Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бой на лесной поляне,. или В августе 2000-го



Бой на лесной поляне,

или В августе 2000-го

20 лет назад произошло боестолкновение группы спецназа отряда «Русь» с незаконным вооружённым формированием в лесном массиве рядом с чеченским селом Аллероем

 

Восьмой отряд специального назначения внутренних войск МВД России «Русь» выполнял задачи в составе Объединённой группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе (ОГВ(с) в СКР – Авторы) согласно плану.

В то жаркое лето 2000 года отряд «Русь» был включён в состав одного из трёх сводных отрядов сил спецназа, куда свели спецподразделения основных силовых структур: легендарный 173-й, «кандагарский», отдельный отряд спецназа Главного разведывательного управления Генштаба, специальные отряды быстрого реагирования (СОБР – Авторы) из Алтайского края, Томска, Новосибирска, спецподразделение Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН – Авторы) из Ставропольского края и, наконец, отряд спецназа внутренних войск – «Русь» (Москва). При необходимости сводный отряд мог усиливаться подразделением спецназа ФСБ. Именно с помощью таких формирований командование ОГВ(с) в СКР рассчитывало добиться успеха при проведении специальных операций. Первому сводному отряду, куда вошёл 8-й оСпН «Русь», была определена зона ответственности вблизи населенного пункта Аллерой, родового села Масхадова. Главной задачей спецназа был захват (ликвидация) лидера сепаратистов[1].

В короткие сроки провели слаживание подразделений, вошедших в состав сводного отряда, и вскоре состоялся первый разведывательный выход в назначенный район «зелёнки». Четверо суток бойцы первой группы специального назначения (гСпН – Авторы) вели в ней разведывательно-поисковые действия (РПД – Авторы), пройдя в горно-лесистой местности несколько десятков километров. В ходе выполнения задачи ни лагерей, ни боевиков в обследованном районе обнаружено не было, зато спецназовцами были выявлены караванные тропы, следы бандитов, места их отдыха. 14 августа первая группа, выполнив задачу, прибыла в базовый район.

К выходу в «зелёнку» готовилась четвёртая гСпН. Прошёл ровно месяц, как её командир майор Валерий Медведь убыл по замене в отпуск, а в пункте временной дислокации его сменил заместитель по специальной подготовке, или, как принято говорить в спецназе, зампоспец, капитан Михаил Валерьевич Грушев. Медведь, выйдя из оперативной обстановки двух прошедших напряжённых месяцев, находился с женой и маленьким сыном на другом конце страны, на берегу Байкала.

Миша Грушев – весельчак, балагур, гитарист, всеобщий любимец – как никто другой, умел в минуты, когда предстояла СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ЗАДАЧА, на все 100 процентов сосредоточиться на её качественном выполнении. Это был всесторонне подготовленный офицер и командир. Судья по спорту, он был бессменным рефери всех отрядных соревнований по самбо и рукопашному бою. Один из лучших в отряде стрелков, он неизменно побеждал всех на отрядных соревнованиях по стрельбе из пистолета и автомата. Лесной житель, таёжный охотник, он был блестящим снайпером, а на занятиях с группой, действуя с несколькими бойцами в качестве противника, легко «минировал» пути движения обучаемым и легко, непринуждённо атаковал их из «засад». В этом ему не было равных, потому Медведь всегда назначал его на тактических занятиях командиром диверсионно-разведывательной группы (ДРГ – Авторы). Как никто другой, он мог с первого взгляда и безошибочно определить, на какой воинской специальности целесообразно использовать недавно прибывшего в группу бойца. И, что немаловажно, в любой, самой сложной, критической, ситуации оставался невозмутимо спокоен, хладнокровен и принимал наиболее целесообразные решения. Родом Михаил Валерьевич был из небольшого посёлка, что в Свердловской области.

Во второй половине дня 15 августа 2000 года четвёртая гСпН прибыла в точку вывода и, получив последние указания командования, ушла вверх по поросшему деревьями и густым кустарником склону. С группой двигались приданные ей артиллерийский корректировщик и авианаводчик. Учитывая специфику действий в горно-лесистой местности и сложность проведения РПД в ночное время, спецназовцы двигались днём с максимальной осмотрительностью и осторожностью, со скоростью не более километр-полтора в час, ночью отдыхали. Поиск, проведённый первой группой, показал: в этом районе регулярно появляются боевики. Четвёртой группе было приказано выставить две засады на наиболее вероятных маршрутах передвижения бандгрупп. Где устраивать засады, предстояло окончательно определить на местности, учитывая результаты прошедших РПД. До места предполагаемого выставления первой засады группа не дошла буквально несколько сотен метров, потому что стемнело. Ночь в горах наступает очень рано и быстро, видимость падает до нуля, иногда ничего не видно дальше вытянутой руки.

