Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие интеллектуальных способностей в сфере дополнительного образования



Развитие интеллектуальных способностей в сфере дополнительного образования

Интеллектуальная сфера — это область психики, характеризующаяся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. Педагог должен не развивать мышление «вообще», а знать психологические и педагогические закономерности развития мышления разных типов и большее внимание уделять развитию творческого, теоретического, дивергентного, сано- генного типов мышления1.

Педагоги дополнительного образования ставят перед собой такие задачи, как:

  • — развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность;
  • — развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, восприятие;
  • — развитие мыслительных навыков: вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация;
  • — развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, умение доказывать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях;
  • — развитие умений учиться: писать и читать в должном темпе, конспектировать, слушать педагога и одновременно делать записи, выделять главное, планировать свою деятельность, работать с учебной и справочной литературой и пр.;
  • — развитие метапредметных умений;
  • — развитие предметных знаний, умений и навыков.

Для решения этих задач педагоги дополнительного образования используют следующие методы и приемы.

  • 1. Решение загадок и головоломок, логических задач, которые тренируют мозг.
  • 2. Изобретение новых способов применения обычных предметов.
  • 3. Анализ ситуаций.
  • 4. Использование вопросов, заставляющих выполнять мыслительную деятельность: «А что если?», «Почему?», «Зачем?» и др.
  • 5. Беседы о том, что такое память и какие приемы запоминания используют люди в практической деятельности: актеры, спортсмены, танцоры, поэты и др.
  • 6. Повторение ранее пройденного.
  • 7. Коллективное и индивидуальное заучивание стихотворений, текстов, мелодий, разучивание танцевальных элементов.
  • 8. Создание ситуаций решения в уме простейших арифметических задач.
  • 9. Постановка танца, импровизации на тему, этюды, создание коллекций моделей одежды и др.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.