СОРОКА. ЛАДУШКИ. Упражнение «Кормушка». Упражнение «Пальчик- мальчик»
ТЕМА НОМЕРА: « Развитие мелкой
моторики у дошкольника»
|
Рука - вышедший наружу мозг. (Кант)
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощ-ный стимул развития у детей воспри-ятия, внимания, памяти, мышления и речи. Центр речи и центр тонкой мо-торики находятся в мозгу ребенка рядом друг с другом, поэтому, разви-вая одно, вы совокупно развиваете и другое. Уровень развития речи у де-тей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие мелкой моторики страдает, движение пальцев отстаёт, то соответственно и задер-живается речевое развитие ребёнка. Влияние ручных действий на разви-тие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием
| рук и пальцев (типа нашей «Сороки- белобоки» и других) приводят в гар-моничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Пальцы на-делены большим количеством рецеп-торов, посылающих импульсы в цент-ральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множест-во акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца на сердце.
|
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям:
Пассивная гимнастика для пальцев рук – массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приёмы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию.
| Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность- 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз.
Для массажа можно использовать:
- зубную щетку;
- массажную щетку;
- бельевые прищепки;
-карандаш с ребристой поверхностью(старший возраст) и другие предметы.
|
Поглаживание:
Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает.
|
прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух—пяти пальцев — это «лучи солнца».
|
Растирание:
Чьи руки зимою всех рук горячей? Они не у тех, кто сидел у печей, А только у тех, а только у тех, Кто крепко сжимал обжигающий снег, И крепости строил на снежной горе, И снежную бабу лепил во дворе.
|
на первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.
|
Пиление ладони пальцами противоположной руки. Принялась она за дело. Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб.
|
| Активная гимнастика- выполнение определенных движений под стихотворный текст.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает
| благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук при-
Обретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
| Начинается все с потешек:
СОРОКА
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила. (Щекочем ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала: (трогаем большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! (Веселимся и и грозим пальчиком большому пальцу ребенка)
|
|
ЛАДУШКИ
- Ладушки, ладушки, Где были? - У бабушки. - Чего ели кашку? - Кашку. - Чего пили? - Бражку. Кашку поели, бражку попили
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) -Шу-у-у полетели! На головку сели, петушком запели,
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову).
|
|
Упражнение «Игрушки»
| На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
| Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Поочерёдно загибают пальчики.
Поочерёдно разгибают пальчики.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
| |
Упражнение «Кормушка»
|
Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх. В них поставить пальцы(указательный и средний). Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно ходить одной, другой, двумя руками одновременно
(4 пробки)
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.
|
Упражнение « В лес идем мы погулять»
Лес- решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцем по клеточкам(шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу:
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
|