Хорошо, что спецназовцы нашли удобное место для ночёвки, небольшую поляну в горном лесу. Место для ночёвки было вполне удачным. В зарослях, окружающих поляну, расположилось ядро группы. Михаил Валерьевич организовал охранение, для чего выставил сторожевые посты – в составе «троек». Бойцы обратили внимание, что зампоспец непривычно немногословен и неулыбчив. Столь же немногословен был и прапорщик Александр Александрович Каразанфир, крепкий, ладный краповик, родом из совхоза «Масловский» Новоусманского района Воронежской области, прошедший в четвёртой группе за несколько лет путь от солдата-срочника до заместителя командира взвода. Здесь, в командировке, по временному штату он занимал должность старшины. Сегодня он возглавил один из сторожевых постов и, отдав необходимые указания по старшинской части, со своей «тройкой» занял позицию, контролирующую подступы к поляне.

Прошла ночь. Светало, и лучи солнца над поляной медленно прогоняли ночную темень, солнце в горах быстро нагревало воздух, давая понять, что наступающий день – 16 августа 2000 года – будет очень жарким.

В 6 утра капитан Грушев вышел на связь с командиром отряда, доложив о том, что ночь прошла спокойно, завтрак по плану, дальше выполнение поставленной задачи. Сторожевой пост Каразанфира бодрствовал. Развязав рюкзак десантника, снайпер Павел Кукарцев, прислонившись спиной к дереву, доставал из него сухой паёк. Отдыхал по графику только пулемётчик Довгаленко.

Первым боевиков увидел снайпер Кукарцев. На поляну в голове колонны вышел, судя по всему, амир. У боевиков принято, чтобы именно лидер бандгруппы двигался во главе своих воинов, иначе он не может считаться лидером. Следом за ним из леса двинулась колонна боевиков. Снайпер и Каразанфир замерли, считая выходящих, казалось, прямо на них бандитов. Каразанфир решил подпустить их поближе, чтобы бить наверняка, рассчитывая, что это небольшая группа. Довгаленко проснулся, разбуженный шепотом Каразанфира. Колонна постепенно вытягивалась по тропе, которая по периметру огибала поляну. Боевики несли на себе объемные рюкзаки, каждый третий в колонне держал на плече заряженные гранатой РПГ-7. Когда Каразанфир насчитал 12 гранатометчиков, а бандиты всё продолжали выходить из леса, он принял решение открыть огонь. Бандиты не успели увидеть сторожевой пост спецназовцев, хотя до него было не более десяти-пятнадцати метров. Но они его всё равно опередили.

Боевики вышли на сторожевой пост в тот момент, когда Михаил Валерьевич отдал команду на подготовку к движению. Бойцы, привстав из-за укрытий, стали подгонять снаряжение и надевать РД. Позже выяснилось – боевики так же двигались днем и точно так же отдыхали ночью, и ночевали они всего в 500—600 метрах от расположения четвёртой гСпН. Только начали движение на полчаса раньше.

Услышав шорох, донёсшийся с поляны, амир моментально поднял руку и выбросил её по направлению поляны. Гранатомётчики боевиков, повинуясь сигналу, произвели залп в указанном им направлении. Прогремели взрывы, поляна окуталась дымом. В первую же минуту боя, поражённый осколком гранаты в затылок, погиб капитан Грушев. Появились первые раненые. В этот момент открыла огонь не обнаруженная боевиками «тройка» Каразанфира.

Огневой бой между сторожевым постом Каразанфира и бандгруппой длился не более минуты. За это время Довгаленко отстрелял около 60 патронов, после чего пулемёт заклинило. Каразанфир короткими очередями вёл огонь из автомата. Снайпер Кукарцев сделал два выстрела из винтовки, но поняв, что в скоротечном огневом контакте на короткую дистанцию СВД не столь эффективна как автомат, достал из разгрузки гранату РГ-О.

