№
| Название
|
Навыки
|
Средний возраст достижения
|
подвижности
| мануальные
| равновесия
|
I
| Бульбарная
| Проползание по полу на животе без остановки на расстояние 60-90 см
| Удержание 50% веса тела в течение 10 с (ребенок держится за большие пальцы взрослого, который приподнимает верхнюю часть туловища ребенка)
| Взрослый с ребенком выполняет движения для развития вестибулярного аппарата от покачивания до скачков с ребенком. Общая продолжительность – 10 мин в день
| 74 дня
(2,5 месяца)
|
II
| Мостовая
| Устойчивое ползание на четвереньках. Проползание 4,5 метров без остановки
| Удержание полного веса тела в течение 10 с без поддержки взрослого (взрослый страхует ребенка). Освоение «хватки»: обхватывание предметов, их поднимание.
| Увеличение продолжительности упражнений на развитие вестибулярного аппарата из предыдущей стадии до 20-30 и более мин в день. Это способствует и развитию навыка ползания на четвереньках.
| 213 дней
(7 месяцев)
|
III
| Средне- мозговая
| Уверенное перекрестное ползание по 350 и более метров в день. Вставание около предметов мебели и преодоление расстояний от одного предмета до другого
| Висение на перекладине самостоятельно не менее 20 с. Раскачивание на перекладине с помощью взрослого. Подготовка к передвижению по ручной лестнице в висячем положении. Поднимание мелких предметов, зажимание их между большим и указательным пальцами
| Новые упражнения со взрослым: верчение, раскачивание вдвоем «за ноги и за руки», верчение за одну руку и одну ногу, за обе руки, подбрасывание, покачивание вниз головой. Каждое упражнение по 30-60 с, всего в день 20 мин
| 365 дней
(1 год)
|
IV
| Первонаначальный кортекс
| Хождение по открытой местности без использования рук в качестве балансира (держа в руках какие-либо предметы). Дистанция – 180 метров и более
| Передвижение по ручной лестнице (ручной перехват) с помощью и при поддержке взрослых. Освоение «коркового противопоставления» для обеих рук, т.е. поднимание мелких кусочков большим и указательным пальцами обеих рук одновременно
| Продолжение развития вестибулярного аппарата и подготовка к переходу на программу активного равновесия с помощью упражнений, использовавшихся на предыдущей стадии
| 18 месяцев
(1,5 года)
|
V
| Ранний кортекс
| Перемещение по трем вид- дам местности: 1) ровная, гладкая; 2) плавный подъем; 3) пересеченная. 3 раза в день по 30 мин., комбинируя местности. По гладкой должен проходить 0,8 км за 18 минут
| Ручной перехват с минимальной поддержкой (не более 25%) 15 раз в день по всей лестнице (длина лестницы 3 метра). Перекладывание предметов из одной емкости в другую, переливание воды из кружки в кружку.
Примечание: переливание осуществляется доминантной рукой
| Активное равновесие: перекатывание с живота на спину и снова на живот, кувырок через голову вперед, хождение по балке. Не менее 15 минут в день, т.е. по 5 минут на каждое упражнение.
| 36 месяцев
(3 года)
|
VI
| Первобытный кортекс
| Освоение бега и постепенное увеличение дистанции до 5 км в день в том числе и по пересеченной местности
| Ручной перехват абсолютно самостоятельно не менее 15 раз в день по всей длине лестницы. выполнение упражнений, таких как: движение боком, с поворотом, с пропусканием 1-2 перекладин. Другие бимануальные навыки: наливание сока из кувшина, намазывание хлеба маслом, застегивание и расстегивание пуговиц, мытье посуды.
| Выполнение упражнений (не менее 10) из активной программы равновесия: кувырки, прыжки, в том числе через скакалку, на батуте, на одной ноге, раскачивание на канате, вращения и т.д. Примечание: список упражнений прилагается
| 6 лет
|
VII
| Развитый кортекс
| Совершенствование во всех видах двигательной активности, определение физических склонностей, занятие в спортивных секциях, полное выявление полушарной доминантности в управлении движениями
| Освоение письма. Примечание: на предыдущих стадиях предполагается использование карандаша для рисования. Рекомендуется пользование именно карандашом для развития достаточно- го нажима
| Выполнение любых упражнений, из списка, а также рекомендуемых тренером, если ребенок начал систематические занятия в секции
| 6 лет и старше совершенствование постоянно
|