры». Также здесь можно узнать биографию Чехова, почерпнуть много интересного из историй о его друзьях и творческой деятельности.

Музей Чехова одна из известных достопримечательностей поселка Гурзуф и дополняет поселок романтизмом и отдыхая на его побережье понимаешь почему А.П. Чехов из всего южного берега Крыма выбрал именно Гурзуф.

В мемориальной части музейной экспозиции представлены вещи, посвященные А. П. Чехову и О. Л. Книппер, а в литературном разделе хранятся документы, связанные с пьесой «Три сестры», редкие издания прошлых веков, копии рукописей.

Одна из экспозиций музея посвящена театральному искусству, на выставочных стендах представлены фотографии артистов, театральные программки, реквизит, костюмы. Свое место в экспозиции заняли материалы спектакля «Три сестры», поставленного В. И. Немировичем-Данченко в 1940 г.

Экспозиция третьей комнаты рассказывает о друзьях писателя, она так и называется — «Окружение Чехова». На выставке можно увидеть подлинные фотографии, архивы, наброски, письма. Стены украшены репродукциями с известными и не очень портретами Чехова. В гурзуфской экспозиции собрано множество малоизвестных фотоснимков, не выставлявшихся в ялтинском Доме-музее А. П. Чехова.

Стё место оставило для меня незабываемые впечатления. Больше всего меня восхитила история этой маленькой сакли, которая будто живёт своей жизнью, и небольшой рабочий кабинет Антона Павловича, от которого не отказался бы и я.

После всех музеев был запланирован обед. Мы прошли несколько кварталов от дачи Чехова и остановились в кафе. Немного перекусив, пошли к автобусу. Теперь мы должны были посетить гурзуфский винзавод. Мы проехали через весь город и повернули на дорогу в сторону Артека. За заборами были видны множества корпусов и автобусов. Мне невероятно интересно было бы месяцок провести здесь, в Артеке, в поисках вдохновения. Мы проехали территорию Артека, и слева показался винзавод. На входе нас встретил технолог с проверкой температуры. Мы разделились на две группы, одна из которых пошла на дегустацию, а другая на экскурсию. Затем будет наоборот. Вкратце расскажу о том, что рассказали нам. Нам рассказали весь путь, что проходит виноград, перед тем, как мы увидим его в бутылках в виде вин и других алкогольных продуктов. Кроме того, показали дубовые бочки, в коих в данный момент выдерживаются вина. Поражает то, что каждой бочке минимум сотня лет. После экскурсии по заводу, нас повели на дегустацию, а ту группу - на экскурсию. Я, понятно дело, в дегустации не участвовал ввиду своего небольшой возраста. Всё это заняло около двух часов.

После сего, мы вернулись в автобус и взяли курс на санаторий. Спустя примерно два часа, мы были на месте.

На семь часов был назначен ужин. Сегодня подали макароны с салатом и котлетой, с компотом из сухофруктов. После ужина мы вернулись и до ночи были в номере. Около полуночи уснули.

Всё так же волны бились о каменистый берег, донослись голоса людей с улицы, от ветра развивались полупрозрачные шторы. Я проснулся. Всвязи с тем, что сегодня мы уже покидаем чудный Крым, мы собрали чемоданы и приготовились к отъезду.

К половине девятого мы пошли на завтрак. Сначала подали хлеб, колбасу и сыр. Затем. Минут через 10 принесли перловую кашу, причём, вполне даже вкусную. Через несколько минут всё это было съедино, однако чая не приносили. Прошло около 10-15 минут. Чая так и не несли, что позволило немного пошутить и посмеяться по этому поводу. Однако, вскоре чай всё же подали. Мы выпили его уже без ничего и собирались вернуться в номера, как вдруг, Виктор сообщил об изменениях в сегодняшней программе. Теперь у на появилось время последний раз покупаться, а в полдень мы должны были поехать в Ялту на морскую прогулку.

Мы вернулись в номер и, собравшись на пляж, через полчаса пошли к морю.

Спустя пару часов мы вернулись. Снова собрав все чемоданы, пошли к месту сбора.

В полдень, как и планировалось, мы выехали в Ялту. Час спустя мы были на месте и шли к набережной и причалам.

Вскоре мы вышли к скверикам и набережной. Пройдя немного, дошли до причалов. Заказали билеты, прошли на борт теплоходика, сели на скамейки, и судно двинулось в открытое море. Мы прошли от Ялты до Алупки и вернулись обратно. Видели семь легендарных дворцов южного побережья, Ласточкино гнездо, скалу Парус, прекрасные виды на величественные горы и вековые леса.

Прогулка заняла полтора часа. В полчетвёртого мы сошли на берег и пошли обедать. Уже через 14 минут мы были в кафе, а после трапезы пошли гулять по набережной.

В 5 часов вечера мы вернулись в автобус и взяли курс на дом.