Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примечание 1



18.09.2020

Из принципа комплементарности…

Из принципа комплементарности много чего следует…

Из этого вытекает, что в нашем материальном мире, именно на нашей Земле, могут быть, и есть, материальные области с нефизическими свойствами; могут быть, и есть, нематериальные области (миры) с физическими свойствами. И в переходные периоды Земли проявление и тех и других может быть более активным и частым, чем в обычное время. Но всё, очевидно, зависит от момента: конкретной ситуации, времени и тех, с кем данное может случится…

Соответственно легенды о граде Китиже, Беловодье, Лукоморье, русском Ле’денце, Шамбале и т. д., скорее всего, имеют в основе своей реальные истории и «реальные» места на Земле, где подобное может проявиться и проявляется изредка в веках и тысячелетиях – именно как материальное воплощение. Но так как подобное происходило достаточно редко и лишь с отдельными индивидами и, скорее всего, спонтанно, то со временем всё превратилось исключительно в легенду, МИФ.

В итоге можно предположить, что ИЗНАЧАЛЬНО всё было более, чем реально. Вот только путь туда явно непрост, его не найти на карте и зависит он от возможностей ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ и умения их входить в определённые состояния (хотя отдельные личности, как ни странно, этого даже могут не знать и не осознавать, а воспринимать моментально изменившуюся ситуацию, местность (ИНОЙ МИР) как само собой разумеющееся с той лишь разницей, что восприниматься окружающее может ими как бы вдруг - как нечто необычное, выходящее за рамки обыденного – другая местность, не понятно откуда взявшаяся; люди, их одежда, язык, поведение и т. д.). К примеру, плыли на корабле, всё до боли известно, где и какие острова, проливы и т. д. И вдруг в момент местность не узнаётся, на карте ничего подобного нет; там, где были только что острова за плечами, островов не оказывается, хотя по логике вещей они должны быть, так как исчезнуть они физически в принципе никуда не могут и времени прошло мало, чтобы они скрылись из глаз и т. д.

Некоторые истории–легенды сохранили картины и даже имена ОЧЕВИДЦЕВ НЕВЕДОМЫХ ЗЕМЕЛЬ.

И эти истории можно даже найти. Собственно они иногда есть часть известной той или иной легенды и даже сказки.

«Так, в былине-сказке из сборника П.Н.Рыбникова рассказывается о том, как герой на летающем деревянном орле посещает Подсолнечное царство:

Прилетел он в царство под солнышком,

Слезает с орла самолетного

И начал по царству похаживать,

По Подсолнечному погуливать.

Во этом во царстве Подсолнечном

Стоял терем - золоты верхи,

Круг этого терема был белый двор

О тых воротах о двенадцати,

О тых сторожах о строгих... (Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Т. 3. Петрозаводск, 1864. С. 321)

Другое свидетельство, зафиксированное многими авторами, в том числе Н. М. Карамзиным, А. Н. Афанасьевым и А. А. Коринфским, касается легендарного Лукоморья. Оказывается, это не сказочная страна, невесть где расположенная, а древнее Северное царство, где люди на два месяца впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца (См. Анучин Д. Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание «О человецех незнаемых в Восточной стране» // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 14. М., 1890. С. 232 – 233).

И совсем уж невероятную картину рисовали русские поморы, издревле промышлявшие на самой крупной островной территории России - Новой Земле, по-северному - Матке (откуда и поэтическое название пролива - Маточкин Шар). Еще в прошлом веке среди стариков живы были сказания о новоземельских ледяных городах, церквях и замках. Вот один из записанных рассказов очевидца (!): "Посреди Матки <...> города есть, не нашим земным городам чета. Церкви в эфтом городу ледяные, дома тоже. А живут там на просторе, в таком захолустье, куда живой душе не добраться, все охотнички да ловцы, что на Матке [исчезли]... Видел я, братцы, великое чудо. Быд-то висит посреди Матки гора ледяная, а на эфтой горе все церкви да церкви, и сколько эфтих церквей, поди, не сосчитать, - одна другой выше, одна другой краше. Колоколенки - словно стеклянные, тонкие да прозрачные такие. И только я стою, вдруг со всех эфтих колоколен звон поднялся. Я обмер да скорее назад".

Продолжение темы неожиданным образом обнаруживается в преданиях российских саамов (лопарей) - древнейшей коренной народности Европейского Севера. О лопарской легенде поведал Василий Иванович Немирович-Данченко (1845 - 1936) - некогда весьма популярный и плодовитый писатель, чье собрание сочинений насчитывало 50 томов. Он еще в конце прошлого века пешком исходил чуть ли не всю Русскую Лапландию, написал об увиденном несколько сочувственных книг, одну даже детскую, "для народа и школ", с трогательным названием "Лопь белоглазая". По саамской версии, древний народ, что раньше обитал на Севере, погрузился на дно океана и там продолжает жизнь. Под водою, как и наверху: те же горы, леса, бродят звери, летают птицы. "Чудь подземная" (точнее было бы сказать, "подводная") – так собирательно назван исчезнувший народ - пасет под водой не только оленей, но и моржей, тюленей, разводит вместо коров дельфинов, отбиваясь от нападения акул с помощью огромных железных луков и каменных стрел. Своеобразная полярная версия известной легенды о Невидимом граде Китеже, с той лишь разницей, что речь идет о целом народе, погрузившемся вместе со своими городами в пучину Ледовитого океана и продолжающем там прежнюю жизнь.

