|
|||
ВНИМАНИЕ. Термины к темеВНИМАНИЕ Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него. Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов. Например, можно быть внимательным при заучивании, внимательно слушать музыку и т. д. Виды внимания. (в основе классификации — уровень волевой регуляции) 1. 1.Внимание непроизвольное. Возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение. Непроизвольное внимание может возникать: 1) из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся: а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички); б) неожиданность; в) новизна и необычность; г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание); д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает); 2) из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Например, старинный фасад здания скорее привлечет внимание человека, интересующегося архитектурой, чем остальных прохожих.
2.Внимание произвольное. Возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия. Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях: § когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности; § когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание; § когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано — дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом; § когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы 3.Внимание послепроизвольное. Является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов. Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий. Например, начиная читать книгу, человек не всегда увлекается ей с первой страницы, но далее сюжет захватывает, и чтение проходит уже без всякого самопринуждения. Таким образом, внимание характеризует активность и избирательность человека при его взаимодействии с окружающим.
Традиционно выделяют пять свойств внимания: 1. сосредоточенность (концентрация); 2. устойчивость; 3. объем; 4. распределение; 5. переключение. 1. Сосредоточенность (концентрация) — внимание удерживается на каком-либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального. 2. Устойчивость — это длительное удержание внимания, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнении деятельности. Устойчивость снижается, если объект внимания подвижен, постоянно изменяется. 3. Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять. Для большинства взрослых людей объем внимания равен 4—6 объектам, для школьника — 2—5 объектам. 4. Распределение внимания — умение человека выполнять одновременно две или даже более деятельностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах. Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля. Например, гимнастка может решать простые арифметические примеры, идя по бревну, ширина которого равна 10 см, в то же время человек, далекий от спорта, вряд ли это сделает. 5. Переключение внимания — способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновением новой задачи.
Способы совершенствования внимания. - Рекомендуется приучать себя быть внимательным даже в самой шумной обстановке, в условиях повышенной отвлекаемости. - Важно систематически упражняться в одновременном наблюдении за несколькими объектами, при этом уметь отделять главное от второстепенного. - Следует тренировать переключение внимания: быстроту перехода с одной деятельности на другую, умение выделять главное, способность изменять порядок переключения (образно это называется выработкой «маршрута восприятия»). Развитию устойчивости внимания способствует наличие волевых качеств: 1. Нужно уметь заставить себя сосредоточиться, когда этого не хочется. 2. Надо чередовать трудные дела с легкими, интересные с неинтересными. - Частое использование интеллектуальных игр (шахматы, головоломки и т. п.) также развивает внимание. - Лучший способ развития внимания — это внимательное отношение к окружающим людям. Таким образом, следует в течение всей жизни развивать и совершенствовать свое внимание.
Память — это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.
Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям. 1. Время хранения материала: § мгновенная (иконическая) — благодаря этой памяти в течение 0,1—0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации; § кратковременная (КП) — способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме. Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам. В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ; § оперативная (ОП)— функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта; § долговременная (ДП) — информация сохраняется на неопределенно долгий срок. в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п. У человека ДП и КП неразрывно связаны. Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию; § генетическая память стала выделяться исследователями сравнительно недавно. Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания. 2. Ведущая роль того или иного анализатора: 1) двигательная — запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы,труд). Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти; 2) эмоциональная — запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз. Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, согласно современным исследованиям уже на первом году жизни, хорошо развит у детей дошкольного возраста. Характеризуется следующими особенностями: - а) особая прочность; - б) быстрое формирование; - в) непроизвольность воспроизведения; 3) зрительная — преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов. 4) слуховая — способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков. Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п. Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память — это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.; 5) обонятельная — хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи; 6) вкусовая — преобладание в процессах памяти вкусового анализатора; 7) осязательная — хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п. Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами). Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности. В составе памяти выделяются следующие процессы: 1.запоминание; 2.воспроизведение; 3.сохранение; 4.забывание. Запоминание — это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации. Запоминание подразделяется на: 1.произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия); 2. непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий); 3. механическое (информация запоминается в результате простого повторения); 4. логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений). Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений: 1. делать установку на запоминание; 2. проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать); 3. группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.); 4. процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд. 5. новое повторение улучшает запоминание ранее выученного; 6. вызвать интерес к запоминаемому; 7. необычность материала улучшает запоминание. Воспроизведение (восстановление) — процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт. Выделяются следующие формы воспроизведения: 1. узнавание — появление чувства знакомости при восприятии; 2. воспоминание — восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке); 3. реминисценция — воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве); 4. припоминание — активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий. Сохранение — удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике. Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Такое явление в психологии называется эффектом края. Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.). Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить. Это явление получило название эффекта Зейгарник. Забывание — выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала. Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальнейшем, также быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой. Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации. Иногда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти. Такое явление называется амнезией. Большое внимание анализу механизмов забывания уделил З. Фрейд (основатель психоанализа). Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить неприятные ситуации своей биографии. Он забывает о тех вещах, которые могут напомнить психологически неприятные обстоятельства. Итак, память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания.
