|
|||
Давно известно, что только игра оживляет куклу, и лучше всего этой задаче отвечают традиционные куклы, которые порой очень условны и просты. Тем не менее ребёнок сам решает, как играть со своей куклой – будь она простым поленом, обернутым в тряпку, или раДавно известно, что только игра оживляет куклу, и лучше всего этой задаче отвечают традиционные куклы, которые порой очень условны и просты. Тем не менее ребёнок сам решает, как играть со своей куклой – будь она простым поленом, обернутым в тряпку, или разряженной красавицей. \ В своих играх с куклами крестьянские дети воспроизводили обрядовые, бытовые и праздничные сцены, которые они наблюдали в жизни. Кукла была самой распространенной игрушкой, бытовавшей в каждом доме русской деревни. Даже в бедном доме, где в качестве детских игрушек выступали ложки да лапти, тряпичные куклы имелись обязательно. Взрослые поощряли изготовление кукол и игры с ними. Такое покровительственное внимание взрослых к детским кукольным забавам во многом объясняется связью этих игр с магическими действиями, с культом плодородия и материнского начала. Еще долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы. Если дети усердно мастерили кукол и подолгу возились с ними, то предсказывалось скорое появление в семье новорожденного, а небрежное обращение с этой игрушкой предвещало болезнь близких. Маленьким детям куклы шили мамы, бабушки, старшие сестры, несмотря на колоссальную занятость и постоянный труд они находили для этого время. Ребенка специально обучали традициям изготовления тряпичных кукол. И с пяти лет любая девочка могла сделать куклу сама. Такие куколки сильно отличались от кукольных эталонов, ведь в своем творчестве дети свободнее взрослых. Куклы самоделки получались у всех разными и одновременно похожими, ибо они повторяли местный тип игрушки, отвечали общему вкусу. Шили кукол из поношенной одежды. Использовали для этого подол женских рубах и фартуков. Именно эти части соприкасались с землей и, вбирая ее силу, таким образом, имели наибольшее сакральное значение. Куклу «одевали» в повседневный или праздничный крестьянский наряд. Для праздничной одежды куклы чаще всего использовали лоскутки покупных тканей– ситца, сатина, кумача, которые для этого бережно хранились.
Играя в куклы, дети непроизвольно учились кроить, вышивать, прясть, шить, строить. Игра имела прямое отношение к деятельности будущего взрослого члена общества. Соответственно внимание взрослых к кукле в детской среде объяснялось не только таинственным ее значением, но и необходимостью раннего трудового обучения. Ведь с семи-восьми лет труд становился основным занятием в жизни. До наступления этого возраста в куклы играли не только девочки, но и мальчики, пока женский и мужской детский костюм, кроме прически ничем не различались. Но лишь только мальчик начинал носить порты, а девочка юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Именно в игре полностью раскрывалось содержание куклы. Ребенок, получая от взрослого куклу, имел своего рода задание для совершенно определенной деятельности. Кукла становилась средством общения, потребность в котором столь развита в деревенской среде. Эту жизненно важную потребность в общении необходимо было передать ребенку. И тряпичная кукла этому активно способствовала, объединяя детское сообщество. В игре, в кругу сверстников ребенок получал ценную возможность готовить себя к жизни, к вступлению в общество взрослых со всеми его требованиями.Ведь именно в игре ребенок становился полновластным хозяином процесса, а не маленьким участником какого-то события, как это было в жизни. В играх с куклами дети выбирали для себя какую угодно роль, проявляли свой характер, выбирали любую сцену из деревенской жизни и проигрывали ее.
Голынский В. А. Дети в лесу
Фелицын Р. На крыльце избы Дети в игровом домике. Архив Тотемского краеведческого музея. Начало ХХ века.
Маковский В.И. Игра в бабки На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.
Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.
Зимние детские забавы
|
|||
|