Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Понятие о внимании, памяти и воображении.



Тема: Понятие о внимании, памяти и воображении.

Внимание - это сосредото­ченность и направленность сознания человека на конкретные пред­меты и явления при отвлечении от всего постороннего, обеспечи­вающие их четкое отражение. Как правило, состояние внимания проявляется в сенсорных, анемических, мыслительных и двигатель­ных процессах.

Физиологически внимание объясняется концентрацией возбу­ждения в определенных участках коры головного мозга при одно­временном торможении остальных участков коры. Причем очаг оптимальной возбудимости постоянно перемещается с одних уча­стков коры мозга в другие. Более того, внимание возникает лишь на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Генетически первым является внимание, которое Н.Н. Ланге на­звал рефлекторным. Примером рефлекторного внимания может быть поворот головы, глаз животного или человека. Подобные реф­лекторные движения, совершаемые автоматически, направлены на улучшение условий для восприятия звуков или зрительных обра­зов. Рефлекторное внимание относится к психофизиологическому уровню психики. Рефлекторное внимание является низшей и самой простой фор­мой непроизвольного внимания. При определенных условиях рефлекторное внимание может стать непроизвольным. Например, при встрече с любимым человеком рефлекторные движения на­встречу ему мы можем рассматривать как непроизвольное внима­ние, так как эти движения, хотя и определяются свойствами раз­дражителя, внешними, физическими чертами любимого человека, в конечном счете являются реакцией на его духовную сущность.

Непроизвольное внимание, так же как и рефлекторное, проявля­ется автоматически, без участия сознания и мобилизуется на фи­зические параметры среды. Такие физиче­ские свойства вещей, как их новизна, яркость, контрастность, не­ожиданность и др., выступают побудительным сигналом к непро­извольному вниманию. Например, красный квадрат быстрее заме­чается среди серых квадратов; крупный предмет среди маленьких предметов сразу привлекает внимание. Непроизвольное внимание вызывают также те предметы, к которым человек проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение. Так, удивление, восторг, страх и т.п., вызванные конкретным предметом, надолго приковы­вают внимание человека.

Более высокой формой внимания является произвольное внима­ние. Его можно определить как организованную направленность сознания на объект. Побудительной причиной произвольного вни­мания выступают уже не физические свойства предметов и явле­ний, в внутренние психические причины - сознательные волевые усилия личности. Произвольное внимание развилось в процессе трудовой деятельности людей. Дело в том, что в процессе труда че­ловек сосредоточивается прежде всего не на том, что для него пред­ставляет интерес и что для него приятно, а на том, что он должен делать. Поэтому возникновение произвольного внимания к кон­кретному предмету обусловлено постановкой целей деятельности. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен из­бирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осущест­влять задачи, возникающие в деятельности.

Внимание характеризуется различными качествами, или свой­ствами. К ним относятся: объем, устойчивость, концентрация, рас­пределение и переключение внимания.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может отчетливо восприниматься одновременно. Как правило, для взрослого человека объем внимания в среднем составляет 4 - 6 объ­ектов. Основным условием расширения объема внимания являет­ся умение группировать, систематизировать, объединять по смыс­лу воспринимаемый материал.

Устойчивость проявляется в длительном удержании внимания на чем-либо. Она зависит от особенностей объекта и активности личности. Чем сложнее объект и менее однообразен, чем сильнее интерес к деятельности, чем важнее и более значима она для чело­века, тем более длительным и интенсивным будет сосредоточение сознания человека на этой деятельности и ее объектах.

Концентрация внимания - это степень сосредоточения созна­ния на объекте. Максимальная сосредоточенность человека явля­ется важным условием его успеха в деятельности. Однако высокая концентрация на одном объекте может привести к трудности рас­пределения и переключения внимания.

Распределение внимания - это свойство, с которым связано уме­ние одновременно выполнять несколько действий или вести наблю­дение сразу за несколькими объектами. Во многих профессиях (во­дитель, летчик, диспетчер, преподаватель и др.) это свойство вни­мания приобретает особо важное значение. Для эффективного рас­пределения внимания рекомендуют совмещать разные виды дея­тельности, например умственную и двигательную.

