![]()
|
|||
Времена года в искусстве и музыкеСтр 1 из 3Следующая ⇒ Времена года в искусстве и музыке Тема времен года всегда была популярна в искусстве и привлекала многие умы и сердца на протяжении столетий и даже тысячелетий. Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу звуками. История музыки знает много знаменитых интерпретаций темы времен года. Эти произведения так и называются - "Времена года". Самые известные из них - цикл концертов Вивальди (1723) и цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876). "Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых часто исполняемых произведений. К каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Концерты этого цикла - это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Самым популярным стал 2-й концерт «Лето» в разных транскрипциях. В полях лениво стадо бродит. От тяжкого, удушливого зноя Страдает, сохнет все в природе, томится жаждой все живое. Кукушки голос звонко и призывно доносится из леса. Нежный разговор Щегол и горлица ведут неторопливо, и теплым ветром напоен простор. Вдруг налетает страстный и могучий борей, взрывая тишины покой. Вокруг темно, злых мошек тучи. И плачет пастушок, застигнутый грозой. От страха, бедный, замирает: бьют молнии, грохочет гром, И спелые колосья вырывает гроза безжалостно кругом. Первая часть. "Изнеможение от жары". Музыка звучит pianissimo. В музыкальной ткани много разрывов, "вздохов", остановок. Далее мы слышим голоса птиц - сначала кукушки, затем щегленка. И вот, первый порыв холодного северного ветра - борея, предвестника грозы. Его изображают все скрипки оркестра, тогда как у альтов и басов "резкие порывы ветра" и просто "разные ветры". Но этот первый порыв проносится, и возвращается настроение истомы от жары. Но и это проходит: остаются одна солирующая скрипка и бас. У скрипки слышатся интонации жалобы. И вновь врывается порыв ветра. Вторая часть замечательно строится на резком контрасте мелодии, олицетворяющей пастушка, его страх перед стихией природы, и грозными раскатами грома приближающейся грозы. Кончается вторая часть затишьем - затишьем перед бурей... Третья часть. И вот буря разражается. Потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммаобразными пассажами и арпеджио, устремляющимися вверх и вниз. Завершается концерт грозным унисоном всего оркестра. Времена года в музыке такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. «Времена года» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.
|
|||
|