|
|||
Это «Ненатуральная сказка для детей» - решительно заявляет историк А.В.Карташев… Но при этом сами факты прибытия представителей разных религий и последующие поездки русский бояр по всему миру – безусловно имели место быть. P.S. Крещение огнем и мечом
Крещение Руси. Святой князь Владимир …Известная многим из нас житийная легенда о «выборе вер» является на самом деле большим препятствием к реалистическому постижению этой тайны обращения Владимира. Эта, почти сказочная, история, вставлена в киевский летописный свод под 988г., совершенно не удовлетворяет внимательного исследователя ни логически, ни духовно. Владимир – неистовый фанатик, злобный, мстительный, многоженец…, вдруг становится каким-то апатичным искателем вер. И даже не сам исследует различные религии, а индифферентно выслушивает их послов – иудеев, мусульман, латинян, православных…. Затем посылает в разные страны своих бояр (на подобие то ли разведчиков, то ли коммерческих агентов…). Это «Ненатуральная сказка для детей» - решительно заявляет историк А.В.Карташев… Но при этом сами факты прибытия представителей разных религий и последующие поездки русский бояр по всему миру – безусловно имели место быть... У Русских писателей XI века, близких по времени ко времени всеобщего Крещения Руси, мы находим тот подлинный исторический материал, необходимый для объяснения произошедшего на Руси исторического преобразования. Здесь все лишено сказочной аляповатости, наивности, все серьезно и надлежаще духовно. Возьмем знаменитой «Похвальное слово князю Владимиру» митрополита Иллариона. Автор до глубины души потрясен глубиной и загадочностью обращения князя из гонителя Веры Христовой в пламенного Её апостола. Он не допускает мысли о какой-то внешней , смехотворной «разведке о верах». Весь переворот в душе Владимира митрополит Илларион объясняет его духовной талантливостью и благодатным озарением от Духа Божия: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовой? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? Скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святаго Духа? …Дивное чудо! …Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного… Уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога. … Возгорелся духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство». В тех же словах пишет о тайне обращения Владимира и монах Иаков и, наконец, преподобный Нестор-Летописец. Вот как реконструирует внутреннюю логику духовного кризиса Владимира преосвященный Филарет (Гумилевский), церковный историк XIX: «Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью своих и чужых, сластолюбие грубое – не могли не отяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры, закалал тучные жертвы перед ними. Мало того - пролил даже кровь двух христиан на жертвеннике идольском. Но все это, как чувствовал он, не доставляло душе покоя – душа искала света и мира». Разгадке обращения князя Владимира может помочь то соображение, что Владимир был ярчайшим представителем «широкой русской натуры», носителем типичного для русского темперамента, кидающегося от одной крайности в другую. Эта-то крайность, вероятно, и дала Владимиру спасительный толчок в обратную сторону. Кроме этого, обращение Владимира к Христианству должно было наступить с его возрастом и ликвидацией его юношеских безумий. Наша летопись говорит о том, что Владимир выделялся своими широкими государственными планами: «И бе Володимер думая с дружиной о строи замленем и о уставе земленем…». Так что прославленные в былинах пиры Владимира с дружиной есть только прикладная и видная толпе сторона его совещаний со своими мужами. Несомненно имел влияние на выбор Владимира тот факт, что одной из его жен была плененная еще его отцом, Святославом, гречанка-христианка. Кроме того, А.В.