|
|||
И.Е. Прохорова. Вопросы к экзамену. билет содержит 2 вопроса - по одному из обеих представленных частей)01.09.2020 И.Е. Прохорова Вопросы к экзамену (билет содержит 2 вопроса - по одному из обеих представленных частей)
1 часть 1.Традиции и новые тенденции в литературном движении первого десятилетия XIX века. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Полемика вокруг книги А.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». 2. И.А. Крылов – баснописец и его место в истории басни. Поэтика его басен. Статья Жуковского «О басне и баснях г. Крылова» 3. Война 1812 года и литература 1-ой четверти XIX века. Отражение темы войны 1812 года в творчестве В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Д.В. Давыдова, А.С. Пушкина 4. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» в литературной борьбе 1810-х годов. Влияние «шишковистов» и «карамзинистов» на дальнейшее литературно-общественное развитие России 5. Тематика и идейная направленность басен И.А. Крылова. Басни Крылова как выражение реалистических тенденций в литературном развитии 1-ой четверти XIX века. 6. Элегический и гражданский романтизм в русской литературе 1-ой четверти XIX века. Сближения и различия, имена и «программы. 7. Лирика и В.А. Жуковского: романтическое понимание смысла жизни и искусства. Место баллады «Светлана» в творчестве поэта. 8. Женские характеры в изображении А.С. Пушкина (Черкешенка, Земфира, Татьяна и Ольга Ларины, Марина Мнишек, Мария Кочубей, Маша Миронова) 9.К.Н. Батюшков и история романтизма в России. Эпикурейские и религиозно-нравственные мотивы в его лирике. 10. Литература и декабристское движение. Анализ стихотворений Ф.Н. Глинки, В. К. Кюхельбекера. Агитационные песни, написанные К.Ф. Рылеевым в соавторстве с А.А. Бестужевым 11. Гражданская поэзия К.Ф. Рылеева. Идейно-творческие манифесты (<Посвящение к поэме «Войнаровский»>, «Исповедь Наливайки»). Лирика. «Иван Сусанин» и общий замысел цикла «Думы» 12. Место комедии «Горе от ума» в творческой биографии А.С. Грибоедова. Конкретно-историческое и вечное в содержании пьесы. «Горе от ума» в интерпретации И.А. Гончарова (статья «Мильон терзаний») 13. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 14. «Пушкинская плеяда»: принципы объединения. Полемика о «литературной аристократии» и статья А.С. Пушкина «Опровержение на критики» 15. «Звезды пушкинской плеяды»: А.А. Дельвиг, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов. Жанровый репертуар и мотивы лирики этих поэтов 16. Е.А. Боратынский как «поэт мысли». Его место в «пушкинской плеяде»
17. Ранняя лирика А.С. Пушкина (лицейский и петербургский периоды): ведущие мотивы, освоение разных жанров и стилей 18. Тема народа и власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». 19. Лирика А.С. Пушкина периода Южной ссылки. Особенности романтического героя 20. Творческие искания А.С. Пушкина-лирика в период ссылки в Михайловское: темы, образы, жанры 21. «Повести Белкина» - первый законченный опыт А.С. Пушкина-прозаика. Нравоописание и «грозные вопросы морали» в пушкинских «Повестях Белкина». Анализ «предисловия издателя» и повестей «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель». 22. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина как исторический роман. Социальная и нравственная проблематика в романе. 23. Актуальное и вечное в лирике А.С. Пушкина 2-ой половины 1820-х годов (после ссылки в Михайловское) и Болдинской осени 1830 года. 24. Лирика А.С. Пушкина 1831 – 1836 годов. Черты историзма в миросозерцании поэта. 25. Размышления о поэте и искусстве поэзии в лирике А.С. Пушкина. 26. Философская проблематика в лирике А.С. Пушкина. 27. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и ее место в истории русской поэмы. Пушкин о ранней поэме («Опровержение на критики») 28.«Кавказский пленник» - первая романтическая поэма А.С. Пушкина. Достоинства и недостатки поэмы в оценке Пушкина («Опровержение на критики») 29. «Цыганы» А.С. Пушкина и традиции романтической байронической поэмы 30. Темы Петра I и Петербурга в «Медном всаднике» А.С. Пушкина и его творчестве в целом. Философско-историческая и нравственная проблематика в «петербургской повести» 1833 г. 31. Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Историческая концепция поэта и образы Петра I и Мазепы. Восприятие поэмы современниками и статья Пушкина «Опровержение на критики». 32.Место романа в стихах «Евгений Онегин» в творчестве А.С. Пушкина и в истории русской литературы в целом. 33. Чацкий, Онегин и Печорин как «герои времени» (20-30-х годов XIX века). В.Г. Белинский и И.А. Гончаров об этих социально-психологических типах. 34. Тема поэта и искусства поэзии в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (авторские отступления, образ Ленского). 35. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Своеобразие жанра и композиции, принципы циклизации. Место в цикле «Пира во время чумы». 36. Драматургическая традиция и новаторство А.С. Пушкина в трагедии «Борис Годунов». Статья Пушкина «Наброски предисловия к «Борису Годунову». 37. Морально - философская проблематика в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина (на материале «Моцарта и Сальери» и «Каменного гостя»). 2-я часть.