В русских народных преданиях живет также память о "дивьих народах", обитающих под землей на краю света. Известны разные версии этой легенды, одна даже вошла в канонический сборник сказок Афанасьева, хотя к сказке в собственном смысле данного слова имеет отношение самое незначительное. В русском народном сознании древний сюжет о подземных жителях смешался с библейскими "Гогами и Магогами" и Александром Македонским: он-то якобы и загнал свирепых ворогов в глубь земли. Но они живы до сих пор и вырвутся на свободу перед самой кончиной мира.

Представление о подземном царстве имеет древнейшие корни. И не только сказочные или мифологические. В преданиях о людях (или человекоподобных существах), обитающих в недрах Земли: Хозяйка Медной Горы, Подземная чудь, Аггарта – северная Шамбала. Сведения на сей счет сохранились и в русских летописях, где они излагаются как сами собой разумеющиеся факты. Так, в Начальной летописи под годом 1096-м (6604) Нестор воспроизводит свою беседу, надо полагать, с приезжим новгородцем:

Теперь же хочу поведать, о чем слышал 4 года назад и что рассказал мне Гюрята Рогович новгородец, говоря так: "Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую. Югра же - это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему: "Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это еще три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идет он и дальше на север".

Повесть временных лет (перевод).

Сохранились в народной памяти также смутные воспоминания и о так называемой ледниковой эпохе, точнее о катастрофическом похолодании, постигшем Гиперборею. Выдающийся чешский поэт, историк и фольклорист Карел Яромир Эрбен (1811 - 1870) свидетельствует, что хрустальная или стеклянная гора славянских сказок есть не что иное, как образ ледяной горы (См. Эрбен (Ербен) К. Я. О славянской мифологии. (Письмо к А. Ф. Самарину). // Русская беседа. 1857. Кн. 4. С. 82), трансформировавшийся в сознании людей, а также при устной передачи от поколения к поколению (в чешском фольклоре известен и город Ледян - сродни русскому Леденцу, - что значит "ледяной"). Чтобы убедиться в правомочности данного вывода, достаточно еще раз внимательно просмотреть волшебную русскую сказку "Хрустальная гора" (по сборнику Афанасьева N 162). Здесь тридесятое царство наполовину втягивается в хрустальную гору (что наглядно воспроизводит действие наступающего ледника). Но главное в другом: чтобы спасти гибнущее царство и заточенную в хрустальной горе царевну, герой, победив змея о двенадцати головах, "разрезал его туловище и на правой стороне нашел сундук; в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - семечко, зажег и отнес к хрустальной горе - гора скоро растаяла". Растопить подобным образом, как не трудно догадаться, можно только лед и никак не хрусталь (стекло).

В славянском фольклоре имеются и другие любопытные подробности, касающиеся стеклянной горы. На ее вершине растет чудесная яблоня с золотыми молодильными яблоками. Стережет ее беспощадный сокол (!), сметающий вниз всякого, кто пытается одолеть скользкие, как лед, склоны. Потому-то все подножье стеклянной горы сплошь усеяно человеческими костями. Герой одной карпатской сказки сумел перехитрить кровожадного сокола - носителя тотемной символики; с помощью рысьих когтей он незаметно поднялся на вершину и отсек хищному стражу волшебной горы ноги. Кровь пролилась вниз, и все жертвы безжалостной птицы ожили. Обо всем этом можно узнать из сборника "Повести и предания народов славянского племени" (СПб., 1840), изданного ныне совершенно забытым этнографом и историком Иваном Петровичем Боричевским (1810 - 1870). Русские исследователи фольклора справедливо усматривали в сказочной стеклянной (хрустальной) горе отголоски общеарийской мифологии - воспоминания о вселенской горе Меру (См. Афанасьев А. Н. Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями // Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996. С. 206 – 207, 391).

В известной словацкой сказке о солнечном коне также подробно описывается полночная страна, где люди приспосабливались к ночной жизни среди гор и боролись с тьмой с помощью волшебного коня с Солнцем во лбу. Как бы ни трансформировался сказочный сюжет за свою долгую жизнь – он неоспоримо свидетельствует об одном: далекие предки словаков и, надо полагать, предки всех славян знали о такой стране за Полярным кругом, где царит долгая ночь и бушует нескончаемая буря», - Дёмин В. Н. Северная прародина Руси, М., 2005 г. С. 127 – 130.