Карташев приводит нам следующее историческое свидетельство, довольно интересное тем, что автора его невозможно заподозрить в предвзятости или ангажированности. Речь идет о …литературном памятнике – одной из древних скандинавских саг об Олафе Триггвессоне. Его мать, жена Норвежского конунга, спасаясь от дворцового переворота, бежит в Гардарикию («Страну городов» – так звали Великую Русь на Западе). Её сын, Олаф вырастает при дворе русского «конунга Вальдемара», в качестве приемного сына, на попечении супруги Вальдемара, «умнейшей из всех жен конунга». Подробно описывается то, как юный Олаф переживает свой духовный перелом – от язычества к христианству. Наконец «Небесный голос призвал его для познания истинного Бога отправиться в Византию». Олаф научен Вере выдающимися учителями и принимает Крещение. Затем он отправляется обратно на Русь и там начинает убеждать Вальдемара принять христианство. Тот вначале решительно воспротивляется изменить язычеству, но затем жена Вальдемара переубеждает его. Умирающая мать Вальдемара также предсказывает, что Олаф вскоре окончательно убедит его принять Христианство… Все эти элементы саги не противоречат истории. Действительно, Олаф Триггвессон, король Норвежский, в 993-995г. крестил свой народ после долгих странствий по далеким землям. Таким образом, на основании совокупности многих источников, мы видим, что обращение в Христианство князя Владимира произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, а не в следствие какой-то внешней и случайной информации, вроде предложения разных вер со стороны иностранных посольств. Но как же быть с той самой легендой, простой и сказочной, что занимает столь значительной место и в «Повести временных лет» и в наших учебниках истории - рассказом об «испытании вер»? Каким соблазном, а подчас и пресловутым «камнем преткновения» выступает этот безхитростный рассказ! – неужели, действительно, принятие нашим народом Православия обусловлено, например, тем, что князя Владимира смутило требование мусульман не пить вина («Питие есть веселие Руси, не можем без этого быти»)?! Злонамеренная чушь! Но ведь визиты послов были в действительности… Вот тут-то и начинается самое интересное! Дело здесь в том, что таинственный и центральный момент уже состоявшегося обращения ко Христу самого князя Владимира, не мог не повлечь для него, как несомненно мудрого правителя, большого и сложнейшего вопроса: как после всего периода его языческого безумия, ему теперь наиболее целесообразно перевести в эту, еще вчера гонимую Веру, свой народ ? Вот тут то и приобретают смысл все эти «разведывательные действия», посольства и переговоры! Владимир как бы говорит дружине: «Я убедился, пойдите и посмотрите собственными глазами, расследуйте и уверуйте так же, как убедился и уверовал я». Итак, материал легенды, все-таки отражает историческую быль. «Выбор» религии (больше похожий на театрализованное представление) мог иметь значение не для самого князя Владимира, а для его дружины, т.е. для людей инертных, с психологией не вождей, а ведомой другими толпы. Это их нужно было толкнуть, отправить - «посмотреть, сравнить и подумать», а затем - последовать за своим князем. Это для них нужен был безсмысленный сам по себе смотр вер, он был для них учебой, полезной для безболезненного отрывания от рассыпающейся в прах ветхой старины. Вчитайтесь еще раз в диалоги действительно великого князя Владимира с послами! «…Пришли немцы от папы и стали его уговаривать принять католичество. «А какая заповедь ваша?» - спросил их Владимир. Пощенье по силе» - отвечали немцы, - «если же кто пьёт или ест, то все во славу Божию…». «Ступайте домой», - сказал им на это Владимир, - «отцы наши этого не приняли».(Знал, знал Владимир о том, какую Веру и от кого принимали наши предки до него – и славный Аскольд, и беззвестные Русичи во времена Хазарского Ига, и дружинники князя Игоря, и сама великая бабка Владимира, святая равноапостольная княгиня Ольга, знал он и о неудачной попытке немецкого епископа Адальберта насадить латинство на Руси при княгине Ольге …!) «После Немцев пришли к Владимиру Хазарские Жиды. Чтобы унизить христианскую Веру, они начали говорить великому князю, что Христиане веруют в Того, Кого они распяли…». «Где же ваша земля?» (как бы неожиданно спрашивает князь, явно показывая свое знание Священной Истории!...) «В Иерусалиме» – получил он в ответ. «Там ли вы теперь живете?» – задал им вопрос Владимир. «Наш Бог прогневался на наших отцов», сказали Жиды, - «и за грехи наши рассеял нас по всем странам, землю же отдал Христианам». «Как же вы других учите, а сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и ваши законы, то не рассеял бы по чужим странам. Или думаете, что от вас и нам тоже принять?»