|
|||
Уважаемые родители!Уважаемые родители! В процессе общения порой приходится сталкиваться с грубостью, бестактностью, иногда и оскорблениями. Ваша ответная реакция должна проявляться в умении защитить себя в социально-приемлемой форме, сохранив при этом свое достоинство и нравственный уровень общения. Психологический смысл и значимость этической защиты заключается, во-первых, в том, что незаметным образом, косвенно и ненавязчиво происходит коррекция поведения партнера по взаимодействию, ему «негласно» предлагается иной вариант поведения — этический. Во-вторых, Вами создается образец для подражания в аналогичных ситуациях осознанного или неосознанного посягательства на достоинство личности. Третий смысл этической защиты — в сохранении взаимоотношений с данным человеком, что в дальнейшем позволит совместными усилиями решать общие задачи.
СПОСОБЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
• вопрос на воспроизведение («Повторите, пожалуйста, я не расслышала, что вы сказали» — как правило, негатив вторично не воспроизводится, а звучат фразы в общепринятых и более приемлемых формах);
• наивное удивление («Разве такое возможно? Я не верю своим ушам» — такое замешательство может быть выражено как вербально, так и невербально);
• взять вину на себя и истолковать причины этического нападения собственными недостатками, какой-либо своей слабостью («Наверное, я вас обидела, иначе бы...», «Возможно, я вела себя не так, как следовало бы...», - функция оценки перекладывается на другого, а собственное положение укрепляется за счет некоторой уступки и уверенности в своем авторитете, что усиливает уважение в адрес такого сильного партнера);
• ссылка на особенности характера («Мне жаль, но я не умею, не могу разговаривать в таком тоне», «Я плохо понимаю суть дела, когда кричат» — снижается агрессивность партнера, и ему негласно предлагается более высокий уровень общения);
• доброжелательное толкование поступка другого человека («Наверное, вы хотели договориться со мной о ..., помочь дочери в ...» — объяснение действий добрыми мотивами сохраняет положительное отношение к партнеру, возвышает его и ставит в ситуацию рефлексии своего поведения); • противопоставление достоинств партнера совершаемому им поступку («Я считала вас добрым человеком, а вы...», «Как может образованный красивый человек позволять себе такое» — эта более жесткая форма защиты должна использоваться при условии уважительной интонации и обязательного прерывания дальнейшего обсуждения данной темы); • констатация неосознанности действий партнера («Вы, видимо, не осознаете, что сказали...», «Жаль, что сейчас Вы не можете понять...» — предотвращается скандальное развитие событий, выражается надежда на изменение ситуации в будущем). Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». А если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится. Конфликтогены - слова, действия, поступки, запускающие конфликт. Конфликтогены: · незаслуженные и унизительные упреки («Вы не умеете воспитывать ребенка!», «Уже сейчас видно, что из вашего сына не вырастет ничего хорошего» и т. п.); · негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…») · настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести («Вам нужно лучше следить за своим сыном»); · указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А Ваш отец — алкоголик!»); · решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смейте так говорить!»); · ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (примеры здесь чаще нелитературные). Подумайте, характерно ли для Вас употребление слов-конфликтогенов?
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НЕРАВНОДУШНЫМ РОДИТЕЛЯМ:
• От начала до конца напряженной беседы сохранять выдержку и доброжелательный настрой. • Помнить, что стремление понять человека вовсе не означает для вас, что вы с этим согласны. Но вы хотите понять вашего собеседника и сделать все необходимое, чтобы удовлетворить его потребность. • Понимать, что другой родитель имеет полное право на свой взгляд и свою оценку ситуации. И это для вас не повод, чтобы плохо к нему относиться. • Помнить о том, что раздражение, злость, гнев ваших собеседников - это их крик боли, в некотором смысле - их SOS. И если они сигнализируют нам о помощи - то что они в общем-то хотят? Конечно, не наших ответных выпадов и обвинений, а наоборот, сочувствия и понимания. • Мы вместе против проблемы,а не против друг друга. Это ключевая установка во взаимодействии с родителями в проблемной ситуации. МБУ «Курганский городской инновационно-методический центр» Правила бесконфликтного общения (информация для родителей)
Курган , 2017
|
|||
|