|
||||||||||||
Введение. Игра № 1 «От буквы к слову»
Наумова Э.Д. Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц : игры на развитие навыков звуко-буквенного анализа и лексико-грамматических категорий на материале тем «Птицы», «Животные» для детей 5—7 лет с речевыми нарушениями / Э.Д. Наумова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-36 с. ISBN 5-296-00679-8 Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5—7 лет с речевыми нарушениями. С их помощью можно научить ребенка выделять начальные звуки в словах, дифференцировать гласные и согласные звуки, различать согласные звуки по твердости-мягкости, правильно соотносить звуки и буквы, закрепить навыки слитного чтения слов, расширить знания детей о животном мире (уточнить представления о животных и птицах). Они помогут развить внимание, зрительную память и творческие способности ребенка. Эти игры могут использоваться на занятиях по обучению детей грамоте в детских дошкольных учреждениях, как игровой материал на логопедических занятиях и как самостоятельная игра для детей с участием родителей. Введение Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5—7 лет с речевыми нарушениями. Эти игры могут использоваться на занятиях по обучению детей грамоте в детских дошкольных учреждениях, как игровой материал на логопедических занятиях и как самостоятельная игра для детей с участием родителей. В зависимости от возраста и уровня речевого развития детей игры помогут: — научить ребенка выделять начальные звуки в словах; — дифференцировать гласные и согласные звуки; — различать согласные звуки по твердости-мягкости; — правильно соотносить звуки и буквы; — закрепить навыки слитного чтения слов; — развивать навыки звукового анализа и синтеза; — познакомить с некоторыми грамматическими правилами написания слов в русском языке; — расширить и закрепить знаниядетей о животном мире (уточнить представления о животных и — поможет развить внимание, зрительную память; — развивать творческие способности ребенка. Кроме перечисленных целейигра может расширить и закрепить знания детей о животном мире, уточнив их представления о животных и птицах, поможет развить внимание, зрительную память. Игры представлены комплектом, состоящим из 40 больших разноцветных карточек с изображениями различных предметов; 40 маленьких двусторонних карточек с изображениями животных и птиц на одной стороне и их названиями на обороте карточки; разрезной азбуки; фишек для обозначения звуков (красные фишки — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие). Слова, составляемые детьми по карточкам в ходе игры, сгруппированы по степени сложности слоговой структуры и даны в определенной последовательности от простого к сложному. Для облегчения подбора слов с одинаковой слоговой структурой аналогичные карточки выделены каким-либо одним цветом: желтым, розовым, красным, фиолетовым, синим, голубым, зеленым, светло-зеленым, коричневым и серым. Некоторые игры по степени сложности представлены в двух вариантах. Перед началом игры ведущий должен убедиться, что дети знают буквы и умеют правильно соотносить их со звуками. Игра № 1 «От буквы к слову» Игра проводится под руководством взрослого ведущего с 2—4 игроками. Цели: научить детей выделять первый звук в начале слова, соотносить звуки и буквы, дифференцировать звуки и буквы (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие), составлять из букв слова, соотносить слово и его изображение. Оборудование: большие и маленькие карточки (по одной паре карточек на игрока), разрезная азбука. Начинать игру лучше с простых слов из двух слогов без стечения согласных. Вариант А (простой) Для этого варианта ведущий заранее отбирает необходимое количество маленьких карточек с изображением животных и птиц: № 1-6, 8-10, 13—16,20,25, 26,27, 29, 36—39 и выкладывает их в центр стола, изображением вверх.* * Карточки № 21, 28, 30, 33 по ходу игры требуют уточнения ведущего в написании последнего звука. Их рекомендуется давать после предварительной работы — образование множественного числа существительных в родительном падеже (например: удав, а много удавов). Перед детьми лежат буквы разрезной азбуки и большие карточки с изображениями различных предметов, которые дети должны внимательно рассмотреть и назвать. Ведущий предлагает детям составить и выложить из букв разрезной азбуки слово по первым звукам маленьких слов-картинок. Выкладывать слово начинают с картинки, расположенной слева. В названии каждой маленькой картинки выделяют первый звук, находят соответствующую ему букву и выкладывают ее под эту картинку. Затем выделяют первый звук в названии второй картинки, находят соответствующую букву и выкладывают ее под второй картинкой. И так со всеми оставшимися картинками. После этого каждый ребенок должен прочитать свое слово и найти на столе маленькую карточку с соответствующим изображением. Побеждает тот, кто не только быстро, но и правильно выполнит это задание. Если у ребенка возникают затруднения, ведущий помогает ему. Количество предлагаемых ребенку картинок можно увеличить. Вариант Б (усложненный) Правила игры те же, но при выкладывании слов дети используют для обозначения звуков не только буквы, но и цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие). А затем отвечают на ряд вопросов педагога: Сколько в составленном слове слогов? Какой слог ударный? Сколько в слове гласных букв? Согласных? Каких? И т.п. Постепенно, по мере усвоения слоговой структуры слов, ведущий выбирает более сложные слова, постепенно увеличивая число карточек у игроков. Побеждают игроки, сумевшие правильно выложить, прочитать и выполнить звуковой анализ слова. Игра № 2 «Собери слова в цепочку» Игра проводится под руководством взрослого с 2—4 игроками. Ведущий заранее подбирает маленькие карточки с изображениями животных и птиц, (слова разной слоговой структуры) так, чтобы из их названий можно было составить цепочку слов. Цепочка составляется таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Цели: научить детей выделять первый и последний звук в словах. Оборудование: маленкие карточки с изображением животных и птиц. Например: СТРАУС — СУСЛИК — КАБАН — НОСОРОГ — ГОЛУБИ... Если игроки не могут продолжить цепочку слов (нет картинки с нужным звуком) ведущий может предложить: детям 5—6 лет — начать новую цепочку из оставшихся картинок; детям 6—7 лет — продолжить составление цепочки, несколько изменив условия игры. Если при выкладывании цепочки нет картинки с изображением животного, название которого начинается на определенный звук, игрок может подобрать слово на этот звук, а вместо картинки положить фишку. Ведущий может воспользоваться дополнительными карточками и словами. Игра № 3 «Назови ударный слог» Количество игроков не ограничено. Цели: закрепить у детей навык деления слов на слоги; учить определять ударный слог в словах. Оборудование: три карточки с цифрами (1,2, 3), картинка с изображением молотка, картинки Игра проводится после того, как дети познакомятся с понятием «ударный слог». Выкладывая карточки с цифрами перед игроками ведущий говорит, что цифры обозначают количество слогов в слове, а молоток указывает ударный слог. Картинки с изображениями животных и птиц лежат перед ведущим. Игроки по очереди берут по одной картинке, медленно называют слово, выделяя ударный слог, и в зависимости от места ударного слога в слове выставляют карточку с молотком под одну из цифр. Ведущий и остальные игроки следят за ответами. Если задание выполнено игроком без ошибок, он забирает картинку себе, уступая место другому игроку. Если допущена ошибка — карточка откладывается в сторону. Сначала игра проводится в медленном темпе, по ходу игры ведущий может увеличить темп, создавая тем самым атмосферу соревнования. Ведущий может неза-
|
||||||||||||
|