…Так что, действительно, все эти визиты, расспросы и последующие путешествия по разным странам были предприняты Владимиром только для того, чтобы таким путем расположить окружавших его бояр к принятию истинной Веры, уже хорошо знакомой самому Владимиру! И наконец, приведенную выше мысль лучше всего подтверждает главный для нас авторитет… Духовно образованные читатели уже, вероятно, догадываются, о чем я хочу сказать - когда мы говорим об Истории, мы должны видеть в её течении Божий Промысел… И конечно, в любом случае мы должны искать подтверждения своих мыслей в Евангелии! Помните 11-ю главу Евангелие от Матфея: «Иоанн, услышав …о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазниться обо мне. …Кто имеет уши слышать, да слышит!». Великий пророк, Предтеча и Креститель Господень, Иоанн, посылая своих учеников к Иисусу, прекрасно знал – Кто Он (ведь сам Иоанн крестил Его, слышал голос Бога Отца, видел Духа Божьего, сошедшего на Него…), но послал учеников затем, чтобы они сами, без малейшего принуждения с его стороны, увидели Спасителя и уверовали в Него… Столь же корректно отвечает посланным и Сам Спаситель: вы сами «слышите и видите»… Послание апостола Павла к Римлянам (гл. 9, ст.30-33), читаемое в один день с этим Евангельским зачалом, вторит ему: «…Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому, что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий, верующий в Него, не постыдиться». Великий князь Владимир стал в Истории Святой Руси подобным написавшему эти строки апостолу Павлу. Он ведь тоже, в начале был гонителем христиан, Савлом, а затем превратился «из Савла в Павла». Так же и князь Владимир - из язычника, гонителя Христиан, становиться просветителем своего народа, совершившим подвиг, равным апостольскому. Будем же и мы изучать историю родного народа, родной страны, Историю Святой Руси в свете Веры наших доблестных, великих и мудрых предков, первейшим из которых по праву является святой великий равноапостольный князь Владимир. Итак, великий князь Владимиром он уже сделал свой выбор – принял Веру Христову (и возможно – даже крестился). Естественно, что великий князь, отец вверенного ему Богом народа столь же страстно желал и до него донести эту радость – радость обретения Истины, душевного успокоения, освобождения от довлеющего над безсмертной душой греха… Мы видели как искусно князь Владимир сумел показать своим боярам и дружинникам истинность Православия, предложив им вначале так называемый «Выбор вер», а затем и отправив их самих по разным странам. Так что не только из чувства послушания своему князю, но и подчиняясь велению своего сердца и разума воскликнули бояре Владимира: «…Принимай, князь, Крещение, где любо тебе!» Но как привести к Вере весь народ Русский? Как сделать это безошибочно, причем - безошибочно не с идеологической точки зрения (мы знаем, что с Христианством Русь была знакома уже около 130 лет, со времен крещения князя Аскольда, помнил народ Крещение Ольгино, многочисленные Христиане в войске, среди купцов и горожан являли собой пример добродетельной жизни), а скорее с точки зрения …политической. Да, византийские Греки являлись хранителями Православия, но политически интересы Византийской Империи чаще расходились с интересами Русского государства. Новокрещенное Русское государство, в случае безусловного принятия Веры из рук Византии, рисковало лишиться своего собственного лица и определенной доли независимости. Стать в форватере мировой политики? – такая перспектива не отвечала государственным интересам Руси. Князь Владимир был, как видели мы, мудрейшим государственным деятелем и он нашел блестящий выход из этого затруднительного положения… «В 988 году, Владимир собрал войско и предпринял поход на Херсон… Овладев Херсоном и вступивши в него с дружиной, послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Ваш славный город я взял, так поступлю и с вашей столицей, если не отдадите за меня сестры вашей, еще незамужней, которая, слышно, есть у вас…». Императоры Византии уговаривают свою сестру и гордая Анна отправляется в «дикую Скифию», чтобы выйти замуж за язычника… Эти обстоятельства нам хорошо известны из Истории, но взглянем на них трезво – не слишком ли это странные обстоятельства, предшествующие триумфальному принятию Крещения Руси от рук Византии?! «Почему он избрал такое