БЛАНК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ
В ХОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Параметры наблюдения
Наблюдению подвергаются следующие параметры.
Эмоционально-личностная сфера:
- Контакт;
- Интерес;
- Эмоциональный компонент продуктивности;
- Активность;
- Оценка собственных достижений.
Работоспособность:
- Динамика продуктивности;
- Истощаемость;
- Переключаемость;
- Внимание;
Познавательная сфера:
- Ориентировочная деятельность;
- Понимание обращенной речи;
- Экспрессивная речь (высказывание);
- Целенаправленность.
2. Характеристика параметров наблюдения.
Эмоционально-личностная сфера.
v Контакт. Под этим параметром подразумевается не только возможность быстрого формирования у ребенка доверительного отношения к занятию, но собственно полноценность контакта, т.е. способность ребенка к сотрудничеству со взрослым, к ориентации на взрослого в процессе совместной деятельности. Кроме того, оценивается динамика этого качества в процессе всего цикла занятий (стабильность контакта, его устойчивость в различных ситуациях). Недооценка значения данного фактора, либо просто констатация «плохого» или «хорошего» контакта в ряде случаев могут отразиться на качестве интерпретации оценки эффективности занятий.
Оценка данного параметра строится на учете соответствующих характеристик поведения ребенка как в начале занятий, так и на всем их протяжении (бальные оценки этого и всех других параметров, а также качественное содержание каждой оценки даны ниже при описании схемы анализа).
v Интерес. Данный параметр оценивается по степени увлеченности ребенка характером выполняемой работы (отдельных заданий или всей их совокупности), старания добиться результатов. Глубина интереса так же, как и контакта, определяется его устойчивостью к различным изменениям ситуации (затруднения, исправление ошибок взрослым, критика и т. п.). Значение этого показателя в том, что, с одной стороны, он, в известной мере, характеризует особенности познавательной деятельности ребенка, другой – определенную степень его социальной зрелости (стремление добиться результата, т. е. получить одобрение своей деятельности взрослым, преодолевая определенные трудности заданий, часто субъективно малопривлекательных).
При оценке этого параметра учитывается отношение ребенка к различным заданиям, процессу работы в целом, а также динамика этого отношения.
v Эмоциональный компонент продуктивности. Отражает характер, выраженность и стабильность эмоционального тонуса в процессе занятий, эмоциональные реакции ребенка на затруднения в работе, критику, похвалу, т. е. на оценку своих действий взрослым. Находится в тесной связи с общей продуктивностью деятельности (особенно у детей с признаками психического недоразвития). Материалом к оценке так же служит динамика поведения ребенка в ходе всей работы, но в большей степени – при выполнении субъективно сложных заданий.
v Активность. Оценивается по массивности внешней стимуляции с учетом ее причин (нерешительность, действий, невысокий интерес к работе, быстрое пресыщение выполняемой деятельностью, истощение). В известной мере дублирует предыдущие характеристики, однако в ряде случаев может иметь самостоятельное значение (например, высокая активность в сочетании с неупорядоченной, нерациональной деятельностью). Материал к оценке – процесс выполнения всех заданий.
v Оценка собственных достижений. Отражает уровень сформированности критичности – важного показателя интеллектуальной и социальной зрелости ребенка. Выявляется в итоговых работах.
Работоспособность.
v Динамика продуктивности. Отражает, как и последующие характеристики этой группы показателей, особенности работоспособности ребенка, ее динамики, однако оценивается не только с точки зрения функционального состояния центральной нервной системы, но и в связи с описанными выше характеристиками эмоционально-личностной сферы. Оценка параметра основывается на учете динамических характеристик деятельности (отраженных в схеме анализа) в процессе всего цикла занятий.
v Истощаемость. Является важным показателем работоспособности, учет которого особенно актуален при анализе деятельности детей с признаками органической недостаточно центральной нервной системы. Оценивается по динамике продуктивности деятельности в ряду других признаков. Трудность адекватной оценки данного параметра заключается в дифференциации его от внешне сходных проявлений пресыщаем ости, имеющей, как известно, другое происхождение. Ориентиры (хотя и весьма хрупкие) для различения этих двух явлений указаны в примечании 1 (см. схему анализа). Основным материалом для оценки служит деятельность, требующая волевого напряжения и концентрации внимания.
v Переключаемость. Характеризует подвижность основных нервных процессов. Нарушение этого качества в достаточно выраженной степени (инертность) традиционно рассматривается как вполне определенный диагностический признак, указывающий на наличие органической недостаточности головного мозга.
v Внимание. Характеристика, также признаваемая важной при диагностике психического недоразвития. Определяется по концентрации целенаправленности действий, точности следования инструкциям, прочности и объему оперативной памяти.