1.Место и значение романтизма в русской литературе 1830-х годов 2. Романтический герой в поэмах М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» и кавказская тема в русской литературе. 3. «Сорока-воровка» А. И. Герцена в литературно-идейной борьбе 1840-х годов. «Рамочная» композиция повести и отражение в ней споров славянофилов и западников. 4. Лирика М. Ю. Лермонтова: философские мотивы и особенности их воплощения 5.Общая характеристика литературного процесса второй четверти ХIХ века: основные явления и тенденции. Периодизация. 6. « Выбранные места из переписки с друзьями» в творческой биографии Н. В. Гоголя. Анализ писем - статей «О том, что такое слово», «Просвещение», «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»», «Страхи и ужасы России». 7. Проза 1830-х годов и новый подъем романтизма. Анализ произведений по выбору студента: «Фрегат “Надежда”» А. А. Бестужева-Марлинского, «Именины» Н. Ф. Павлова, «Сильфида» В. Ф. Одоевского, «Ледяной дом» И. И. Лажечникова 8.Лирика А. В. Кольцова: жанровый состав, мотивы, образный строй. 9. Особенности жанра, сюжета и композиции «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Герой – повествователь – автор 10. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: проблема личности, ее свободы и ответственности. Философский смысл повести «Фаталист» 11. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»: особенности жанра и композиции. Понятие «миражной» интриги. Хлестаков и хлестаковщина. Интерпретации «немой сцены» 12.Тема поэта в лирике М. Ю. Лермонтова. 13.Основные художественные и идейные тенденции в поэзии 1830-1840-х годов (на материале произведений А. И. Одоевского, А. И. Полежаева, В. Г. Бенедиктова, А. С. Хомякова, А. Н. Плещеева, К. К. Павловой) 14. История создания И.А. Гончаровым романа «Обломов». «Оппозиция» Обломов – Штольц и система персонажей в центральном произведении писателя 15. Историзм и народность «Песни про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова 16. Начало литературной славы Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки». Образ Рудого Панька и значение «Предисловий». Анализ повестей «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» 17. Полемика вокруг «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Позиции В. Г. Белинского и С. П. Шевырева 18. «Демон» как романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Вопрос об alter ego поэта 19. Н.В. Гоголь как драматург – новатор. «Теория комедии» в его «Театральном разъезде» 20. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова как романтическая драма 21. Гражданская проблематика в лирике М. Ю. Лермонтова 22. Новаторство И. С. Тургенева в цикле «Senilia». Разнообразие тематики и сквозные мотивы. Анализ «стихотворений в прозе»: «Собака», «Нищий», «Дурак», «Чернорабочий и белоручка», «Русский язык» 23. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Социально-психологический тип «маленького» человека («Шинель»). Функции гротеска в повестях («Нос», «Шинель») 24. «Миргород» Н. В. Гоголя. Романтические традиции в историческом повествовании («Тарас Бульба»). Изображение автором современной жизни и проблема пошлости («Старосветские помещики») 25. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Социально-психологический тип «маленького» человека («Шинель»). Функции гротеска в повестях («Нос», «Шинель») 26. «Мертвые души» Н. В. Гоголя: система персонажей. «История» Чичикова [т. 1 и 2] 27. «Гоголевский период» в русской литературе и «натуральная школа» в понимании В. Г. Белинского. Статья Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года» 28. «Мертвые души» Н. В. Гоголя. История создания. Художественное своеобразие (жанр, композиция, язык) [т. 1 и 2]. Роль притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче в поэме Гоголя 29. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Проблема «художник и общество» в «Невском проспекте» и «Портрете» 30. Образ Автора и значение авторских отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвых душах» [т. 1 и 2] 31. Общая характеристика творческой биографии А.И. Герцена. Роман «Кто виноват?»: смысл названия. Бельтов и тип «лишнего человека». В.Г. Белинский о романе («Взгляд на русскую литературу 1847 года») 32. Второй том поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: замысел и сложности в его воплощении. Образы Тентетникова, Кошкарева, Костанжогло, Муразова, Генерал-губернатора 33. Славянофилы и западники в «Былом и думах» А.И. Герцена (главы о «наших» и «не наших»). Литературные портреты П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, В.Г. Белинского 34.Общая характеристика творческой биографии И.С. Тургенева. Идейно-художественное значение цикла «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч» и крестьянская тема в русской литературе первой половины XIX века 35.Место И.С. Тургенева в развитии русского романа. «Отцы и дети» как роман идейных споров середины ХIХ века. Базаров и проблема «нигилизма» в трактовке Д.И. Писарева 36.«Дым» И. С. Тургенева: «живопись нравов и понятий» общества в пореформенной России. Значение любовного конфликта в романе Тургенева 37.Общая характеристика творческого пути И. А. Гончарова. «Романтики» и «деловые люди» в романной «трилогии» Гончарова. Особенности авторской позиции в романе «Обломов» и интерпретация романа в статье «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова
|
|||
|