|
|||
Дорога в библиотеку – путь к сердцу, душе, добру»«Дорога в библиотеку – путь к сердцу, душе, добру»
В жизни по-разному можно жить. А можно и так: на рассвете встать Сергей Островой Вторую часть восьмистишия известного советского поэта Сергея Острового смело можно назвать моим профессиональным кредо. Всегда была и буду убеждена, что настоящий библиотекарь, любящий свою профессию, живущий ею, призван дарить людям частичку своей души, увлекать в удивительный мир книги, знакомить с лучшими произведениями классической и современной литературы, развивать творческие способности, помогать найти себя в это непростое время и сделать в случае необходимости правильный жизненный выбор. И все это, не жалея себя и своих сил, даря людям солнце. Думаю, об этом и писал мой любимый поэт. ……………………………………………………………………………………. Утро сегодняшнего дня выдалось волнительным и радостным. В Крым пришло настоящее лето. Июнь, ласковый и мягкий, богат интересными событиями, знаменательными датами. Но сегодня особенный день – день рождения моего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. И поэтому весь день будет посвящен нашему гению, талантливому классику. Это будет чудесный день, в течение которого мы с единомышленниками, пользователями нашей библиотеки, проведем несколько значимых мероприятий, к которым готовились несколько недель. Я спешу на работу по сельской улице, приветливо здороваюсь с соседями и знакомыми. Вдыхаю полной грудью чистый воздух и наслаждаюсь лазурным небом. Я люблю свое Родниковое. Мы все здесь родные, поэтому, наверное, и населенный пункт назван именно так: Родниковое – Родина – родные. Дорога на работу всегда приносит мне удовольствие. Это те полчаса, когда я могу мысленно подвести итоги прошедшего дня и построить новые планы. Это те полчаса, когда я предвкушаю радостный, насыщенный заботами и хлопотами день своей любимой работы. Поворачиваю ключ входной двери, открываю ее, и привычный мир родной библиотеки встречает меня тишиной. Кажется, все здесь: и книги, и выставки, и поделки ребятишек, и спящий экран, и цветы, заботливо посаженные любимой мамой, - ожидают моего прихода. Несколько минут тишины… Несколько… Совсем немного. Я это точно знаю, потому что сейчас шумной стайкой ворвутся мои малыши. Да, это они! Звонкоголосые, веселые, родные мои. Они прибежали первыми, ведь сегодня у нас большое мероприятие. Я рада их видеть. Я их люблю. И счастлива, что всем соблазнам виртуальной жизни (современный бич подростков и молодежи!) они предпочитают сельскую библиотеку и живое общение со мной и людьми. Время ускоряет свой бег. Двери библиотеки впускают новых посетителей и гостей. Вот уже заполнен зал, волнуются за ширмой юные артисты, нетерпеливо переговариваются зрители. Мы начинаем. Звучат строки пушкинского стихотворения: Я скоро весь умру. Но, тень мою любя, И, долго слушая, скажите: это он; Все замирают, восторженно следя за чтецами. Мои любимые дети, посетители библиотеки, такие непоседливые и озорные, вдруг превратились в прекрасных маленьких артистов, проникновенно читающих хорошо известные и всеми любимые стихи. Волшебная сила пушкинских строк способна преобразить их не на миг, а на всю их долгую и счастливую жизнь. Громкими рукоплесканиями благодарят зрители девчонок и мальчишек постарше, поставивших мини-спектакль по роману «Евгений Онегин». Мы завороженно следили за поединком Онегина и Ленского, сочувствовали юной Татьяне, признающейся в своей любви старенькой няне, с замиранием сердца слушали ее письмо Онегину и негодовали, когда услышали его холодный ответ. Мои актеры, еще вчера смеявшиеся на репетиции и не слушавшиеся меня, сегодня играли так, что сердце переполнялось любовью, восторгом и благодарностью. Несколько раз я ловила себя на мысли, что очень волнуюсь за каждого из них, но искренность детей подкупала и была залогом успеха нашего совместного труда. Полтора часа пролетели незаметно. Но в зале была такая атмосфера общего праздника и единения, что гости не расходились. Юные актеры переживали свой триумф. И тогда я начала читать свое любимое стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». За мной продолжили читать другие. И получился своеобразный поэтический флеш-моб. И радостно было слышать, что взрослые и дети читают наизусть «У лукоморья дуб зеленый», «Няне», «И. И. Пущину», «Я вас любил», «На холмах Грузии…», «Узника», «Во глубине сибирских руд» и многое другое. Спонтанное чтение изумительных стихотворений объединило моих гостей, среди которых дети и взрослые нескольких национальностей и вероисповеданий. И я убеждена, что это одно из самых замечательных достижений в работе библиотекаря. Весь обеденный перерыв в этот день ушел на смену декораций и оформление зала для литературной гостиной «Пушкин начинается с Крыма». Эта фраза принадлежит одному из первых биографов великого поэта П. Анненкову. 