|
|||
Тема: Понятие о внимании, памяти и воображении.Тема: Понятие о внимании, памяти и воображении. Внимание - это сосредоточенность и направленность сознания человека на конкретные предметы и явления при отвлечении от всего постороннего, обеспечивающие их четкое отражение. Как правило, состояние внимания проявляется в сенсорных, анемических, мыслительных и двигательных процессах. Физиологически внимание объясняется концентрацией возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении остальных участков коры. Причем очаг оптимальной возбудимости постоянно перемещается с одних участков коры мозга в другие. Более того, внимание возникает лишь на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Генетически первым является внимание, которое Н.Н. Ланге назвал рефлекторным. Примером рефлекторного внимания может быть поворот головы, глаз животного или человека. Подобные рефлекторные движения, совершаемые автоматически, направлены на улучшение условий для восприятия звуков или зрительных образов. Рефлекторное внимание относится к психофизиологическому уровню психики. Рефлекторное внимание является низшей и самой простой формой непроизвольного внимания. При определенных условиях рефлекторное внимание может стать непроизвольным. Например, при встрече с любимым человеком рефлекторные движения навстречу ему мы можем рассматривать как непроизвольное внимание, так как эти движения, хотя и определяются свойствами раздражителя, внешними, физическими чертами любимого человека, в конечном счете являются реакцией на его духовную сущность. Непроизвольное внимание, так же как и рефлекторное, проявляется автоматически, без участия сознания и мобилизуется на физические параметры среды. Такие физические свойства вещей, как их новизна, яркость, контрастность, неожиданность и др., выступают побудительным сигналом к непроизвольному вниманию. Например, красный квадрат быстрее замечается среди серых квадратов; крупный предмет среди маленьких предметов сразу привлекает внимание. Непроизвольное внимание вызывают также те предметы, к которым человек проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение. Так, удивление, восторг, страх и т.п., вызванные конкретным предметом, надолго приковывают внимание человека. Более высокой формой внимания является произвольное внимание. Его можно определить как организованную направленность сознания на объект. Побудительной причиной произвольного внимания выступают уже не физические свойства предметов и явлений, в внутренние психические причины - сознательные волевые усилия личности. Произвольное внимание развилось в процессе трудовой деятельности людей. Дело в том, что в процессе труда человек сосредоточивается прежде всего не на том, что для него представляет интерес и что для него приятно, а на том, что он должен делать. Поэтому возникновение произвольного внимания к конкретному предмету обусловлено постановкой целей деятельности. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности. Внимание характеризуется различными качествами, или свойствами. К ним относятся: объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может отчетливо восприниматься одновременно. Как правило, для взрослого человека объем внимания в среднем составляет 4 - 6 объектов. Основным условием расширения объема внимания является умение группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал. Устойчивость проявляется в длительном удержании внимания на чем-либо. Она зависит от особенностей объекта и активности личности. Чем сложнее объект и менее однообразен, чем сильнее интерес к деятельности, чем важнее и более значима она для человека, тем более длительным и интенсивным будет сосредоточение сознания человека на этой деятельности и ее объектах. Концентрация внимания - это степень сосредоточения сознания на объекте. Максимальная сосредоточенность человека является важным условием его успеха в деятельности. Однако высокая концентрация на одном объекте может привести к трудности распределения и переключения внимания. Распределение внимания - это свойство, с которым связано умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение сразу за несколькими объектами. Во многих профессиях (водитель, летчик, диспетчер, преподаватель и др.) это свойство внимания приобретает особо важное значение. Для эффективного распределения внимания рекомендуют совмещать разные виды деятельности, например умственную и двигательную. Переключение вниманияозначает преднамеренный переход личности от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой. Необходимость переключения внимания может быть обусловлена особенностями протекания самой деятельности, требованиями гигиены умственного труда. Например, учебная деятельность, в процессе которой происходит поэтапное изучение материала, усвоение разных учебных предметов, предполагает смену видов и форм активности студентов, переключение их внимания. Переключение внимания помогает также предотвращать утомление, повышать устойчивость внимания, поддерживать необходимый уровень работоспособности. Внимание - одна из составляющих познавательного процесса. Но, сохраняясь длительно, оно становится уже состоянием. Время превращает его в черту характера и свойство личности. Например, устойчивой личностной особенностью является рассеянность как показатель слабости произвольного внимания. Рассеянность есть неспособность к длительному интенсивному сосредоточению. Она может быть результатом неправильного воспитания ребенка, следствием плохого состояния здоровья, общего расстройства нервной системы, органических заболеваний мозга. Человек с такой чертой характера и свойством личности не может заниматься определенными видами деятельности. Так, рассеянный водитель рано или поздно попадет в беду, совершит дорожно-транспортное происшествие.