необыкновенное средство?» – восклицает знаменитый церковный историк, митрополит Макарий (Булгаков). Изучать историю государств и историю Церкви отдельно друг от друга – безтолковое занятие. Как птица не полетит без одного крыла, как человек без одной руки или одного глаза, при одном неработающем полушарии головного мозга мало на что годен… Не будем и мы уподобляться полу-слепцам. Разобраться в очередной загадке Русской истории нам вновь поможет арабский летописец. Арабов (в отличие от Греков) трудно заподозрить в необъективности по отношению к Руссам, с которыми у них были давние дружественные торговые связи. Итак, вот это безпристрастное свидетельство: «…И взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя царем в среду, день праздника Креста, 14 айлйля 987г. И овладел страной Греков до Дорилеи и до берега моря… И стало опасным дело его. И был озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю Руссов – а они его враги – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И заключили они между собой договор о свойстве: и женился царь Руссов на сестре царя Василия, после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов. И они крестили царя и всех, кого обнимали его земли. И отправил к нему сестру свою. И она построила многия церкви в стране Руссов. Когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска Руссов. Они соединились с войсками Греков и победили Фоку». Казалось бы, это (и оно не единственное) свидетельство еще более запутывает нас – нападение Владимира на город своего союзника, Греческую колонию Херсонес, не находит своего объяснения! Все дело в том, что Византийцы (которые в более поздние времена князя Ярослава часто были цензорами русских летописей) стыдливо умалчивают причину, по корой Владимир столь быстро превратился из вчерашнего союзника в завоевателя Херсонеса.. Требование князя Владимира выдать за него царевну Анну связано с тем, что, хотя он буквально спас Византийский трон от узурпатора, Византийцы примитивно предали и обманули его. Конечно, непритворны были слезы Анна перед братьями своими: «Лучше умереть мне, нежели идти в плен сей…» (все таки не вещью была она, а свободным человеком), но и возмущение князя Владимира вероломством Греков не менее естественно. Он свое условие выполнил, даже более того – он крестился обдуманно, решил крестить и всю Русь. И требовал для полноты связи с теперь отныне единоверной Византией поднятия достоинства своей варварской династии до уровня родства с «голубой кровью» единственных в мире «порфирогенитов». Лишь этот родство открывало надежды на получение от Византии всех благ и секретов ее первенствующей в мире культуры и прочного вхождения Русских в круг равноправных членов Христианской семьи народов. Взятием Корсуня Владимир достиг своей цели. Причем Веру от Византии он не принял, а взял! Взял по праву – сколько лет шла к своему Крещению Русь и ни политические проблемы, ни вероломство Византийских императоров не могло этому помешать! …С тех пор Владимир нарекается Греками «могучим базилевсом», чеканит монеты по Византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти… Но мы не можем обойти здесь молчанием обстоятельства Крещения самого князя Владимира. А они весьма поучительны! Ведь если с политической точки зрения действия Владимира безусловно правильны, то с духовной стороны такое «насильственное» получение Веры и родства с Византийской династией могло быть гибельным для души самого князя - «Гордым Бог противиться, а смиренным - дает благодать!» Житие Святого князя повествует нам о том, что перед самим Крещение, уже после прибытия царевны Анны, князь заболевает и слепнет… Анна советует ему не медлить с Крещением, князь крестится и …прозревает! …Прозрение князя Владимира стало не только физическим. Прозрела и его душа, увидела Невидимое, услышала Неслышимое. Этот Свет озарил его душу и вот уже более 1000 лет освящает весь народ Русский. Князь Владимир венчается с царевной Анной. При этом Корсунь, «вено царицы», возвращается Византии (не за этим, как видим мы, шел на неё войной князь). Через Крым, Тамань, Азовские земли отправляется княжеский поезд обратно к Киеву. Впереди с несмолкающими священными песнопениями несли иконы, Кресты, Святые мощи. Казалось, вся Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, а