Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О некоторых аспектах правового регулирования трансграничных частно-правовых отношений в условиях развития сетевого общества»[1].



«О некоторых аспектах правового регулирования трансграничных частно-правовых отношений в условиях развития сетевого общества»[1].

Ключевые слова:модернизация, сетевое общество, цифровые технологии, тренды в праве, электронный бизнес, трансграничные частно-правовые отношения,  туристские услуги.

Аннотация.

Развитие технологий, общие тенденции в праве, развитие глобальной экономики, сетевого общества, тенденции развития национальной экономики, сближение правовых систем привели к модернизации правового регулирования трансграничных частно-правовых отношений.

Главная черта глобальной экономики – усиление и укрепление глобального мирохозяйственного взаимодействия, переплетение национальных хозяйств разных стран на основе рыночной экономики[2]. При этом в качестве основной тенденции развития экономических связей между государствами выделяется либерализация этих связей[3].

Понятие электронного бизнеса шире понятия электронной коммерции за счет включения в него различных информационных технологий, направленных на оптимизацию внутренних бизнес-процессов компании[4].

Электронная коммерция является разновидностью электронного бизнеса, представляя собой отношения, связанные с заключением, исполнением сделок посредством сети Интернет[5].

Только последовательное сближение между правовыми нормами и укорененными в обществе представлениями о справедливости может быть эффективным путем к полноценному созданию правового социального государства[6].

Отраслевая структура права в современных странах романо-германской правовой системы, хотя и несет явные черты сходства, тем не менее обладает и национальной спецификой, связанной с историческими особенностями правовых традиций и правового менталитета, а также с тем, развитию каких отраслей в науке и правотворчестве уделялось особое внимание[7].

В истории правовой науки стран романо-германской правовой семьи А.А. Головина выделяет следующие этапы, для которых характерно своеобразие подходов к проблеме системности в праве:

1) Рецепция римского права и господство естественно-правовой доктрины (Средние века – конец XVIII века);

2) Господство исторической школы права (конец XVIII –первая половина XIX века);

3) Становление юридического позитивизма (вторая половина XIX – начало XX века);

4) Расцвет нормативизма и появление иных современных концепций системы права (XX-начало XXI вв.)[8].

Романо-германская правовая семья имеет определенные особенности, присущие только ей, в частности: органическая связь с римским правом; образования и формирования романо-германского права на основе изучения римского и канонического права в итальянских, немецких и французских университетах; ярко выраженная доктринальность и концептуальность по сравнению с другими правовыми семьями; в системе источников права закон имеет особую, доминирующую роль; абстрактный характер норм права; ярко выраженный кодифицированный характер; разделение на публичное и частное право[9].

Взаимопроникновение правовых систем приводит к размежеванию четкого деления на публичное и частное право.

 

Если в англоязычных странах повысилась роль закона, общих норм кодификации, то в континентальной Европе тенденция формирования более абстрактных норм вызвала к жизни закономерную по логике правовых систем встречную тенденцию: усиление роли судебного права и судебных органов в процессе юридического регулирования, развитие их индивидуально-правотворческой деятельностью[10].

О.Э. Згадзай информационные технологии рассматривает как четко регламентированный процесс, определяющий формы представления данных и порядок выполнения операций по переработке информации людьми и техническими средствами и приводящий к получению информационного продукта с заданными свойствами[11].

Существует проблема включения ноу-хау в систему объектов исключительных прав: его нельзя безоговорочно отнести к результатам интеллектуальной деятельности, оно не является средством индивидуализации и потому должно быть выделено законодателем в отдельную группу объектов[12]. По мнению авторов, ноу-хау должно быть включено в группу объектов, тесно связанных с творческими[13].

Постоянно меняющиеся экономические, социальные и политические условия требуют совершенствования существующих либо утверждения новых моделей правосудия[14]. Правильный выбор во многом зависит от умения законодателя разумно сочетать традиционные и инновационные начала в развитии современной национальной модели правосудия[15].

На наш взгляд, в настоящее время имеет место возрастание роли медиации при рассмотрении споров, в том числе трансграничных.

Процессы интеграции государств в мировое правовое пространство объективно предполагают необходимость, с одной стороны, более глубокой унификации различных моделей правосудия, с другой стороны, сохранения национальных особенностей правосудия, проверенных многолетней правоприменительной практикой[16].