Довольно трудно дифференцировать внимание и такое качество, как целенаправленность, нарушения которой стоят в тесной связи с особенностями внимания и имеют внешне сходные проявления. Между тем, нарушения указанных качеств возникают не по идентичным причинам. Если качества внимания в большей степени зависят от функционального состояния коры головного мозга, то целенаправленность определяется уровнем сформированности личностных и интеллектуальных структур. Так, например, если задание вызывает интерес, является доступным ребенку, то его действия точны, целенаправлены, рациональны. Однако на фоне этой целенаправленности могут отмечаться в разной степени выраженные, как правило, негрубые нарушения внимания. В иных ситуациях (невысокий интерес, серьезные затруднения в правильном выполнении заданий) возникает быстрое пресыщение деятельностью, дезорганизация ее, выражающаяся в утрате целенаправленности, внешне характеризующейся выраженными дефектами внимания. Несмотря на трудности разграничения этих характеристик деятельности, желательно все же оценивать этот параметр в связи с тем, что он может иметь дифференциально-диагностическое значение.
Наиболее показательной деятельностью для этого параметра является последовательное запоминание информации, а так же деятельность, требующая сосредоточенности и концентрации внимания.
Познавательная сфера.
v Ориентировочная деятельность. Качество данной характеристики трудно переоценить, так как она в значительной степени отражает общий уровень познавательной активности ребенка. Однако при оценке данного параметра мы учитывали не только внешние проявления ориентировки в новом материале (активность внимания, направленность его на объект), но и ее рациональность, т. е. умение ребенка при первичном анализе выделить из разнообразной информации значимую (способность к планированию деятельности на этапе перцепции).
v Понимание обращенной речи. Формулировка в значительной степени условная, так как в обобщенном виде синтезирует в себе множество самых разнообразных составляющих. Качество понимания обращенной речи может быть снижено из-за сложности формулировки обращенного высказывания, инструкции, вопроса, и в связи с недостаточным вниманием слушающего или дезорганизацией субъекта предшествующей ситуацией, утомлением, и т. п. Данный параметр дает достаточную информацию дифференциально-диагностического характера.
v Экспрессивная речь (высказывание ребенка). Способность к словесному отчету о выполняемых действиях, позволяющих в общих чертах оценить сформированность речи ребенка.
v Целенаправленность. Нарушения целенаправленности деятельности – дефект, достаточно типичный для состояний как выраженного, так и негрубого психического недоразвития, и различающийся как степенью, так и качественным своеобразием у разных групп детей с отклонениями в развитии. В общих чертах под целенаправленностью понимается качество действий и их направленность на достижение конкретной цели, заданной инструкцией. О других характеристиках этого признака говорилось при описании параметра «внимание».
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ
Сфера
| Параметр
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРА
| Эмоционально-личностная
| Контакт
| легко устанавливающийся, полноценный (способствующий совместной деятельности), стабильный на протяжении всего занятия;
4 балла
| постепенно установившийся, в последующем полноценный, стабильный;
3 балла
| относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога либо в связи с появлением пресыщения деятельностью;
2 балла
| легко или постепенно установившийся, но не полноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности);
1 балл
| недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего занятия из-за негативного отношения к ситуации занятия, не вызывающей у ребенка интереса либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях боязни допустить ошибку.
0,5 балла
| Интерес
| выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно с азартом)
3 балла
- те же качества, но меньше выражены во внешнем плане
2,5 балла
| достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений психологом;
2 балла
| поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчиняется взрослому)
1,5 балла
| выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией или стойкой боязни сделать ошибку;
1 балл
| Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.
0 баллов
| Эмоциональный компонент продуктивности
| внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и критика одинаково способствуют продуктивности и деятельности;
3 балла
| адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и критика понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельность;
2 балла
| внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;
1,5 балла
| На фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации наличие сензитивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и критику, грубо дезорганизующих деятельность;
1 балл
| Стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией (грубая дезорганизация деятельности);
0,5 балла
- полностью индифферентное отношение к различным ситуациям в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности;
- «аффект благодушия» - неадекватно положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации.
0 баллов
| Активность
| работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции);
3 балла
- нуждается в незначительной стимуляции при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях;
2,5 балла
| необходима незначительная, но постоянная стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях;
2 балла
| незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный);
1,5 балла
| наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях (с эффектом);
1 балл
| необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый);[1]
0,5 балла
| Оценка собственных достижений (критика)
| адекватная самостоятельная аргументированная;
4 балла
| снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не было трудно? И т. п.);
3 балла
- то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;
2 балла
| аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки;
1 балл
| отказ от оценки;
0,5 балла
| неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.
