|
|||
Проблема темперамента в психологии. Общее представление о темпераменте. Методы иссл-я Т.№ 25 Проблема темперамента в психологии. Общее представление о темпераменте. Методы иссл-я Т. 1. Темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характ-щих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Онутверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмерность», «правильная мера». Были выделены четыре названия типов темперамента вам j хорошо известны: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Эта концепция имеет огромное влияние на ученых па протяжении уже многих столетий. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент,Им были выделены три типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Сангвиник обычно находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением, пребывает в хорошем расположении духа. Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Холерик действует резко и порывисто, отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Флегматику, как правило, совершенно чуждо чувство тревоги. Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Меланхолик отличается стесненностью в движениях, колебаниями и осторожностью в принятии решений. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиваться. МЕТОДЫ ИССЛ-Я:Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Разработаны две методики' "Исполнение инструкций" и "Код" Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, МЕТОДИКА "ИСКЛЮЧЕНИЕ" - Вариант разработанной методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов, одно "лишнее", МЕТОДИКА "ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ" - Вариант методики представляет набор заданий, каждое из которых состоит из трех слов. Слева располагаются пары слов.
№ 26 Основные подходы к изучению индивид-ного характера. Проблема соотн-ния темпер-та и хар-ера. Характер— индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, : накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. В структуре характера выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт характера относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности. В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К 2-й группе черт характера относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам X. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты—упрямство, нерешит., трусость. Любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. ПРОБЛЕМА СООТН-Я ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА: Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами. Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента -и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: 1)отождествление темперамента и характера, 2)противопоставление темперамента характеру, 3)признание темперамента элементом характера, 4) признание темперамента основной природой характера. Следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера. В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.
№ 27 Общее представление о способностях. Структура, виды и признаки СП. Задатки и СП. Понятие об одаренности. Талант, гениальность Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. СП не являются врожденными, они - результат развития. Способность есть понятие динамическое, она существует только в движении - Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Способности, считал Б.М. Теплов находятся в постоянном развитии. Виды способностей общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Структура способностей Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:В литературных: особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка. В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей. В педагогических: педагогический такт; - наблюдательность; любовь к детям;- потребность в передаче знаний. В художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств. Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика. Задатки и способности: Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развитие задатков — социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной. Одаренных людей отличает: внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Талант, гениальность Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность». Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с репродуктивной, производительной деятельностью. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Так же, как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
№ 28 Разв-е психики в филогенезе. Возн. созн-я чела Психика форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психика объективно и независимо отражает, существующую действительность, обеспечивает целесообразность поведения Филогенез - это род, племя, вид происхождения. Филогенез-процесс формир-ия некой группы организмов. Термин ввёл Геккель в 1866 для обозначения процессов становления органического мира в целом. Основные этапы (стадии) развития психики в животном мире (по Алексею Николаевичу Леонтьеву) 1 .Стадия элементарной чувствительности Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира (на свет, тепло и т.п.). Простейшие (амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая) обладают зачатками психики. Они реагируют на абиотические свойства среды. 2. Стадия предметного восприятия Поведение животного определяется уже не воздействием отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов, им свойственна форма психического отражения – восприятие. На данной стадии находятся головоногие моллюски, все членистоногие (в том числе и насекомые), позвоночные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими.3. Ст-я отражения межпредметных связей (интеллекта) Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование с биологически нейтральными объектами (особенно те его формы, при которых животное удерживает предмет перед собой свободно на весу - наилучшие возможности для комплексного обследования объекта). Сознание - высшая, специфическая (свойственная только человеку) форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. СОЗНАНИЕ: Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором развития сознания была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Человек - существо биологическое, поскольку он возник в ходе эволюции животного мира, продолжавшейся многие миллионы лет, и в определенном смысле является результатом этого процесса.
|
|||
|