|
||||||||||||||
КП 20-11-2_ ВАФиГ_ТЗ№4 _12.09.2020КП 20-11-2_ ВАФиГ_ТЗ№4 _12.09.2020 Этапы онтогенеза. Возрастная периодизация Цель:рассмотреть основные периоды онтогенеза человека, раскрыть понятие возрастной периодизации. Задания для самостоятельной работы Задание 1 Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Теоретические сведения Онтогенез (от греч. ontos — сущее) — период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г. Два периода: пренатальный — внутриутробный (с момента зачатия до рождения) и постнатальный — постнатальный (от момента рождения до смерти человека). В пренатальном выделяют: эмбриональное развитие (эмбрион) — до 1,5–2 месяцев, когда происходит формирование плода; плацентарное развитие (плод) — 3–9 месяцев, когда происходит рост плода. Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические заболевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, развитие будущего ребенка. Пренатальное развитие организма начинается с оплодотворения (беременности женщины). Беременность — физиологический процесс в организме женщины, который продолжается 270–280 дней. Беременная женщина прибавляет в весе римерно 12–15 кг (вес ребенка, плаценты, околоплодных вод, крови, величине груди, матки). В 5–6 недель (в связи с тем, что срок беременности считается от первого дня начала менструации, когда яйцеклетка только готовится к выходу из фолликула, то данный срок приходится на время, когда женщина еще «подозревает», что беременна) у эмбриона появляется мозг, позвоночник, центральная нервная система, развивается желудок, грудная клетка, формируется система кровеносных сосудов; в 7–8 недель формируется лицо, сердце начинает гонять кровь по телу, есть легкие, кишечник, печень, почки и внутренние половые органы; в 8 недель эмбрион становится «плодом», который уже достаточно подвижен и имеет длину 2,5 см; в 12 недель развиваются мышцы, ребенок может сгибать большие пальцы и сжимать кулачок, работают мышцы рта, ребенок морщит губы, открывает и закрывает рот, всасывает и глотает жидкость, которая его окружает; на пальчиках растут ноготки; веки закрывают глаза; длина ребенка 6,5 см, вес 18 г; в 16 недель у ребенка появляются брови и ресницы, образовались суставы рук и ног, началось затвердение костей, по половым органам уже можно распознать пол; ребенок сосет палец, много двигается, быстро растет; длина 16 см, вес 135 г; в 20 недель на голове у ребенка появились волосы, формируются зубы, ребенок очень активен, реагирует на внешние звуки, и женщина может чувствовать шевеления; длина 25 см, вес 340 г; в 24 недели у ребенка хорошо развиты мышцы рук и ног и он регулярно «проверяет» их силу, а периоды активности чередуются с периодами полного покоя; может кашлять и икать (тренирует мышцы, участвующие в акте дыхания), женщина это воспринимает как легкие постукивания; длина 33 см, вес 570 г; в 28 недель ребенок сформирован почти полностью, начинает накапливать подкожную жировую клетчатку; малыш чувствует ощущает боль, очень хорошо различает вкусы (лучше, чем взрослый), поэтому может «поощрять» маму за «сладенькое» (повышается активность); легкие полностью не сформированы, т. к. не выработалась субстанция (сурфактант), которая препятствует спадению альвеол при дыхании; посторонние могут видеть очертания тельца и его движения; если в этот период произойдут роды — то ребенок выживет; длина 37 см, вес 900 г; в 32 недели ребенок различает свет и темноту, готовится к рождению (переворачивается головой вниз), интенсивно прибавляет в весе; длина 40,5 см, вес 1,6 кг; в 36 недель голова ребенка опускается в область таза; вес прибавляет около 28 г в день; длина 46 см, вес 2,5 кг; в 40 недель исчезает первичный пушок, первородная смазка покрывает все тело (или остается в складках кожи), в кишечнике скапливается темная субстанция — меконий, роды могут начаться в любой момент. У новорожденного длина тела 51 см, вес 3,4 кг. В постнатальном периоде выделяют: ранний, зрелый, заключительный этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16–20 лет. Следует помнить, что деление детства на периоды не имеет точных границ. Оно вытекает из необходимости обеспечения детям таких условий жизни, питания и умственно-физической деятельности, которые соответствовали бы анатомо-физиологическим возможностям каждой возрастной группы. В настоящее время существует множество классификаций возрастных групп. Наиболее распространенная классификация А. А. Маркосяна. Новорожденный — 1–10 дней; Грудной возраст — 10 дней — 1 год; Раннее детство — 1–3 года; Первое детство — 4–7 лет; Второе детство — 8–12 лет мальчики; 8–11 лет девочки; Подростковый возраст — 13–16 лет мальчики, 12–15 лет девушки; Юношеский возраст — 17–21 год юноши, 16–20 лет девушки; Зрелый возраст — 1 период — 22–35 лет мужчины, 21–35 лет женщины; 2 период — 36–60 лет мужчины, 35–55 лет женщины; Пожилой возраст — 61–74 года мужчины, 56–74 года женщины; Старческий возраст — 75–90 лет мужчины и женщины; Долгожители — 90 лет и выше. В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н. П. Гундобина: Период внутриутробного развития — 10 лунных месяцев — 270 дней. 2 фазы: эмбриональная и плацентарная. Период новорожденности — с момента отделения от матери, длится 3–4 недели (приспособление ребенка к условиям внеутробного существования). Период молочных зубов — от 1 года до 6–7 лет. 1 период — от 1 года до 3 лет (старший ясельный); 2 период — от 4 до 6–7 лет (период посещения детского сада). Задание 2 Составьте схему «Периоды онтогенеза» и дайте им краткую характеристику. Задание 3 Заполните таблицу. Таблица - Классификация возрастных групп по А. А. Маркосяну
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте два периода онтогенеза. 2. Назовите возрастные группы по классификации А. А. Маркосяна с которыми вы будете работать как специалисты. 3. Какая классификация возрастных групп используется в педиатрии?
|
||||||||||||||
|