Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Спорт и медиация – путь к дружбе (Как ученики-волонтеры из школьной службы медиации и школьного спортивного клуба помогают сверстникам решать проблемы в общении)



 

Площадка
«Организация работы детских общественных объединений в условиях современных образовательных организаций. Их роль в патриотическом воспитании школьников (Волонтеры. РДШ).»

 

Спорт и медиация – путь к дружбе (Как ученики-волонтеры из школьной службы медиации и школьного спортивного клуба помогают сверстникам решать проблемы в общении)

 

Карташова Анна Александровна, учитель биологии, педагог-организатор, руководитель школьного спортивного клуба «Спасатели» МОУ «СОШ № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Ермолаева Татьяна Александровна, педагог-психолог, руководитель школьной службы медиации МОУ «СОШ № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Романова Наталья Станиславовна, педагог-организатор, руководитель отряда РДШ МОУ «СОШ № 19» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

Детские и молодежные общественные организации, объединения, движения – добровольные самодеятельные и самоуправляемые объединения детей и взрослых, созданные для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. В России детско-юношеские и молодежные движения имеют уникальную историю и опыт, который представлен в документах, программах, исследованиях, учебных пособиях, методической литературе. Годы реформ в стране и обществе изменили положение в детском движении. На сегодняшний день детское движение - реально существующее явление современной России и общественной жизни.

В современных условиях стали определятся идеологические ориентиры детских и молодежных общественных объединений и организаций, которые в последствии сформируют у подрастающего поколения социально-значимую жизненную позицию, которая позволит учесть интересы и нужды, и тем самым произойдет становление и саморазвитие личности. Основными направлениями деятельности детских и молодежных объединений и организаций являются следующие: военно-патриотическое, гражданско-правовое, лидерское, эколого-туристическое, волонтерское, досуговое, журналистское и др. В деятельность объединений активно вовлекаются дети и подростки «группы риска», а также с особыми образовательными потребностями.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания молодежи.

В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому. Волонтёры - это люди, делающие что-либо по доброй воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтёрские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединённых каким-либо общим интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Основной результат работы волонтёров - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности, умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения к окружающим.

Наша школа – это школа социальной активности. В ней была созданы волонтёрские отряды. Волонтёры РДШ и ДШО «Фристайл» вместе работают над реализацией социально-значимых проектов и акций. Их миссия – вносить вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, делать жизнь окружающих светлее и ярче, оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, проявлять милосердие, заниматься охраной природы и памятников.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора, иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать, включаться в проект, получать и передавать информацию – вот качества, которыми должен обладать волонтёр для успешной работы. Они формируются в процессе подготовки волонтёров на профилактических, обучающих и тренинговых занятиях и сборах. По принципу «равный-равному» добровольцы передают сверстникам накопленную информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, они обучаются сами. Работа в волонтёрском отряде помогает ребятам измениться не только внутренне, но и внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни таким детям проще общаться, взаимодействовать и включаться в активную деятельность, они приобретают навыки положительного влияния на людей, легко занимают лидерские позиции, проявляя при этом толерантность и уважение к окружающим.

В нашей детской организации волонтёрские отряды помогают в решении проблем пропаганды здорового образа жизни, в профилактике вредных привычек. Ведь волонтёрство - это наиболее доступный массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.

Одним из примеров работы волонтёров в нашей школе стал проект «Спорт и медиация – путь к дружбе». Этот проект является результатом исследования, проведенного волонтерами школьной службы медиации (ШСМ). 

Ими было выявлено, что самое большое количество конфликтных ситуаций (62%) в школе происходит среди учащихся 4-8 классов. Эти дети испытывают трудности в общении со сверстниками, неуверенные в себе. Особенно высокий процент среди детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу своих индивидуальных особенностей, а также социальных трудностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в поддержке. Дальнейшее исследование показало, что наименьшее количество конфликтных ситуаций указали, дети, вовлечённые в различные социальные проекты и спортивные секции (5%).

Проект «Спорт и медиация – путь к дружбе» включает в себя организацию и проведение занятий с участниками школьной службы медиации, а также индивидуальные и групповые занятия ребят на скалодроме с членами школьного спортивного клуба «Спасатели», занимающимися спортивным туризмом.