Для вопросов, входящих в сферу интеллектуального и деликтного статутов, выбор применимого права с целью регулирования трансграничных отношений по охране фармацевтических продуктов, находящихся под патентной охраной, характеризуется устойчивым использованием коллизионной привязки – закон государства, в отношении которого испрашивается охрана (lex loci protectionis)[17].

Для вопросов, входящих в сферу договорного статута, в отношениях по передаче и отчуждению исключительных прав на фармацевтические продукты устойчивой формулой выбора применимого права является модель гибкой коллизионной нормы:

- генеральная коллизионная привязка – закон, избранный сторонами

 

( lex voluntatis);

Субсидиарные привязки действуют по формуле характерного исполнения (lex causae) в случае, если стороны не выбрали применимое право:

- закон государства, где фармацевтический продукт будет использоваться или закон государства, на территории которого будет действовать отчуждаемое исключительное право – в случае, если право передается по лицензионному договору или отчуждается на территорию только одного государства;

- закон государства места жительства или основного места деятельности лицензиара / правообладателя – в случае, если исключительное право передается / отчуждается на территорию одновременно нескольких государств[18].

Кроме того, ФЗ от 30.09.2013 N 260-ФЗ была введена Статья 1205.1., посвященная вещному статуту:

1) виды объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам;

2) оборотоспособность объектов вещных прав;

3) виды вещных прав;

4) содержание вещных прав;

5) возникновение и прекращение вещных прав, в том числе переход права собственности;

6) осуществление вещных прав;

7) защита вещных прав.

В свою очередь, Право ЕС в сфере инвестиций основано на системе юридически обязательных гармонизирующих и унифицирующих директив и норм, опирающихся на принципы взаимного признания национальных регулирующих органов, что создает единый рынок, на котором финансово-кредитные учреждения находятся под надзором контролирующих органов государства регистрации[19].

В 2016 г.  в РФ был утвержден Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 г.

К числу наиболее перспективных направлений развития нефтегазового сектора документом определены технологии увеличения нефтеотдачи и коэффицента извлечения нефти, освоения трудноизвлекаемых запасов нефти и шельфовых месторождений, а также производства сжиженного природного газа и его транспортировки[20].

Сдерживанию роста затрат в добывающих отраслях и повышению производительности труда будет способствовать реализация концепций «Интеллектуальная скважина» и «Интеллектуальное месторождение»[21].

Избрание того или иного подхода к регулированию инвестиционной деятельности обеспечивается историческим опытом данного государства и национальными правовыми традициями[22].

Использование информационных технологий, развитие инфраструктуры финансовых рынков существенным образом упростили осуществление трансграничных операций на рынке портфельных инвестиций[23]. Фактором, способствующим привлечению иностранных инвесторов на российский рынок портфельных инвестиций, стала либерализация валютного законодательства[24].

Основной целью направления развития цифровой экономики, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики)[25]. По этому направлению предполагается: создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики; снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики; формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики; принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных; формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза; создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики[26].

Развитие цивровой экономики приведет к модернизации правового регулирования инвестиций, интеллектуальной собственности.

В ГК РФ планируется введение новой статьи- 141.1, посвященной регулированию цифровых прав[27]. Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.

Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.»;

 

"1. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.

Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса[28].

На наш взгляд, введение данной статьи приведет к модернизации правового регулирования трансграничных договорных обязательств в Разделе VI ГК РФ.  

Развитие новейших технологий оказывает влияние и на правовое регулирование международных туристских услуг. Проводятся международные конференции, посвященные бизнесу в сфере онлайновых туристических услуг.

В статье 18 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 96 г. (ред. от 18.03.19) закреплено, что правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»[29].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 30.11.2018) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» Типовыеформы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации[30]. Соответственно, имеет место,  как жесткость, так и гибкость правового регулирования международных туристских услуг.

 

При рассмотрении вопроса международных туристских услуг в сфере современного международного частного права следует применять нормы ст. 1210, 1211, 1212 ГК РФ. Автономия воли сторон, принцип наиболее тесной связи: (например, перевозчик - в договоре перевозки; исполнитель - в договоре возмездного оказания услуг); право страны места жительства потребителя.

