|
|||
Требования для эссе. Алгоритм написанияСтр 1 из 2Следующая ⇒
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Деловая этика: задачи, специфика, структурообразующие компоненты».
План
1. Определение деловой этики. 2. Задачи деловой этики. 3. Специфика деловой этики. 4. Положения современной деловой этики. 5. Основные позиции деловой этики. 6. Структурообразующие компоненты деловой этики. 7. Система этических критериев деловых отношений.
Этика есть философия убеждения.
Деловая этика — это система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро- и макроуровнях рыночных отношений. Задачами деловой этики являются: 1) изучение исторического опыта в области деловых отношений; 2) анализ влияния религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение субъектов; 3) изучение взаимовлияния корпоративной и универсальной этики; 4) интеграция с международной культурой предпринимательства, с её морально-психологическими стандартами; 5) изучение проблемы социальной ответственности бизнеса; 6) моральное и нравственное воспитание субъектов предпринимательской деятельности; 7) выработка этических принципов по определенным деловым ситуациям. Специфика деловой этики состоит в том, что ее субъекты — не только отдельные индивиды, но и предпринимательские организации, действия которых могут рассматриваться с точки зрения нравственности и морали. Современная деловая этика основывается на следующих положениях: 1) наивысшая производительность и прибыль не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды; 2) конкуренция должна осуществляться по честным правилам; 3) созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы исключить появление деклассированных слоев населения; 4) техника должка служить человеку, а не человек технике; 5) разумные формы участия служащих в делах предприятия не только увеличивают желание трудиться лучше, но и развивают чувство ответственности; 6) экономика в отличие от религии ориентирована не на нравственное регулирование, а на распределение материальных благ, однако она везде, где это диктуется общественными интересами, должна подчиняться действующим моральным кормам. В современном обществе существуют две основные позиции относительно деловой этики: 1) позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм) — в бизнесе этика не нужна, роль бизнеса исключительно экономическая. Прагматики стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», не относящиеся к делу проблемы. Для предпринимателей, стоящих па позиции делового макиавеллизма, основной целью является максимизация прибыли любыми доступными средствами. Крайним случаем неэтичного поведения бизнесмена является нарушение закона. 2) позиция соблюдения этических норм — это более цивилизованный подход, так как предпринимательская организация (предприниматель) является компонентом общества и, утверждая этические нормы у себя, она в то же время способствует их распространению и в макросреде (социуме). А чем благополучнее этическая атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для бизнеса. Неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или Социальными, нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды. Структурообразующие компоненты деловой этики: 1. Честность и порядочность в деловых отношениях. Обман не может служить основой нормального экономического процесса. Каждый предприниматель подвергается искушению соблюдать моральные нормы чуть-чуть в меньшей степени, чем его конкуренты, — не настолько, чтобы выйти за пределы морального кодекса, но настолько, чтобы получить преимущества и сохранить конкурентоспособность. Предпринимателю приходится балансировать на грани морально и юридически дозволенного. Всякий обман в бизнесе может принести лишь временное вознаграждение, недобросовестность при заключении сделки оборачивается против самих же недобросовестных, так как с ними перестают иметь дело. Репутация стоит дорого не только в денежном, но и в социальном и психологическом измерениях. 2. Свобода. Уважение к свободе следует рассматривать как высшую добродетель. Цивилизация движется к индивидуализму, к подлинному раскрепощению человеческой личности. Бизнесмен должен ценить свободу не только своих коммерческих действий, но и своего конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления его интересов. Принцип свободы становится одним из основополагающих во взаимоотношениях с подчиненными. Известно, что компетентные сотрудники обычно свободны и самостоятельны в решении проблем, гордятся своей деятельностью. 3. Бесконфликтность общения. Данный компонент предполагает: 1) Терпимость к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, а также помогает «гасить» конфликтные ситуации в самом их зародыше. Предпринимателю, менеджеру следует развивать в себе чувство самоконтроля эмоций, вырабатывать привычку сдерживаться и не терять самообладания. 2) Тактичность — это, прежде всего, ориентация на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным — это значит в любой ситуации осознавать своего подчиненного, партнера или клиента как самоценную человеческую личность с учётом её бисоциальных характеристик: пола, возраста, национальности, темперамента и т.