Спортивный туризм - это вид спорта, позволяющий одновременно развивать все мышечные группы, растяжку, сухожилия, связки, суставы, а также тренировать выносливость и терпение.

Туризм - прекрасное средство для отвлечение от компьютера - актуальная проблема и причина не способности строить конструктивные отношения с окружающими. В спортивном туризме нет «не могу» и «невозможно». Скалодром, например,  закаляет характер и придает уверенности в себе! По этой причине так легко после тренировки успокоиться и принять взвешенное решение, когда расставлены приоритеты. Результат виден на каждой тренировке.

С помощью занятий с волонтерами школьной службы медиации и занятий спортивным туризмом с волонтерами-туристами, привлечь детей к занятиям спортом и решению социальных проблем становится легче.

При реализации проекта выполнялись следующие задачи:

1.  Самопознание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, испытывающих проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками.

2. Развитие эмоциональности, чувствительности

3. Социализизация, обучение, научить управлять эмоциями, взаимодействовать, оказывать поддержку, работать в команде, релаксировать.

4. Развитие выносливости, ловкости, мышления детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, испытывающих проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками

Привлечение детей, испытывающих проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками проходило через серию мероприятий: выпуск буклетов и плакатов, демонстрацию видеороликов, проведение мероприятий.

Волонтёрство – это море тёплых улыбок, интересных знакомств и ярких эмоций. Это осознание того, что есть вещи важнее денег, времени, собственных проблем. Волонтёром может быть любой неравнодушный человек, готовый попробовать что-то изменить к лучшему, сделать добро, подарить частичку себя и своего счастья другим. И в этом нелёгком деле искренняя улыбка и благодарность в глазах - вот лучшая награда.

Волонтеры отряда «Доброволец» активно принимают участие в мероприятиях Российского движения школьников.

В феврале 2020 года члены РДШ, волонтёры нашей школы участвовали в региональном форуме активистов РДШ Саратовской области «Вместе с РДШ». В марте 2019 года в Саратове на базе МАОУ лицея «Солярис» актив РШД школы стал участником Форума «Юные патриоты Саратовской области». Ребята смогли посетить лекции и занятия по оказанию первой медицинской помощи, организации военно-патриотических мероприятий, информационной безопасности.

5 декабря 2019 года в День добровольца активисты РДШ, обучающиеся нашей школы, приняли активное участие во всероссийской акции «Добрые руки». Акция направлена на популяризацию идеи добровольчества среди школьников, способствует развитию гражданского самосознания и активности молодежи, рассказывает о видах волонтерской деятельности и возможностях участия в ней детей и подростков. Для обучающихся 7-9-х классов был организован показ документального фильма «Волонтеры будущего». В фильме показаны семь реальных историй о волонтерах нашей страны.

10-11 декабря 2019 гола на базе Поволжского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации проходил III ежегодный молодежный форум «Энгельс – территория молодежи! Молодежные инициативы». В рамках форума наши активисты, волонтёры РДШ прошли обучение на групповых тренингах, форсайт-сессиях и панельных дискуссиях по направлениям: молодежный парламент; молодежный общественный совет; молодежная администрация; молодежная избирательная комиссия; туризм; волонтерская деятельность.

В ноябре 2019 года приняли участие в региональном форуме «Поколение 64». В течение 3-х дней все участники форума посетили разнообразные мероприятия по различным направлениям: развитие добровольчества, талантливая молодежь, здоровое поколение. Также в рамках форума состоялся семинар для учителей и педагогов РДШ и семинар по молодежной политике.

В июне 2020 года 12 членов отряда «Доброволец» прошли обучение «Как создать добровольческий проект» на сайте Корпоративного университета РДШ.

Члены РДШ, волонтёры-медиаторы прошли обучение по программе «Медиатор» МБУ ДО «Центр «Позитив». Ими разработана  интерактивная беседа «Общаемся без конфликта».   Волонтёры проводят занятия в 4-6 классах. Также проводят занятия и со сверстниками, и с педагогами Энгельсского муниципального района и Саратовской области.

 В апреле 2019 года волонтёры-медиаторы приняли участие в I муниципальном слёте волонтеров школьных служб медиации общеобразовательных учреждений Энгельсского муниципального района. Члены нашей службы медиации провели мастер-класс «Учим и учимся учиться» для волонтеров школьных служб медиации Энгельсского района.