0 баллов
| Работоспособность
| Темп и динамика продуктивности деятельности
| темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью;
3 балла
| несколько замедленный, равномерный при упорядоченной деятельности;
2,5 балла
- темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца занятия стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядочении деятельности (замедленная врабатываемость)
2 балла
| высокий или умеренный темп, но замедляющийся при столкновении с трудностями или указаний на ошибки;
1 балл
| ускоренный темп на протяжении всего занятия в сочетании с неупорядоченной, хаотической деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;
0,5 балла
| крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.
0 баллов
| Истощаемость
| относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т. п.)
3 балла
| выявляется к концу занятий (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме;
2 балла
| те же явления, в той же степени, но примерно с середины занятия;
1 балл
| То же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия.
0 баллов
|
| Переключаемость
| Отсутствие даже легких признаков инертности;
3 балла
| Единичные факты застревания на предыдущих действиях.
2 балла
| Отчетливая тенденция к застреванию;
1 балл
| То же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции.
0 баллов
|
| Внимание [2]
| достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования;
3 балла
- негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость);
2,6 балла
| негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования;
2 балла
| внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением;
1,5 балла
| отчетливо выраженные нарушения внимания к концу занятия;
1 балл
| негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс занятия
0,5 балла
- отчетливо выраженные нарушения внимания в процессе всего занятия.
0 баллов
| Познавательная сфера
| Ориентировочная деятельность
| выражено активная целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом);
4 балла
| внешне сниженная активность при рациональном анализе;
3 балла
| вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомление, дезорганизация);
2 балла
| внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией;
1,5 балл
| сниженная активность при малопродуктивном поиске;
1 балл
- «псевдоактивная» - выраженная внешняя активность при полном отсутствии рационального анализа объекта;
0 баллов
| Понимание обращенной речи
| понимает большинство инструкций и обращений сразу (критерий – выполнение действий по инструкции и правильные ответы на вопросы );
3 балла
| некоторые обращения и инструкции понимает после дополнительного уточнения;
2 балла
| большинство обращений и инструкций требует уточнения, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий;
1 балл
| большинство обращений и инструкций понимает после отказа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл инструкции или обращения.
0 баллов
|
| Экспрессивная речь (высказывания ребенка)
| по возрасту развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев
4 балла
| то же, но при наличии единичных, скупых незавершенных высказываний;
3 балла
| скупая, незатрудненная, но неточная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения;
2 балла
|
| никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно; добиться улучшения в большинстве случаев невозможно.
0 баллов
| Целенаправленность
| точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями);
4 балла
| точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности деятельности, характера предъявляемого материала;
3 балла
| достаточно точная, но нарушаема общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения;
2 балла
| Относительно точная, но нестабильная подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях; или – вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения;
1,5 балла
| Слабая рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, внешним контролем;
1 балл
- слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства.
0 баллов
|
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА
Наименование показателей
| Норма (баллы)
| Задержка психического развития (баллы)
| Умственная отсталость
(баллы)
| Средний суммарный балл для группы
| Возможные диапазоны суммарных оценок
| Средний суммарный балл для группы
| Возможные диапазоны суммарных оценок
| Средний суммарный балл для группы
| Возможные диапазоны суммарных оценок
| Эмоционально-личностная сфера
|
| 10-18
|
| 6-12
| 5,5
| 3-7
| Работоспособность
| 9,6
| 7-12
| 6,5
| 5-9
| 5,5
| 3-7
| Познавательная сфера
|
| 9-15
|
| 6-11
| 4,5
| 3-6
|
БЛАНК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Ф.И. ребенка________________ Группа риска
Возраст____________________
Дата обследования_______________________
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
| Качественная характеристика показателя
| Оценка показателя в баллах
| Заключение по состоянию сферы психического развития
Общий бал
| Эмоционально-личностная сфера
· Контакт
· Интерес
· Эмоциональный компонент продуктивности
· Активность
· Оценка собственных достижений
|
|
|
| Работоспособность
· Динамика продуктивности
· Истощаемость
· Переключаемость
· Внимание
|
|
|
| Познавательная сфера
· Ориентировочная деятельность
· Понимание обращенной речи
· Экспрессивная речь (высказывание)
· Целенаправленность
|
|
|
|
[1] Пресыщение выражается в угасании интереса, ухудшении осмысления материала, усилении отвлекаемости, появлении заместительных действий. В негрубо выраженной форме сглаживается или исчезает под воздействием стимуляции при переходе к новым заданиям, при создании ситуации успеха. Внешне сходные с пресыщением проявления истощения указанными приемами компенсируются весьма слабо.
[2] Внимание характеризуется концентрацией целенаправленных усилий, точностью следования инструкциям, прочностью удержания оперативного материала и его объемом
|