Введение механизма Fan ID, упрощенного визового режима, например на Дальнем Востоке с начала августа 2017 г., развитие глобальной дистрибьюторской системы (Global Distribution System)[31], приводит к эволюции международных туристских услуг.

Соответственно, вектор развития внутреннего туризма в РФ, модернизация правового регулирования туристских услуг приведет к эволюции данного института в сфере современного международного частного права.

Таким образом, необходимость модернизации экономики привела к инновационному ее развитию, к совершенствованию технологических инноваций, развитию электронной коммерции, электронного бизнеса, что в свою очередь послужило эволюции права в целом, в том числе и трансграничных частно-правовых отношений.

 

Библиография:

1) Головина А.А. Критерии образования отраслей в системе российского права. М., 2018.

2) Информационные технологии в юридической деятельности под ред. О.Э. Згадзай. М., 2015.

3) Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М., 2014.

4) Лукинская М.П. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Европейском Союзе: монография под научн. ред. М.М. Бирюкова. М.: Норма, 2013.

 

5) Правосудие в современном мире: монография под ред. Лебедева В.М., Хабриевой Т.Я. М., 2014.

6) Приходько М.А. Международное патентование фармацевтических продуктов. Автореф. дисс. к. ю. н. М., 2017.

7) Правовая система Российской Федерации. Под ред. Г.Ф. Ручкиной, А.П. Альбова. М., 2018.

8) Предпринимательское право. Правовое регулирование отраслей финансового сектора. Учебное пособие под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2018.

9) Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М., 2014.

 

10) Судебная практика в современной правовой системе России. Монография. Под ред. Хабриевой Т.Я., Лазарева В.В. М., ИНФРА, 2019.

11) Экономика инноваций под ред. Горфинкеля В.Я. и Попадюк Т.Г. М., 2013.

 


[1]Пирцхалава Х.Д. кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина.

[2] Экономика инноваций под ред. Горфинкеля В.Я. и Попадюк Т.Г. М., 2013. С. 8.

[3] Там же. С. 8

[4] Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М., 2014. С. 13.

[5] Там же. С. 13.

[6] Зорькин В.Д. Право против хаоса. М., 2019. С. 363.

[7] С. 143.

[8] Головина А.А. Критерии образования отраслей в системе российского права. М., 2018. С. 126.

[9] Правовая система Российской Федерации. Под ред. Г.Ф. Ручкиной, А.П. Альбова. М., 2018. С. 23.

[10] Судебная практика в современной правовой системе России. Монография. Под ред. Хабриевой Т.Я., Лазарева В.В. М., ИНФРА, 2019. С. 25.

[11] Информационные технологии в юридической деятельности под ред. О.Э. Згадзай. М., 2015. С. 12.

[12] Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М., 2014. С. 145.

[13] Там же. С. 145.

[14] Правосудие в современном мире: монография под ред. Лебедева В.М., Хабриевой Т.Я. М., 2014. С. 707.

[15] Там же. С. 707.

[16] Правосудие в современном мире: монография под ред. Лебедева В.М., Хабриевой Т.Я. М., 2014. С. 709.

[17]Приходько М.А. Международное патентование фармацевтических продуктов. Автореф. дисс. к. ю. н. М., 2017. С. 11.

[18]Приходько М.А. Указ.соч. Автореф. дисс. к. ю. н. М., 2017. С. 12.

[19] Лукинская М.П. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Европейском Союзе: монография под научн. ред. М.М. Бирюкова. М.: Норма, 2013. С. 196.

[20] Энергетика и право. № 4. 2016. С. 9.

[21] Там же. С. 11.

[22] С. 136.

[23] Предпринимательское право. Правовое регулирование отраслей финансового сектора. Учебное пособие под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2018. С. 146.

[24] Там же. С. 146.

[25] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017. // http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

[26] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017. // http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

[27]Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100013

[28]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100013 (дата последнего посещения – 5.04.2019).

[29] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей". // CПС КонсультантПлюс.

[30] СПС КонсультантПлюс.

[31] Впервые появилась в 60 годы и использовалась авиаперевозчиками. Позднее подключились турагенства. Функционал расширился до возможности бронирования гостиниц, автомобилей, морских судов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.