обновляемая Русь принимала Христа… Наступил незабываемый день 1 августа 988г. С вечера великий князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Конечно, человеку, воспитанному во времена тотального насилия над свободой совести в этих словах слышится угроза, человек же прочувствовавший великодушие наших великих предков видит в этом зове требовательное увещевание любящего отца к детям своим: «Те, кто мои – приходите. Остальным же я не князь, не защитник, не друг…Кто не верит мне – тот мне враг» - решительно слово великого князя! Всех, кого вручил ему Господь, он позвал за собой. Бывший ярым язычником князь старался загладить это свое бывшее нечестие. «Повеле рубить церкви и поставлять по местам, идеже бе стояху кумиры. И постави церковь св.Василия на холме, идеже стояше кумир Перун и прочии… И нача ставити по градом церкви и попы и люди на Крещение приводити…». Заложил князь Владимир (получивший вместо прежнего языческого имени в Крещении имя Василий) и каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, прозванным Десятинным, т.к. на его содержание князь жертвовал десятую часть «всего своего княжения». Дивный храм был построен и украшен по-царьградски: двадцать пять глав украшали его, а внутри было множество столпов из драгоценного мрамора, яшмы и других камней, стены же были украшены фресками. Владимир, как крестный отец всего Русского народа, по святому долгу, налагаемому Церковью на крестных родителей, должен был и учить своих детей Христовой Вере. Во множестве открывались церковные школы. Плоды просвещения не замедлили появиться – уже при сыне святого Владимира. Ярославе Мудром Русь славилась образованностью и культурой своих граждан. Проповедь Евангелия распространялась по всей Русской земле. (Справедливости ради упомянем, что, естественно, не везде столь легко принимали Христианство, как в столице). Приняв Христианство, Владимир сам изменился до неузнаваемости. Венчавшись законным браком, остальных своих языческих жен он, конечно, не выставил просто за порог своего терема, а каждой предложил выйти замуж за кого-либо из своих дружинников. В случае несогласия – давал ей особую вотчину, от которой она могла получить доход. Усердно творил Владимир милостыню. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресениям и большим церковным праздникам после Литургии для киевлян выставлялись обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. «Больным же и нищим доставляли по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». На свою боярскую думу князь приглашал священников. Любил слушать Евангелие, Псалтирь, книгу Премудрости Соломона. В это время с ним приключилось еще одно событие, также весьма поучительное. Владимир стал настолько жалостлив к людям, что прекратил наказывать и казнить даже преступников. Вследствие этого, как, кстати, нам известно из былин об Илье Муромце, немедленно развелось огромное количество разбойников, так что одно время не было безопасного проезда к Киеву. Тогда сами епископы пришли к Владимиру и сказали: «Умножились разбойники, отчего не казнишь их?» «Боюсь греха» – отвечал Владимир. «Ты поставлен от Бога, - сказали ему на то епископы, - казнить злых, а добрых миловать. Потому разбойников следует казнить, но по правде, с испытанием». Проникаясь духом Евангельским, Владимир переживал в своей совести со всей силой нравственное противоречие государственного права и личного всепрощения. Он тяготился меча казнящего, и епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть. Поучительным этот пример является не только для воинов, которым чаще других приходится решать вопрос «о противлении злу силою», но и любому Христианину. Поучительно то, что святой Владимир не впал в то сектанство, в коем погряз «инженер человеческих душ», граф А.Н.