Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.А. Серов Балтийский десант. 1942 г.



 

Великая Отечественная война породила качественно новое понятие – художник-фронтовик.

Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными. Наиболее значительные из них вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового искусства.

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли.  В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.

Особенно ценны картины, написанные непосредственно в годы войны под впечатлением от неё.

 

А.А. Дейнека "Окраина Москвы". Ноябрь 1941 г.

Перед нами скромный зимний пейзаж московской окраины, в который тревожным диссонансом врываются стальные противотанковые заграждения. Дома смотрят темными глазницами окон. По пустынной улице мчится крытый брезентом грузовик. Как будто ничего особенно примечательного, но весь образный строй картины, ее колорит неуловимо передают страшную угрозу, нависшую над городом.

 

 

Б. А. Серов. Здесь прошел враг! (1942 г.)

эта картина изображала эпизод, характерный для той суровой поры. Фашисты только что совершили своё очередное преступление: вновь пролилась кровь и на земле распласталась ещё одна невинная жертва – растерзанная молодая женщина и рядом – умирающий, но непонимающий произошедшей трагедии ребёнок. Это полотно настолько вызывало справедливое чувство гнева, острое желание бить врага, что с него было выполнено внушительное по своим размерам панно. Оно было помещено у Казанского собора на Невском проспекте.

А. А. Пластов. Фашист пролетел. (1942 г.)

На картине «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда. Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.

Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории. В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение: на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел».

А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. (1942 г.)

Картина Дейнеки — это не реалистичное изображение осады Севастополя в 1942 году, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советских рыцарей — моряков в ослепительно белой форме.

 

 

С. Герасимов. Мать партизана. (1943г.)

Художник Сергей Герасимов до войны был хорошо известен, в его творчестве преобладала тема русской деревни. Возможно, именно поэтому его военное полотно тоже связано с деревенскими жителями: гордой женщиной, которая не боится немецких захватчиков.

Сергей Герасимов писал:«Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей».

В 1958 году картина выставлялась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена Золотой медалью, хранится в Третьяковской галерее.

 

 

Федор Богородский, «Слава павшим героям», 1945 г.

Некоторые исследователи отмечают в картине художника Федора Богородского «Слава павшим героям» параллели с подвигом Христа. Тема спасения мира ценой собственной жизни удивительным образом переплетается с евангельскими событиями.

Деревянные носилки, на которых лежит умерший солдат, напоминают крест. Мать, которая склонилась над ним, ассоциируется с оплакивающей своего Сына Богородицей. Вместо участвовавших в погребении учеников Христа, Иосифа и Никодима — боевые товарищи, которые молчанием чтят память погибшего друга.

 

                                                    

В.А. Серов "Балтийский десант". 1942 г.

В тяжелейшие годы блокады, помимо работы над серией военных плакатов и рисунков для газет,  Серов продолжал работать над большими картинами, создал несколько полотен посвящённых героизму советских солдат и моряков.

Идут в ледяном прибое моряки – с оружием в руках, с суровыми непреклонными лицами, готовые сражаться. Что ждёт их на берегу?
Картина «Балтийский десант» хранится в Центральном музее Военно-морского флота в Санкт-Петербурге.

 

А. Пахомов "На Неву за водой". Из серии "Ленинград в дни блокады"

Здесь в 1942-1945 годах художник создал серию эстампов «Ленинград в дни блокады», посвященную осажденному городу. Главными героями его графических произведений становятся юные горожане, пережившие вместе с взрослыми все тяготы этих суровых дней.

 

 

Кукрыниксы, 1944

«Бегство фашистов из Новгорода» показывает сцены вандализма
фашистов в древнем Новгородском кремле. Убегая, мародеры поджигают бесценные исторические здания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.