|
|||
ЗАДАНИЕ.. Особенности устной речи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ЗАДАНИЕ. Изучите внимательно особенности письменной речи. Подготовьте текст (не менее 8 предложений) по СВОЕЙ специальности, в котором отразите особенности письменной речи. Чёткие целевые, коммуникативные и жанровые установки письменной речи, возможность осознанного выбора языковых средств приводят к тому, что именно здесь с наибольшей наглядностью воплощаются функциональные особенности того или иного стиля. В этом смысле именно письменная речь является стилеобразующей, отражающей типичные черты стиля. Различаются первичные и вторичные жанры письменной речи. К первичным относятся: статья, монография, роман, репортаж, протокол и др. Как вторичные жанры характеризуются аннотация, реферат, рецензия, резюме, тезисы и др. Особенности устной речи Устная речь представляет собой такую форму коммуникации, при которой словесные знаки реализуются в форме акустических сигналов, издаваемых речевым аппаратом референта и воспринимаемых органами слуха реципиента. При этом чаще всего акт приема и передачи информации не дистанцирован во времени и в пространстве. Устная форма коммуникации – исторически более ранняя. Устная речь материально представлена в виде производимых органами произношения человека акустических волн, имеющих определенные физические характеристики – громкость, высоту и др. Физические параметры определяют богатые интонационные возможности устной речи, которая создается мелодикой, интенсивностью речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа, тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Устная форма речи характеризуется направленностью на собеседника, и её восприятие адресатом при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, всевозможные экстра- и паралингвистические (невербальные) средства общения: жесты, мимика, позы, пространственное расположение партнёров, выражение глаз. Подобно письменной речи она входит в сферу функционирования литературных норм, т.е. представляет собой устную разновидность литературного языка, и реализуется во всех функциональных стилях, однако все же имеет преимущество в разговорном стиле речи. Различаются две разновидности устной речи, представленные в разных стилях речи и по-разному взаимодействующие с литературной нормой: подготовленная устная речь: доклад, лекция, выступление и др.; неподготовленная устная речь: разговор, беседа. Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, композиционной завершённостью и более строгим соблюдением литературных норм. Она характерна для следующих функциональных разновидностей: устной официально-деловой речи; устной научной речи; устной публицистической речи; устной художественной речи. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью, менее строгим соблюдением литературных норм, лексической и морфологической неточностью, композиционной фрагментарностью и незавершенностью, Это связано с тем, что неподготовленная устная речь произносится «здесь и сейчас», т.е. момент мысли совпадает с моментом речи, и говорящий не успевает обдумать воплощение своего суждения в фонетически, грамматически и лексически правильных формах. Эта разновидность устной речи находит свое выражение в разговорном функциональном стиле, обслуживающем повседневно-бытовое общение. Можно отметить следующие особенности устной разновидности речи: 1. Устная речь характеризуется активным использованием разговорной лексики (бабуля, халтурщик, заправский, каверзный, болтать, навязаться, кувырком, хорошенько) и фразеологии (щелкать как орехи, водить за нос, надуть губы). 2. Синтаксис устной речи – упрощенный: здесь преобладают простые предложения, что связано с дискретностью (прерывистостью, порционностью) мышления. Прерывистость мышления и стремление к экономии речевых усилий делают характерными для устной речи такие явления, как – эллипсис: удаление слова или целых оборотов, легко восстанавливаемых из контекста (Дайте что-нибудь от головы (устн.) ‘Дайте какое-нибудь средство от головной боли’); – парцелляция: разбиение единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц (Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него); – инверсия: нарушение прямого порядка следования слов в предложении (Парнишка-то, в квартире напротив живёт который, уже большой совсем стал). Для устной речи не характерно использование причастных и деепричастных оборотов (они часто заменяются придаточными предложениями: идущий на запад – который идёт на запад). В устной речи присутствует повышенная эмоциональность и оценочность, для выражения которых служат следующие средства: 1) междометия: Ай! Ах! Ну! Ура! Цыц! Чу!; 2) риторические вопросы и восклицания: Не может быть! Ну надо же! И что же в этом удивительного?; 3) экспрессивно-оценочная лексика: копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач; 4) слова с суффиксами субъективной оценки: голосина, грязища, домишко, зайчонок, кофеёк, губки, городок. ЗАДАНИЕ. Изучите внимательно особенности устной речи. Подготовьте текст (не менее 8 предложений) по СВОЕЙ специальности, в котором отразите особенности устной речи.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1) Подготовить конспект лекции (переписать основные мысли в тетрадь в линейку для конспектов или распечатать материал, подчеркнув главные мысли по тексту лекции). 2) ВыполнитьВСЕзадания по ходу изучения материала. 3) Составить вопросы для опроса по тексту лекции (не менее 8-10 вопросов, чтобы задать одногруппникам). *Подготовить презентацию по тексту лекции и прислать на почту natalasamarina@yandex.ru до начала занятия, приготовиться к ее защите на занятии. *задание для претендующих на более высокий балл.
|
|||
|