В ноябре 2019 года, в рамках областного семинара «Инновационные образовательные проекты в школьном экологическом образовании», волонтеры школы провели с педагогами области практическое занятие «Экология души или формирование эффективной коммуникации с целью предупреждения профессионального выгорания (из опыта работы школьной службы медиации)» под руководством куратора Ермолаевой Татьяны Александровны.

Волонтёры спортивной направленности являются членами школьного спортивного клуба «Спасатели». Занимаются спортивным туризмом. В нашей команде спортсмены 13-17 лет, имеющие спортивные разряды от III до КМС, победители районных, региональных и всероссийских соревнований по спортивному туризму. На базе школы проходят районные мероприятия по спортивному туризму. На районных и региональных соревнованиях ребята ни только выступают как спортсмены, но работают волонтёрами, помогающими судейским бригадам.

Школьный спортивный клуб «Спасатели» проводит ежегодно районное эколого-спортивное мероприятие «ЭкоСпорт». Для учащихся 3-6 классов волонтёры школы проводят спортивные праздники и конкурсы, например, «Азбука туризма».

В 2018 году ШСК «Спасатели» стали победителями регионального этапа смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов.

ШСК «Спасатели» МОУ «СОШ №19» ЭМР приглашают для проведения тематических площадок в рамках мероприятий, посвященных Дню города Энгельса. Волонтёры школы показывают юным жителям как ставить палатку, вязать туристские узлы, помогают преодолевать полосу препятствий. Полосу препятствий ребята организуют сами, используя школьное снаряжение: верёвки (страховочно-спасательные), индивидуальные системы страховки, карабины, фрикционно-спусковые устройства, жумары, альпинистские каски и т.д.

Волонтёры - медиаторы помогают детям не только словом, а больше делом, обучив их способам самоконтроля, анализа конфликтных ситуации, методам релаксации, они направляют их к волонтерам - членам школьного спортивного клуба «Спасатели» для повышения навыков взаимодействия в группе, улучшения физической формы, а так же для выбора альтернативного способа время препровождения, формирования активной жизненной позиции!

Реализация данного проекта позволила получить следующие результаты:

- увеличение количества школьников, занимающихся спортом среди детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, испытывающих проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками;

- увеличение количества школьников, занимающихся волонтёрством среди детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, испытывающих проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками;

- повышение уровня активности школьников, их досуговой занятости из категории дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, испытывающие проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками.

Во время занятия волонтёры сами совершенствуют свои коммуникативные навыки и навыки работы в команде. Также у них появляется возможность попробовать различные виды деятельности. Волонтёрство способствует выбору будущей профессии. Возможность научиться планировать время, т.к. добровольчество (волонтёрство) — это дополнительная нагрузка помимо учебы и личной жизни. Во время волонтерской деятельности можно пересмотреть взгляды на себя и окружающих, объективно оценить, что ты можешь и умеешь делать, а что – нет. После этого принять решение о том, что именно нужно в себе развивать. Это возможность расширить кругозор, познакомиться с новыми людьми и завести еще друзей. Занимаясь волонтёрством, можно научиться создавать и воплощать в жизнь собственные проекты.

Делать добрые дела не только нужно, но и полезно, поскольку волонтёрство не только поднимает настроение и увеличивает количество новых друзей, но и способствует личностному росту, приводит к раскрытию творческих способностей, повышает самооценку и улучшает самочувствие, помогает выбрать будущую профессию, реализовать свои идеи.

Волонтёр (доброволец) — это человек, который безвозмездно и по собственному желанию помогает людям в решении проблем, работая индивидуально с теми, кто нуждается в помощи, а также участвуя в социально-значимых мероприятиях.

Медиация - это способы урегулирования конфликтов. Спорт – возможность найти друзей, понять свои возможности, научиться контролировать свои эмоции. Объединив знания по профилактике конфликтных отношений, приобщив обучающихся к спорту, научив их взаимодействовать и помогать другим, мы сможем повысить уверенность детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками, неуверенные в себе, в своих силах, научим их общаться, строить дружеские отношения. Научим их ДРУЖИТЬ!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.