Толстой, погибший в своей гордыне вне Церкви Христовой. За 1000 лет до Толстого князь Владимир, не в пример более ответственно, пережил противоречие меча и принял его трагедию. Церковная мудрость отвергает насильственное внедрение в жизнь евангельских норм через принудительный механизм государства. Мудрый князь не превратил любовь в мертвый закон, не создал карикатуры «христианского государства». Он осуществил его в пределах Заповедей Христовых, а наследникам своим он предоставил быть слугами Христовыми в меру данных им даров духовных. И святые сыновья его, Борис и Глеб не были социальными реформаторами, они были аскетами и молитвенниками. Да и то, как одаривал милостыней своих немощных подданных князь Владимир, весьма отличается от того, как соблазнили наш народ «хлебом единым» «народолюбцы» ХХ века, пролившие во имя «равенства и братства» реки Христианской крови. Эпоха князя Владимира стала ключевым моментом для государственного становления Руси. С этого момента Русь начала свое возвышение. Владимир расширял и укреплял свои владения. Объединения славянских земель проходило в напряженной борьбе – как политической, так и духовной. Главным врагом, вслед за Печенегами, стал для Руси польский король Болеслав Храбрый, в планы которого входило объединение западнославянских земель под эгидой католической Польши. Владимир еще в 981г. взял Перемышль, Червень и иные грады, а в начале XI века, пытаясь решить противостояние миром, женил своего старшего сына, Святополка, на дочери Болеслава. Однако, выдав свою дочь за православного князя, Болеслав стал действовать через неё на Святополка, с целью склонить его принять католичество. Мало этого – Болеслав подучил Святополка стать против отца, а вдохновителем заговора стал духовник Болеславны, католический епископ Рейбейн. Заговор сей был прямым покушением на историческое существование Русского государства и, узнав о нем, Владимир, действовал решительно - заключил сына, его жену и епископа Рейбейна в темницу. Впрочем, святой Владимир не мстил сыну и вскоре, принесший притворное покаяние, Святополк был выпущен на свободу. Крещение Руси имеет значение не только лишь проживающих в ней народов. Взглянем, в какое историческое время произошло оно. Начало Христианизации Руси совпадает с моментом, когда тяжелые времена переживала вся Вселенская Церковь. Первое Крещение Руссов в 866г. произошло за несколько месяцев до того, когда на Константинопольском Соборе тысяча Православных епископов изрекли приговор против тех отступлений от полноты Веры, которые начались в западной, Римской части Империи. На время противоречия удалось сгладить и, казалось, внешне между Восточной и Западной Церковью все были мирно. Но в 995г. патриарх Николай Хризоверг вновь восстал против римских отступлений от древних Уставов Церкви. И вот в 1054г. папство окончательно прервало свою связь с Вселенской Церковью. Удивительно – именно в период окончательного отпадения от Православия одной церкви на Западе и совершилось утверждение Истино-Православной Церкви на Востоке Европы, на Руси. Сами римские историки признаются, что в ряду веков по скудности просвещения не было для Запада подобных Х веку, который справедливо называют «темным»… Только в эти времена невежества и могли появиться грубые подлоги, использованные для обманного возвышения папской власти – пишет церковный историк митрополит Макарий (Булгаков). Но и в самой Византии назревали опасности. Все чаще и чаще на его границах полыхали жестокие войны, святыни Христианства разрушались или превращались в мечети. Церковь сотрясали ереси, государство – заговоры, перевороты, безпорядки в престолонаследии. Внутри могучего тела Византийской империи скрывалась неизлечимая болезнь, которая мало-помалу приближала Византию к гибели. Она будто бы уже завершала свое высокое предназначение, которое исполняла долгие века. Что же? Неужели Господь оставит Свою Церковь в забвении? Уже ли Он не преуготовит для нее нового места, где она процветала бы так же, как до того процветала на Востоке? И вот, тогда, когда в странах Африки и Азии Православие подвергалось гонению, а Византия была близка к своему падению, Господь воздвигает на Северо-Востоке Европы, на Руси новое Православное царство, указывая тем её народу его высокое предназначение – стать твердейшим оплотом и хранителем Православной Веры. 37 лет правил Русью великий князь Владимир, из них 28 лет прожил он во Святом Крещении. Скончался он 15 июля (28 –по новому стилю) 1015 года в селе Спас-Берестове. Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, коварный Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого князя со слезами встретило киевское духовенство. Святые мощи его были положены в мраморной раке рядом с такой же мраморной гробницей супруги его, Анны. Народ прозвал своего духовного родоначальника Красным Солнышком. В этой оценке слышится и признательность и благодарность за дарованное тепло, за радость, за саму жизнь. Да, в Х веке от этого великого государственного мужа и Угодника Божия началась новая Русь, новый народ, новый Дух, новый путь, новая культура. Теперь князь Владимир – Святой. Равноапостольным нарекла его Церковь, т.е. тем, кто был близок трудам самих Апостолов. Апостолы Христовы несли веру всему миру, князь Владимир – принес её целому народу, богоизбранному народу Русскому. Избранному на служение Богу и народам, несущим свою Веру вот уже более 1000 лет. Историческое течение Русской жизни было разным: был бурный духовный рост, были колебания, были застои и остановки. Но река народной жизни, рождающая Святых текла в заданном направлении, иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда даже настолько тихо, что трудно было понять – течет она вперед или вот-тот повернет вспять. Но во все времена Русский народ находил в себе мужество осознавать бесценность спасения души своей. В самые трудные периоды жизни народа находились те, кто будил совесть народа, вымаливал у Бога прощение грехов и милости, помощи Божией в избавлении от бед – это его Святые. Русский народ мерил свою жизнь, свои падения и достижения лучшими из своих сынов и дочерей, и лучшими, прежде всего, в области нравственного совершенства. В Евангелии сказано: «Где сокровище ваше – там и сердце ваше будет». Веками сокровище русского человека было не в материальных достижениях, не в громыхающей внешней силе, а в поразительной духовной красоте и святости. Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором двух царств – земного и Небесного, выбирало Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в Святых своих. Потому-то и звали Русь - Святой Русью. «Святой» – значит «отделенный» - отделенный от «мира сего», живущий по иным Законам, чем те, что предлагает грешный, похотливый, завистливый и лживый мир. Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем, что приковывает к земле. И князь Владимир - живой пример этого чуда Преображения, Преображения великого грешника в Праведника, призвавшего к Жизни целый народ. Составил прот. Димитрий Полушин, г. Новосибирск Список использованной литературы: 1.Библия 2.Христоматия по древнерусской литературе. Уч.пособие для ВУЗов.-М.:Высшая школа,1986. 3.А.В.Карташев.Очерки по истории русской церкви.т.1,-М.:Терра, 1993. 4.А.Нечволодов.Сказания о Русской земле. -Репринт.изд. -Русская энциклопедия (Уральское отд.), 1991. 5.Макарий (Булгаков)митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви.-М.: Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря, 1992. 6.Дипломатия Святослава.-М.:Международные отношения,1982. 7.Н.М.Карамзин. Об истории государства Российского.-М.:Просвящение,1990. 8.В.О.Ключевский.Краткое пособие по Русской истории. -Репринт. изд.-М.:Прогресс-Пангея,1992. 9. А.Ю.Карпов. Владимир святой.-М.:Молодая гвардия, 2004.
P.S. Крещение огнем и мечом "...странно что вы об этом не слышали "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем" (с)
"В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. ...Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до вора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тогда первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины протаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста…» Замечу прежде, что смертная казнь никому из новгородцев не грозила речь шла о разрушении капищ и принудительном купании. Мы видим в этом фрагменте летописи уговоры со стороны Добрыни и подстрекательство жрецов к силовому сопротивлению, приведшем сначала к насилию над родными и близкими Добрыни. Не удивительно, что теперь Добрыня вынужден был прежде защитить свою семью и навести порядок в городе. Отряд Путяты из 500 человек пытается изолировать зачинщиков и вынужден был обороняться против пяти тысячами новгородцев. Мы видим далее уничтожение новгородцами христианской церкви и разграбление домов христиан. Подоспевший Добрыня останавливает насилие так, как это было возможно в той критической ситуации. Если кровь и пролилась, ответственость на тех, кто подстрекал к неповиновению и насилию и оказался по какой то причине лишним для киевского князя.
|
|||
|