Процесс развития памяти осуществляется по следующим направлениям: 1.онтогенетически более ранняя механическая память постепенно замещается логической; 2.с возрастом запоминание становится более осознанным, начинается активное использование мнемотехнических приемов и средств; 3.преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным. Основываясь на перечисленных направлениях, можно определить следующие пути и средства совершенствования памяти. 1. Правильно использовать процесс повторения. Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала. Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания. Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а затем — через 24 ч. Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном. 2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда. Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце. 3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий: § мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой; § оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ; § мысленно воссоздать этот образ. 4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории. 5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п. При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал. 6. Последовательную цепочку событий или предметов можно запомнить, если эти предметы мысленно расставлять по пути ежедневного следования на работу или учебу. Идя по данному пути, мы эти предметы вспоминаем. Любые приемы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения. Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.
Некоторые приёмы тренировки памяти Метод Айвазовского. Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути на работу, дома, в транспорте и т. д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 3‑5 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект. Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения. Задайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на одну секунду, дополните образ. И так несколько раз. «Спички» — это также необычайно удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол кучкой 4‑5 спичек. В течение 2‑3 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на них еще одну секунду и воссоздайте образ точнее. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда дойдете до 12‑14 штук, опять начните с 4‑5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом. Естественно, кроме зрительной, в тренировке нуждаются и остальные системы памяти. Поэтому следует добавить следующие упражнения. Запоминание внутренней речи. Наугад произнесите про себя цепь арифметических действий: «один плюс семь минус три умножить на два» и т. п. Теперь проведите в уме эти несложные вычисления — для этого вам придется каждый раз вспоминать всю произнесенную ранее фразу. Очень хорошо тренирует слуховую и кинестетическую память анализ событий дня. Вечером перед сном в течение 5‑7 мин в очень ускоренном темпе восстановите цепь основных событий дня с вспоминанием образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь точно и ярко воссоздать имевшие место ощущения. Все именно в том порядке, в каком это происходило. При всех видах тренировки памяти имеет смысл: — вспоминая образ или рассматривая объект запоминания, описывать его словами и движениями; — в случае, если получилось точное и яркое восстановление образа в момент эмоционального толчка «ура, вспомнил!», закрепите это ощущение, ущипнув себя за мочку правого уха. Если вы часто будете использовать этот прием, то сможете мобилизовать вспоминание в экстренных ситуациях таким же способом. Для тренировки речевой памяти очень эффективно изучение европейских иностранных языков, зрительной памяти — китайского или японского. Вспоминание является главным этапом памяти, ведь запоминаем мы именно для того, чтобы вспомнить. В значительной степени вспоминание зависит от установки, сформированной при запоминании, и качества запоминания. Развитие памяти — процесс длительный и нелегкий, но всегда окупит потраченные на него время и силы, позволит более эффективно управлять своими умственными возможностями для решения практических задач. Термины к теме
Внимание– направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект. Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводитьинформацию. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Хранение— процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
|
|||
|