200 лет назад юный Пушкин посетил Крым с семьей генерала Раевского и провел три незабываемые недели на Южном берегу Крыма в Гурзуфе в доме герцога Ришелье. Заочную экскурсию в Гурзуф мы совершили в ходе литературной гостиной для пожилых жителей нашего села. Эти уважаемые и замечательные люди с удовольствием приходят пообщаться в библиотеку, выбрать книги, обсудить прочитанное. Часто признаются в том, что литературные гостиные с музыкальным оформлением, кинофрагментами, чтением классических произведений и возможностью поделиться впечатлениями позволяют им отдохнуть душой и вспомнить свою молодость. А сегодняшняя гостиная – настоящий праздник. Ведь имя поэта у всех на устах с детства. Многое мои гости читали наизусть, наперебой делились впечатлениями от посещения пушкинских мест не только в Крыму, но и в Москве и Петербурге, Болдино и Михайловском. Горели свечи на столах, блестели радостно глаза моих пожилых посетителей. А мне казалось, что они счастливы. И это доставляло профессиональное удовольствие. Еще в начале литературной гостиной я увидела нескольких своих ребятишек. Они не спешили переодеваться и уходить домой. Я понимала, что держит их здесь интерес, и пригласила подсесть к столикам. Все время исподтишка наблюдала за ними. Не раз ловила их восхищенные взгляды, порой даже удивленные. И я их понимаю. Когда звучали наизусть отрывки из «Медного всадника», «Полтавы», «Бахчисарайского фонтана», дети не отрываясь слушали. И я не пожалела о том, что оставила их. Пусть понимают, что Пушкин для всех возрастов. Пришло время прощаться. Старички и старушки нетерпеливо спрашивали, когда же следующая встреча и уходили с радостными лицами. Как только ушли последние гости, потянулись другие посетители. Я давно знаю каждого из них и уверена, что хороший библиотекарь должен быть еще и психологом. Вот эта женщина, недавно похоронившая мужа, приходит за книгами и долго стоит у стеллажей. Ее нельзя торопить. Иногда мне кажется, она приходит сюда, чтобы не оставаться подолгу одной. Я пригласила ее в зал к выставке произведений Пушкина и предложила выбрать что-то из классики. Она выбрала «Капитанскую дочку» и улыбнулась. А я уже и не помню, когда она улыбалась в последний раз. А этот высокий парень, студент технического вуза, - любитель романов Ф. М. Достоевского. Когда он приходит, наше общение приносит взаимную пользу. Мы обмениваемся впечатлениями о «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Бедных людях». Он спорит со мной. Я улыбаюсь и обещаю, что, повзрослев, изменит свое мнение и вспомнит меня. Но сегодня он взял «Повести Белкина» и поинтересовался информацией о музыке Г. Свиридова к художественному фильму «Метель», снятому по одноименной повести А. С. Пушкина. А вот этот одинокий старик любит читать в тишине в зале библиотеки. Он бывает часто и сидит подолгу. Высокий, ухоженный, сухопарый, он никогда не унывает. Но почему-то смотрю на него и вспоминаю фразу из рассказа Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»: «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один». Сегодня этот уважаемый посетитель удобно уселся возле портрета А. С. Пушкина и даже рассказал, что в годы студенчества писал диплом о Пушкине и женщинах-музах великого поэта. Слушала с интересом. Старик обладает прекрасными способностями страстного рассказчика. Наш диалог прервали пятиклассники. Знаете, бывают такие ответственные дети, которые приходят со списком литературы для чтения летом сразу, как только его выдал учитель. Я всегда рада видеть их. Они с удовольствием полистали новые сборники сказок А. С. Пушкина, рассмотрели иллюстрации и, узнав, что сказок всего пять и шестая не дописана, с восторгом забрали почитать. Правда, список литературы оставили у меня на столе. Дети! Совсем еще маленькие дети! Девушка-студентка, работающая в зале с медицинской энциклопедией, сказала, что завидует этим малышам. У них все школьные годы впереди. Я уверила ее, что и студенческие годы прекрасны. День рождения А. С. Пушкина выдался насыщенным и интересным. Усталость я не чувствовала. Бесшумно передвигалась по библиотеке, чтобы не мешать посетителям. Убрала подсвечники, подняла брошенные «Онегиным» и «Ленским» бутафорные пистолеты, поправила портрет Александра Сергеевича, внимательно изучавшего моих посетителей, и подумала о том, как много людей сегодня побывало в нашей библиотеке. Взрослые и дети, старики и старушки, студенты и школьники, юные мамочки и даже незнакомая мне женщина, родственница одной из посетительниц. Хотелось верить, что все они ушли с чувством прикосновения к прекрасному и получили удовольствие от общения с нами и друг с другом. Ну, вот и затихли шаги последнего моего посетителя. В библиотеке опять воцарилась тишина. Я подошла к двери, оглянулась, все ли в порядке, выключила свет и вышла. Вышла для того, чтобы завтра с нетерпением вернуться сюда с новыми идеями и планами. Не зря Конфуций давным-давно сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Это правда! Я вышла на улицу и улыбнулась. Дома меня ждет семья и любимый сын. Я несу ему «Сказки» А. С. Пушкина. Сегодня почитаем о мертвой царевне и семи богатырях. Хочу читать своему малышу, чувствовать детский запах, видеть восторженный взгляд, отвечать на его наивные вопросы. Хочу, чтобы он всегда помнил, что знакомство с великим поэтом произошло при моем участии. Вечер обещал быть таким же замечательным, каким выдался этот июньский день – один день из жизни библиотекаря…
|
|||
|