Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Агрессивные проявления в младенческом возрасте



Агрессивные проявления в младенческом возрасте

(защитная агрессивность в младенчестве)

  Агрессивное поведение в разной степени присуще всем людям. В некоторых ситуациях (раннее детство, подростковый период развития) оно является необходимым условием жизнедеятельности. Полное отсутствие агрессивности в этом возрасте может быть следствием тех или иных нарушений развития, в частности вытеснения агрессивности или формирования таких реактивных образований, как, например, подчеркнутая миролюбивость.

Согласно одной из наиболее распространенных точек зрения (Бэрон Р.) агрессия рассматривается как  акт поведения, а агрессивность черта, свойство  личности.

  Условно, агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, приня­то называть нормативной.

  Ненормативная агрессивность как черта личности, т.е склонность ребенка к частому проявлению агрессивного поведения, фор­мируется под влиянием разных причин.

      В младенческом возрасте агрессивность может возникатьв результате нарушения раз­вития, которое закрепляется актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.

   В младенческом возрасте агрессия проявляется почти исключительно в

 

ü импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых

ü вспышках злости или гнева, сопровождающихся криком, "брыканием",

ü кусании,

ü драчливости.     

  Причинами такого поведения могут быть блокирование желаний или намеченной программы действий в результате ограничений со стороны взрослых.  Отсутствия внимания, неудовлетворение, или несвоевременное удовлетворение значимых для ребенка потребностей также являются причиной агрессии.

   Следовательно, в такой ситуации поведение ребенка, вызванное состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности, можно считать условно агрессивным, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

    Т.о. наблюдение за поведением младенцев и результаты исследований показывают что, на данном этапе возрастного развития у детей проявляется защитная  агрессивность.

   В рамках психоаналитического подхода отмечается, что дети с выраженной линией активности, проявляют агрессивное поведение как защитный механизм от чувства небезопасности в окружающем мире.                    

Если у детей  преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи.

 Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Ролло Мэй. Он полагает, что иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, а скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке да и то за решеткой. Более того, становится понятным, почему снятие страха одного объекта, например волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги.

    Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тре­воги и страхов самих родителей. Р. Мэй приводит данные, свиде­тельствующие о подкреплении детских страхов родительскими. Но более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоцио­нальной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», т. е. помогает ей компенсировать те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.

    Таким образом, для этапа младенчества характерной формой агрессивности является защитная агрессивность. Основная ее функция в этом случае - помочь ребенку удовлетворить актуальные потребности, защитить от внешнего мира, который представляется ребенку небезо­пасным.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.