Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА»



 

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ

«ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА»

МЕЛАНХОЛИК. Характеризуется слабой нервной системой. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность, повышенная реактивность (сильная эмоциональная непроизвольная реакция на внешние или внутренние раздражители, например, критические замечания, обидное слово, угроза, резкий и неожиданный звук). Меланхолик сильно переживает даже незначительные неудачи. Эмоциональные состояния отличаются глубиной, большой силой, длительностью, хотя внешне это проявляется слабо. Часто неуверен в себе, легко теряется, трудно адаптируется в новой обстановке, замкнут, избегает общения с новыми людьми. Свойственны пониженная активность, низкая работоспособность (быстро утомляется в связи со слабостью нервной системы). Длительное и сильное напряжение (например, контрольная работа, экзамен и т.п.) вызывает замедленную деятельность. При сильном утомлении может вообще прекратить работу. Продуктивно может работать только в привычной обстановке. Ученики-меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, отзывчивостью. В неблагоприятных условиях (неблагополучная семья, конфликтный класс, отсутствие учёта индивидуальных особенностей педагогами, родителями и т.д.) такие ученики отличаются мрачностью, подавленностью, скрытностью, пессимизмом, сторонятся одноклассников и погружаются в собственные переживания.

Положительные характеристики: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию.

Отрицательные характеристики: низкая работоспособность, мнительность, ранимость.

Рекомендации: у таких учащихся нужно развивать коммуникативные навыки, помогать им входить в коллектив, поддерживать их; постепенно отучать от излишней работы, застенчивости. Определить деятельность, в которой они могут себя проявить и вовлекать в классные дела, давать им возможность для проявления активности. Большую роль в их воспитании играет одобрение, похвала, подбадривание, эмоциональная поддержка. Нельзя повышать на таких учеников голос, в таких случаях ученик может расплакаться (независимо от возраста), замкнуться в себе. Нельзя ставить меланхолика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа: теряется, находится в состоянии ''ступора''. Нежелателен авторитарный стиль работы с такими учащимися, преимущественно – демократический.

ФЛЕГМАТИК.Характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Флегматик отличается спокойствием, неторопливостью, медлительностью. В работе проявляет основательность, продуманность, упорство, не любит изменений в чём-либо, склонен к привычной обстановке. Медлительность мешает ему в работе, особенно тогда, когда нужно что-то быстро сделать, понять, запомнить, но зато запоминает прочно, надолго. В отношениях с одноклассниками, взрослыми ровен, спокоен, в меру общителен. Малоактивен, психические процессы протекают у него замедленно, но зато прочно формируются навыки. Для сосредоточения внимания флегматику нужно время, медленно переключается с одной деятельности на другую. Не гибок в поведении, не эмоционален, флегматика нелегко вывести из себя. Он с трудом сходится с людьми. Ему больше подходит работа, требующая методичности, длительной работоспособности.

Положительные характеристики: эмоциональная устойчивость, постоянство, терпеливость, надёжность.

Отрицательные характеристики: медлительность, невыразительность, ленность.

Рекомендации: в воспитании таких учащихся нужно преодолевать свойственные им вялость, инертность, пассивность, иногда и лень. Вовлекать в активную деятельность. При неблагоприятных условиях, неправильном воспитании у флегматика может развиться равнодушие, безразличие к окружающим, к труду, к учению и даже к самому себе.

ХОЛЕРИК. Основывается холерический темперамент на сильной, подвижной, но неуравновешенной нервной системе. Для холерика характерны реактивность и активность. Непроизвольные реакции на внутренние и внешние раздражители (воздействия) оказываются сильнее целей, установок, убеждений. Холерик быстр в движениях и действиях, порывист, импульсивен, возбудим. Психические процессы протекают у него быстро, интенсивно. Неуравновешен в своей деятельности: с увлечением берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом, но запас нервной энергии быстро истощается. Любит верховодить в любом деле. Если работа особенно однообразна и требует кропотливости, усидчивости, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Свойственное холерику преобладание возбуждения над торможением проявляется в резкости, вспыльчивости, раздражительности, несдержанности, которые он демонстрирует в общении и взаимодействии с окружающими. Всё это мешает холерику объективно оценивать свои поступки и поступки окружающих. На этой почве в коллективе возникают конфликтные ситуации, инициатором которых выступает зачастую холерик.

Положительные характеристики: энергичность, увлечённость, целеустремлённость, активность.

Отрицательные характеристики: нетерпеливость, несдержанность, импульсивность, неспособность к самоконтролю, агрессивность.

Рекомендации: постепенно, путём тренировки нужно стараться развивать у таких учащихся тормозной процесс, помогать им выработать умение себя сдерживать, тормозить. Постоянно тактично, но настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, действий, воспитывать у них сдержанность в поведении в отношениях с одноклассниками и со взрослыми, аккуратность в работе. Нельзя разговаривать с холериком в резком, категоричном тоне. Хорошо действует спокойный, ровный голос, критические замечания лучше делать индивидуально. В противном случае холерик раздражается, может вспылить и, соответственно, в такой ситуации неадекватно реагирует на замечания, не способен объективно оценить свои действия. Воспитательного эффекта в таких случаях нет, может быть спровоцирована конфликтная ситуация, из которой педагогу нужно будет самому искать выход.

САНГВИНИК. Темперамент сангвиники основывается на сильной, подвижной, уравновешенной нервной системе. Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он быстро откликается на любое внешнее или внутреннее воздействие. Отличается повышенной активностью, работоспособностью, продуктивностью в динамической и разнообразной работе. Очень эмоционален, но может сдерживать свои проявления чувств. Больше всего подходит работа, требующая быстрой реакции и уравновешенности. Обычно весел, жизнерадостен, оптимистичен. Легко поддаётся чувствам, часто действует, основываясь не на разум, а на эмоции, но чувства у сангвиника неглубоки и не очень устойчивы. Быстро находит контакт с людьми, легко адаптируется в незнакомой обстановке. Характерны большая подвижность, высокая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, деятельности. Быстро переключается с одной деятельности на другую в связи с быстротой психических процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.). Любознателен, быстро забывает обиды, довольно легко переживает неудачи, любит быть в коллективе, легко налаживает хорошие отношения с людьми. Учебная деятельность зависит во многом от сложившегося у него отношения к учебному предмету: если учебный материал интересен ему, доступен, вызывает у него эмоциональный отклик, то он его быстро усваивает, быстро запоминает, соображает. Если же материал неинтересен для сангвиника, сложен, для его изучения требуется длительная напряжённая работа, то сангвиник отвлекается часто, плохо его усваивает.

Положительные характеристики: мобильность, общительность, оптимизм, успешность в делах, трудоспособность, жизнерадостность, хорошо развитое чувство юмора.

Отрицательные характеристики: склонность к зазнайству, разделение работ на интересные и неинтересные, легкомыслие, поверхностность.

Рекомендации: сангвиник чувствителен к спокойному, доброжелательному тону, одобрению, похвале, но при необходимости можно прибегать к командному тону, принуждению, авторитарности в работе с ним. Привлекать в актив класса, требовать тщательного выполнения даже неинтересной для него работы. При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учению, общественной деятельности, к труду. При неблагоприятных условиях, неправильном воспитании может проявляться легкомыслие, беззаботное, беспечное отношение к делу, разбросанность, нежелание доводить дело до конца, несерьёзное отношение к учёбе, труду, окружающим людям, переоценка себя и своих возможностей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.