Память - отражение прошлого опыта человека, запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прошлого опыта. Без сохранения в памяти прошлого опыта человек был бы вообще не способен ориентироваться в окружающем мире. Память представляет собой сложный и непрерывный процесс запоминания и воспроизведения определенного материала. Запоминание можно определить как процесс закрепления и сохранения в памяти полученных от объектов и явлений впечатлений. Однако в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувства, а только то, с чем человек действует. Иначе говоря, процесс запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание протекает без особых усилий, как бы «само собой». Оно может быть достаточно продуктивным, если запоминаемый материал требует активного понимания или имеет для человека важное жизненное значение, вызывает у него определенный интерес и эмоции. Учебная деятельность основана на произвольном запоминании разнообразных знаний, умений, навыков. Произвольное запоминание есть результат специальных анемических действий, таких как ориентировка во всем материале, вычленение в нем определенных смысловых единиц, установление связей между ними. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием. Оно может осуществляться либо механически, либо логически. Механическое запоминание представляет собой заучивание частей материала без осмысления связи между ними. Механически заучив тот или иной материал, учащийся способен его пересказать, но ответить на вопросы экзаменатора по содержанию заученного, как правило, не может, ибо не продумал то, что учил. Обычно механически запоминают материал тогда, когда не понимают его или ленятся его осмыслить. Механическое запоминание учебного материала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний и требует значительного времени. Экспериментальные исследования показывают, что важнейшим и непременным условием логического запоминания является понимание. По своему опыту каждый знает, как трудно выучить доказательство теоремы, если оно непонятно. Понятное запоминается быстрее и прочнее, потому что содержательно ассоциируется с уже освоенными ранее знаниями. Улучшает понимание материала воспроизведение, особенно своими словами. Различают следующие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. По продолжительности закрепления и сохранения материала вычленяют кратковременную, долговременную и оперативную память. Кратковременная память характеризуется мгновенным сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия и немедленным ее воспроизведением. Для долговременной памятисвойственно длительное хранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. В ведении оперативной памяти находится материал, поступающий как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в разных типах памяти. Одни люди отличаются наглядно-образным типом: особенно хорошо они запоминают предметы, изображения, цвета, звуки, лица и т.п. Других можно отнести к словесно-отвлеченному типу: они лучше запоминают словесно-абстрактный материал - понятия, определения, словесные формулировки, числа и т.д. В зависимости от содержания запоминаемого материала различают также двигательный, зрительный и слуховойтипы памяти. Однако «чистые» типы памяти встречаются редко, поэтому чаще всего говорят о смешанном типе: зрительно-двигательном, зрительно-слуховом и др. Индивидуальные различия памяти обусловлены индивидуальными особенностями личности и спецификой ее деятельности. Например, у художника исключительно сильно развита зрительная память, а у музыканта - слуховая.
Одной из отличительных особенностей творческой активности личности является способность преобразовывать непосредственно данное в конкретно-образной форме, создавая из обычных впечатлений необычные комбинации. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи есть воображение. Воображение во многом зависит от восприятий того, что в данный момент действует на человека, а также от представлений того, что воздействовало на него раньше. По своей природе воображение тесно связано с мышлением. Кай и в мышлении, в воображении осуществляется опережающее отражение действительности. Важнейшее назначение воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, что еще не существует. В зависимости от того, выступает воображение условием творческой активности личности или, напротив, является заменой всякой деятельности, различаютвиды воображения: активный и пассивный. Если человек в своем воображении намечает программы поведения, которые не могут быть осуществлены, то мы имеем дело с пассивным видом воображения. Пассивное воображение может быть непреднамеренным, например, при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение называетсягрезами. Это беспредметные, оторванные от жизни образы и представления. В них человек сполна удовлетворяет все те потребности, реализовать которые он не способен в настоящей жизни. Посредством пассивного воображения человек пытается скрыться от неразрешимых проблем, уйти от тяжелых, безрадостных условий своей реальной жизни. Активное воображение проявляется как воссоздающее и как творческое. Воссоздающая форма активного воображения заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или изображением. Например, при чтении исторических книг с помощью воображения мы воссоздаем то, что в них отображено. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивным воображением, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Терминфантазия выступает в качестве синонима термина «воображение». Однако отождествлять эти понятия не следует. Дело в том, что если воображение всегда связано с реальностью, ориентировано на нее и оперирует образами, то фантазия, как правило, использует образы-символы, которые сознательно гипертрофируют, извращают действительность. Все элементы, из которых складывается вымысел, взяты из жизни, из прошлого опыта. Агглютинация является наиболее элементарной формой синтезирования образов. Она предполагает соединение различных, в повседневной жизни не сочетаемых качеств и свойств предметов и явлений. Так, путем агглютинации строятся такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и многие другие. Возможными путями создания образов воображения являются также гиперболизация, подчеркивание каких-либо признаков, ассоциации. Гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, изменением количества его частей. Примерами гиперболизации могут служить сказочные образы великана, Дюймовочки, Змея-Горыныча с тремя головами. Различного рода дружеские шаржи или карикатуры создаются благодаря заострению, подчеркиванию тех или иных признаков объектов. Что касается ассоциаций, то механизм ассоциаций по сходству, смежности или контрасту в творческом процессе сохраняется, но отбор возникающих представлений определяется потребностями и мотивами творчества, подчиняется тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые в данный момент преобладают в психике творческой личности. Далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает особую форму, которая называется мечтой. Мечта - это образы желаемого будущего, не воплощаемые непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта вдохновляет человека, помогает ему бороться с трудностями жизни, дает возможность загнуть вперед. Но мечта может вызвать энтузиазм и привести к цели только в том случае, если она реально выполнима. Мечта является элементом научного предвидения. Деятельность воображения может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремленных поисков ученого. К непроизвольной деятельности воображения можно отнести сновидения. Правда, они нередко детерминируются заданной в состоянии бодрствования целью: таковы известные примеры решения научных задач во сне. Воображение занимает центральное место в процессе художественного творчества. Однако без развитого воображения немыслимо и научное творчество. Роль воображения в науке заключается в том, что оно позволяет преобразовывать закрепленную научными традициями парадигму, приучившую видеть вещи определенным образом, и видеть их по-новому.
|
|||
|