Рассказы о неких таинственных неизвестных странах, землях есть уже и от очевидцев нашего современного мира. Их можно иногда услышать и увидеть на канале REN TV – к примеру, в документальном фильме «Загадки Вселенной. Путешествие во времени». Понятно, что большинством это воспринимается как вымысел. Но зная предысторию подобных случаев, всё гораздо сложнее и интереснее, чем может показаться, на первый взгляд.

Попадание в подобные скрытые от постороннего глаза МЕСТА, МИРЫ, ЗЕМЛИ, очевидно, иногда чревато для людской психики, что тоже отражено в фольклоре разных народов (это также может быть отражено непосредственно в названиях гор, долин, камней и т. д. (Чертова Гора, Долина смерти и т. д.); иногда подобные места у простого народа могут называться гиблыми, через местные предания на их посещение может налагаться запрет, а возможность посещения может допускаться, к примеру, только для шаманов или жрецов в определённые дни года и т. д.). Как пример, схожую ситуацию мы можем увидеть в латышском фольклоре, где к полярным пределам мира проделывает свой путь любимый герой латышского народа Лачплесис. Здесь он достиг Aлмазной горы, возвышающейся посреди океана (корреллят индоарийской вселенской горы Меру) (Дёмин В. Н. Тайник Русского Севера, М., 2007 г. С.355 – 356):

К берегам горы алмазной

Их корабль приблизился.

Будто солнцем залитая,

Огненными гранями

Ярко та гора блистала,

Мраком окруженная.

Вот корабль к горе причалил,

Люди вышли на берег.

Всем узнать хотелось, что там

На горе находится. Но хоть витязь запрещал им,

Все ж один ослушался

И на гору влез и крикнул:

«Боже, как прекрасно здесь!»

И, как бы подхвачен ветром,

Улетел, пропал из глаз.

А за ним второй взбирался,

И, добравшись доверху,

Крикнул: «Боже, как прекрасно!»

И пропал за первым вслед.

Не дождавшись их возврата,

Мореходы третьего,

Привязав к веревке длинной,

Отпустили на гору.

На горе и тот воскликнул:

«Боже, как прекрасно здесь!»

И бежать, как оба первых,

дальше порывался он.

Тут друзьями за веревку

Был он стащен на землю,

Но не мог он им не слова

Рассказать о виденном < ... >

В таких запретных, людьми или фольклором, землях явно происходил сбой течения времени – возможно, сжатие времени, растяжение и т. д., - что ведёт к сбою природных ритмов в организме человека, а потому к психозам, неустойчивым состояниям для неподготовленных. Можно предположить, что камни (особенно названия которых сохранились в памяти народа и дошли до нас (Чур – камень, Синь – камень и т. д.), пирамиды, старинные храмы, курганы, менгиры, сейды и т. п. являются в той или иной степени метками, пограничьем таких мест. А свойства, характер «меток», возможно, определяют структуру примыкающего пространства или пространств. Но, с другой стороны, очевидно, это не исчерпывает весь набор возможностей попадания в другие миры. К примеру, на водной глади картина может случиться мгновенно, но об этом поговорим более подробно в других наших текстах (подробнее будем говорить в текстах «Шерше ля фам»).

Момент попадания в подобные места определяется временем и состоянием – умением складывать «ледяную головоломку» (чем собственно и занимался мальчик Кай в чертогах Снежной Королевы), в качестве образца которой, возможно, может выступать та или иная мандала, янтра и т. д. (собственно в избушку на курьих ножках, как в некое сакральное пространство русских волшебных сказок, также можно попасть только, когда она «к лесу – задом, а ко мне – передом»). Хотя, надо заметить, что всё это лишь предположения и только…

Примечание 1

«Янтра — термин, который получен из корня yantr (санскр. यन्त्र्), означающего, «чтобы ограничить, обуздать».

Существительные, из корня yantram (санскр. यन्त्रं), могут иметь несколько значений: такие как: «то, что ограничивает или закрепляет, любая опора или поддержка», «путы», «любой инструмент или средство», «амулет, мистическая или астрономическая диаграмма, используемая как амулет».

Другие родственные термины: сакральная геометрия, мандала — сакральный геометрический символ, используемый при медитациях в буддизме» (Из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Янтры).

«Янтры применяют как визуальные инструменты, служащие для концентрации внимания, в индуизме и буддизме, при медитациях, в качестве дополнения к мантрам (молитвам), а также в других практиках. Например, Sadhana — санскрит sādhanam, что означает «духовная практика» применяющаяся в индуизме и буддизме.

Янтры также символически изображают энергетические структуры различных божеств, так как они виделись их создателям, и являются хранителями энергии этих божеств.

Янтра не является иконой, более точно понимается, как магическое устройство, которое порождает душу» (Там же).

«Известно много вариантов янтр, один из них — Шри янтра. Чаще всего янтра содержит геометрические фигуры, такие как — квадраты, треугольники, круги и цветы, но могут включать молитвы (Мантры, Биджа-мантры) или более сложные и детальные символы» (Там же).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.