Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 3.. Речь. Речевая коммуникация



Лекция 3.

Речь. Речевая коммуникация

Речевой акт – индивидуальное и каждый раз новое употребление языка; это психофизический процесс связи между говорящим (адресант, референт) и слушающим (адресат, реципиент). Речевой акт осуществляется в три этапа:

1) говорение (писание),

2) восприятие (слушание или чтение),

3) понимание.

С точки зрения теории коммуникации речевой акт рассматривается как элементарная единица речевого общения.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, непосредственного или опосредованного контакта между людьми при помощи языка, выступающего в роли коммуникативного кода.

Речевая деятельность – целенаправленное употребление языковых средств в процессе речевого общения.

Речевое поведение – использование языка в определенных коммуникативных ситуациях, в многообразии жизненных обстоятельств. Речевое поведение регулируется речевым этикетом.

Речевая коммуникация – это процесс передачи, приема, освоения и создания новой информации в ходе речевого общения.

Этот процесс может быть представлен в виде трёхэлементной структуры: адресант – сообщение (референция) – адресат. Речевая коммуникация происходит в определенном контексте (ситуации общения) с использованием определённого кода. В предложенной структуре под сообщением понимается сам текст, представленный в виде языковых знаков, т. е. акустических сигналов (при устном общении) или графических символов (при письменном общении).

Само по себе сообщение как материальное воплощение речи некоммуникативно (например, если собеседники не понимают друг друга или текст вообще не имеет смысла); коммуникативная сторона сообщения представлена референцией – содержанием сообщения.

Адресант – отправитель сообщения, референт.

Адресат – получатель сообщения, реципиент.

Код – язык или его разновидность, которым пользуются участники общения. Речевая коммуникация возможна в том случае, если код известен, понятен и доступен и адресанту, и адресату.

Контекст (ситуация общения) – внешние обстоятельства, в которых происходит речевая коммуникация и которые обусловливают особенности передачи сообщения и характер референции. Речь может обладать различной степенью обработанности, оформленности. Наименьшей степенью оформленности характеризуется «внутренняя речь» (планирование и контроль «в уме» речевых действий, беззвучная речь «про себя»). Устная речь предстает как высказывание, оформленное в соответствии с законами языка. Вместе с тем здесь возможны некоторые отступления от строгих грамматических норм, что обусловлено неподготовленностью, спонтанностью устной речи. Высшей степенью обработанности обладает письменная речь, речь-текст. Таким образом, эстетические оценки, т.е. оценки совершенства формы, применимы в первую очередь к данному виду речи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1) Подготовить конспект лекции (переписать основные мысли в тетрадь в линейку для конспектов или распечатать материал, подчеркнув главные мысли по тексту лекции).

2) Составить вопросы для опроса по тексту лекции (не менее 5 вопросов, чтобы задать одногруппникам).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.