Исход боя решил меткий бросок Кукарцевым оборонительной гранаты. Среди боевиков появились погибшие и раненые. Проливать кровь, штурмуя позиции спецназовцев дальше, они явно не собирались, потому начали отход. Часть из них, начавшие обходить поляну для выхода спецназовцам во фланг, нарвались на кинжальный огонь другой сторожевой «тройки» и тоже стремительно отошли. Весь бой длился едва ли более трёх минут.

Повезло радисту группы: при первых звуках выстрелов он укрылся за радиостанцией, в которую попали две пули, но при этом она не вышла из строя, поэтому он успел подать в эфир сигнал о помощи. В 6.10 от группы поступила информация, что она вступила в бой. Примерно спустя 2 минуты радист отряда принял новое сообщение: командир убит, много раненых, требуется срочная помощь. Через считанные минуты две группы спецназа и разведывательный взвод на БТРах мчались в предгорья, в точку вывода четвёртой группы.

Оставив технику в лесу, спецназовцы спешились и начали быстрый подъём вверх по склону. По радиостанции просили их ускорить движение, помощь требовалась как можно быстрее. Около 07.00 подмога оказалась на поляну. Среди раненых был только один тяжёлый – прапорщик Каразанфир, одна пуля попала ему в грудь, две другие – в ноги. Остальные спецназовцы, хоть и пострадали, но их ранения не представляли серьёзной угрозы для жизни. Именно Александр, будучи в сознании, рассказал о произошедшем. В противоположность вчерашнему, он казался даже весёлым. Ему оказали первую помощь, погрузили в подоспевший вертолёт. Ни у кого из спецназовцев не было сомнений, что для раненого братишки всё закончится благополучно.

Но Александр умер на операционном столе. Врачи сказали потом: его сердце не выдержало наркоза.

Командир отряда обратил внимание на то место, где находился пулемётчик боевиков. Всё вокруг было усыпано стреляными гильзами, судя по их количеству, боевик расстрелял за минуту коробку патронов – около 100 штук. Земля, где он стоял, была разворочена – поливая огнем свой сектор, бандит буквально вкручивался ногами в каменистую почву, и надо отдать ему должное – под пулями, летевшими со стороны поста Каразанфира, не пригнулся, а продолжал стрелять стоя. На месте боя все было залито кровью, чуть в отдалении от тропы валялись многочисленные использованные медицинские пакеты, около 10 выстрелов к РПГ-7, пластиковые бутылки с водой, пулеметные ленты, рюкзаки. Раненых и погибших боевики сумели унести с собой, но было понятно, что им нанесён существенный урон. Около 12.00 бандгруппа была обнаружена наблюдателями. По ней нанесли удар артиллерией. «Вси приемшии нож, ножем погибнут» (Мф. 26: 52).

Группа, даже оставшись без командира, действовала правильно. Валерий Медведь, находившийся на другом конце страны и уже собиравшийся в дорогу, понимал, что бойцы усвоили его обычные слова на тактических занятиях: «Мы разберём с вами сто вариантов развития событий и наших действий, а выпадет сто первый. Но, отработав до автоматизма сто вариантов, мы с вами справимся и со сто первым». Сто первый вариант – это гибель командира в первые секунды боестолкновения. Пот и усталость на учебных занятиях позволили бойцам не растеряться, не запаниковать, а грамотно действовать в ходе боя. И действительно, как говорил великий русский полководец А.В. Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою».

Оба погибших «русичей» - и офицер и прапорщик – были награждены орденом Мужества посмертно. Ефрейтор Павел Кукарцев удостоен медали «За отвагу». Памяти Александра Каразанфира на его родине – в Новоусманском районе Воронежской области – проводится ставший традиционным открытый турнир по самбо, при этом «русичи» принимают в нём самое активное участие. В сентябре 2020 года турнир состоится уже в пятый раз!

Вечная память героям, павшим за Родину.

 

Валерий Геннадьевич Медведь, полковник в отставке,

Сергей Александрович Доценко, подполковник запаса,

ветераны боевых действий.

На фото:

1. Капитан М.В. Грушев.

2. Прапорщик А.А. Каразанфир на фоне российского флага.

3. Рядовой А.А. Каразанфир на показательных выступлениях.

4. Фото участников боестолкновения 16 августа 2000 г., второй слева – ефрейтор П. Кукарцев.

5. Фото с открытого турнира памяти А.А. Каразанфира 2019 г.


[1] https://litresp.ru/chitat/ru/Л/lebedev-aleksandr/otryad-specialjnogo-naznacheniya-rusj



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.