д. 3) Деликатность — чуткое, тонкое отношение к коллегам, подчиненным, партнерам, к их чувствам. Деликатность — это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и предпринимателям, форма проявления корректности и искренности в общении. Она помогает с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Например, в отдельных случаях, исходя из конкретного поступка и личности провинившегося работника, полезнее отчитать его наедине, чем при всех. Пожилому человеку или женщине достаточно высказать замечание наедине и предельно вежливо, а молодому человеку с норовом или флегматику по натуре полезнее сделать замечание публично и твердо. Особенно важна деликатность при общении с зарубежными служащими или партнерами, чьи обычаи, представления и манеры поведения могут показаться странными. 4) Справедливость — объективная оценка личностно-деловых качеств партнеров, клиентов, подчиненных, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность. Несправедливость по отношению к подчиненным и коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению власти руководителя из фактической в номинальную. Система этических критериев деловых отношений: — система общечеловеческих этических принципов. — система этических принципов конкретной страны. Предпринимательская деятельность всегда осуществляется в рамках общества, выработавшего свои этические принципы и нормы. Деловая этика предпринимателя складывается на основе взаимодействия чисто предпринимательской морали — принцип максимизации прибыли — с моралью общества. — этика поведения определенной профессиональной группы, то есть нормы группового поведения — профессиональные, «цеховые», определяемые корпоративной культурой. — требования и «правила игры», задаваемые конкретной ситуацией. Вся эта система действует с помощью: а) принципа наказания и поощрения в соотнесении с прошлым, настоящим, б) принципа морального выбора, который зависит оттого, определяется ли решение человека в основном внутренними, личностными факторами или внешними, ситуационными (борьба личностных принципов с внешними условиями, личность против ситуации). Поэтому людей можно различать по источнику контроля — внутреннему и внешнему. Больше всего ценится в деловых отношениях личность как устойчивая, предсказуемая этическая индивидуальность. Почти во всех цивилизованных странах создана система охраны и поддержки такого экономического поведения, которое можно определить как предсказуемое, надежное и внушающее доверие.
_____________________________________________________________________
БЛОК ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ____________________________________________________________________
1. Составить конспект согласно плану. 2. Написать эссе. Требования к эссе: объем 3-4стр. Композиция эссе: Проблематизация темы. Задача – анализ и открытая обоснованная личностная оценка конкретной этической проблемы: 1. Проблематизация темы – постановка проблемы и ее обоснование с Вашей точки зрения (Например: «С моей точки зрения, в рамках данной темы актуальной/ наиболее важной/ значимой/ больной…проблемой является… потому что…»). 2. Решения и оценки – какие решения этой проблемы предлагает теория этики бизнеса, какое решение проблемы является, с Вашей точки зрения, оптимальным и почему. 3. Пример – подтверждение заявленных выше позиции собственным этическим анализом конкретного примера. Темы эссе 1. Этика ответственности компании: принципы, проблемы и решения. 2. Репутация компании: принципы, проблемы и решения. 3. Репутация руководителя и ее роль в деловых коммуникациях компании. 4. Репутация сотрудника: ее роль в деловой сфере. 5. Деловая этика в имиджевой практике руководителя. 6. Деловая этика в имиджевой практике компании. 7. Ответственность сотрудника компании. 8. Этика и этикет праздничных мероприятий в корпоративной среде. 9. Этика и этикет порицания в корпоративной среде. 10. Этика и этикет поощрения в корпоративной среде. 11. Деловой этикет корпоративных коммуникаций.
Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Эссе зависит от трёх взаимосвязанных составляющих, таких как: 1. Исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме). 2. Качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы). 3. Аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами). Требования для эссе. Алгоритм написания 1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. 2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи. 3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. 4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. 5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи. 6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции. Памятка при написании эссе: · изучите теоретический материал; · уясните особенности заявленной темы эссе; · продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы; · выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему; · определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции; · составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи. При написании эссе: · напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры; · проанализируйте содержание написанного; · проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного; · внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант. Чего следует избегать при написании эссе: 1. Непонимания сути заявленной темы. 2. Отсутствия структурированности в изложении. 3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы). 4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств). 5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение. 6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом. 7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции. 8. Повторов без необходимости. ПРИМЕР
|
|||
|