Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблема темперамента в психологии. Общее представление о темпераменте. Методы иссл-я Т.



№ 25 Проблема темперамента в психологии. Общее представление о темпераменте. Методы иссл-я Т.

1. Темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характ-щих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Онутверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмерность», «правильная мера». Были выделены четыре названия типов темперамента вам j хорошо известны: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Эта концепция имеет огромное влияние на ученых па протяжении уже многих столетий. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент,Им были выделены три типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

Сангвиник обычно находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением, пребывает в хорошем расположении духа. Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Холерик действует резко и порывисто, отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Флегматику, как правило, совершенно чуждо чувство тревоги. Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Меланхолик отличается стесненностью в движениях, колебаниями и осторожностью в принятии решений. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиваться.

МЕТОДЫ ИССЛ-Я:Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики.

Разработаны две методики' "Исполнение инструкций" и "Код" Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, МЕТОДИКА "ИСКЛЮЧЕНИЕ" - Вариант разработанной методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов, одно "лишнее", МЕТОДИКА "ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ" - Вариант методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из трех слов. Слева располагаются пары слов.

 

№ 26 Основные подходы к изучению индивид-ного характера. Проблема соотн-ния темпер-та и хар-ера.

Характер— индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, : накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. В структуре характера выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт характера относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности. В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К 2-й группе черт характера относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам X. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты—упрямство, нерешит., трусость. Любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

ПРОБЛЕМА СООТН-Я ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА: Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами. Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента -и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: 1)отождествление темперамента и характера, 2)противопоставление темперамента характеру, 3)признание темперамента элементом характера, 4) признание темперамента основной природой характера. Следует отметить, что общим для характера и темпера­мента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формиро­вание характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в опреде­ленной эмоциональной направленности свойств характера. В конечном счете черты темперамента и характера органи­чески связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — ин­тегральную характеристику его индивидуальности.

 

 

№ 27 Общее представление о способностях. Структура, виды и признаки СП. Задатки и СП. Понятие об одаренности. Талант, гениальность

Способности                            — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. СП не являются врожденными, они - результат развития. Способность есть понятие динамическое, она существует только в движении

- Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Способности, считал Б.М. Теплов находятся в постоянном развитии. Виды способностей общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Структура способностей Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:В литературных: особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка. В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей. В педагогических: педагогический такт; - наблюдательность; любовь к детям;- потребность в передаче знаний. В художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств. Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика. Задатки и способности: Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развитие задатков — социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух, и если данный конк­ретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Общие способности, обеспечивающие относительную лег­кость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной. Одаренных людей отличает: внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Талант, гениальность Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность».

Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с репродуктивной, производительной деятельностью. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Так же, как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Высший уровень развития способностей называют гени­альностью. О гениальности говорят, когда творческие дости­жения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

 

 

№ 28 Разв-е психики в филогенезе. Возн. созн-я чела

Психика форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (дея­тельности) регулятивную функцию. Психика объективно и независимо отражает, существующую действительность, обеспечивает целесообразность поведения

Филогенез - это род, племя, вид происхождения. Филогенез-процесс формир-ия некой группы организмов. Термин ввёл Геккель в 1866 для обозначения процессов становления органического мира в целом. Основные этапы (стадии) развития психики в животном мире (по Алексею Николаевичу Леонтьеву) 1 .Стадия элементарной чувствительности Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира (на свет, тепло и т.п.). Простейшие (амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая) обладают зачатками психики. Они реагируют на абиотические свойства среды. 2. Стадия предметного восприятия Поведение животного определяется уже не воздействием отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов, им свойственна форма психического отражения – восприятие.  На данной стадии находятся головоногие моллюски, все членистоногие (в том числе и насекомые), позвоночные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими.3. Ст-я отражения межпредметных связей (интеллекта)

Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование с биологически нейтральными объектами (особенно те его формы, при которых животное удерживает предмет перед собой свободно на весу - наилучшие возможности для комплексного обследования объекта). Сознание - высшая, специфическая (свойственная только человеку) форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. СОЗНАНИЕ: Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором развития сознания была трудовая деятельность, основанная на совме­стном употреблении орудий труда. Человек - существо биологическое, поскольку он возник в ходе эволюции животного мира, продолжавшейся многие миллионы лет, и в определенном смысле является результатом этого процесса.

 

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.