Переключение вниманияозначает преднамеренный переход лич­ности от одного объекта к другому, от одной деятельности к дру­гой. Необходимость переключения внимания может быть обуслов­лена особенностями протекания самой деятельности, требования­ми гигиены умственного труда. Например, учебная деятельность, в процессе которой происходит поэтапное изучение материала, ус­воение разных учебных предметов, предполагает смену видов и форм активности студентов, переключение их внимания. Переклю­чение внимания помогает также предотвращать утомление, повы­шать устойчивость внимания, поддерживать необходимый уровень работоспособности.

Внимание - одна из составляющих познавательного процес­са. Но, сохраняясь длительно, оно становится уже состоянием. Время превращает его в черту характера и свойство личности. Например, устойчивой личностной особенностью является рассе­янность как показатель слабости произвольного внимания. Рассе­янность есть неспособность к длительному интенсивному сосре­доточению. Она может быть результатом неправильного воспита­ния ребенка, следствием плохого состояния здоровья, общего рас­стройства нервной системы, органических заболеваний мозга. Человек с такой чертой характера и свойством личности не мо­жет заниматься определенными видами деятельности. Так, рассе­янный водитель рано или поздно попадет в беду, совершит дорож­но-транспортное происшествие.

 

Память - отражение прошлого опыта человека, запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содер­жанием прошлого опыта. Без сохранения в памяти прошлого опы­та человек был бы вообще не способен ориентироваться в окружаю­щем мире. Память представляет собой сложный и непрерывный процесс запоминания и воспроизведения определенного материала.

Запоминание можно определить как процесс закрепления и со­хранения в памяти полученных от объектов и явлений впечатлений. Однако в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши ор­ганы чувства, а только то, с чем человек действует. Иначе говоря, процесс запоминания определяется мотивами, целями и способа­ми деятельности личности. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают непроиз­вольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание протекает без особых усилий, как бы «само собой». Оно может быть достаточно продуктивным, если запоминаемый материал требует активного понимания или имеет для человека важное жизненное значение, вызывает у него определенный интерес и эмоции.

Учебная деятельность основана на про­извольном запоминании разнообразных знаний, умений, навыков. Произвольное запоминание есть результат специальных анемиче­ских действий, таких как ориентировка во всем материале, вычле­нение в нем определенных смысловых единиц, установление свя­зей между ними. Специально организованное произвольное запо­минание называется заучиванием. Оно может осуществляться либо механически, либо логически.

Механическое запоминание представляет собой заучивание час­тей материала без осмысления связи между ними. Механически заучив тот или иной материал, учащийся способен его пересказать, но ответить на вопросы экзаменатора по содержанию заученного, как правило, не может, ибо не продумал то, что учил. Обычно меха­нически запоминают материал тогда, когда не понимают его или ленятся его осмыслить. Механическое запоминание учебного ма­териала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний и требует значительного времени.

Экспериментальные исследования показывают, что важнейшим и непременным условием логического запоминания является пони­мание. По своему опыту каждый знает, как трудно выучить доказа­тельство теоремы, если оно непонятно. Понятное запоминается быстрее и прочнее, потому что содержательно ассоциируется с уже освоенными ранее знаниями. Улучшает понимание материала вос­произведение, особенно своими словами. Различают следующие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.

По продолжительности закрепления и сохранения материала вычленяют кратковременную, долговременную и оперативную па­мять. Кратковременная память характеризуется мгновенным со­хранением информации после однократного непродолжительного восприятия и немедленным ее воспроизведением. Для долговремен­ной памятисвойственно длительное хранение материала после мно­гократного его повторения и воспроизведения. В ведении опера­тивной памяти находится материал, поступающий как из кратко­временной, так и из долговременной памяти.

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в раз­ных типах памяти. Одни люди отличаются наглядно-образным ти­пом: особенно хорошо они запоминают предметы, изображения, цвета, звуки, лица и т.п. Других можно отнести к словесно-отвле­ченному типу: они лучше запоминают словесно-абстрактный ма­териал - понятия, определения, словесные формулировки, числа и т.д. В зависимости от содержания запоминаемого материала раз­личают также двигательный, зрительный и слуховойтипы памяти. Однако «чистые» типы памяти встречаются редко, поэтому чаще всего говорят о смешанном типе: зрительно-двигательном, зритель­но-слуховом и др.

Индивидуальные различия памяти обусловлены индивидуальны­ми особенностями личности и спецификой ее деятельности. Напри­мер, у художника исключительно сильно развита зрительная па­мять, а у музыканта - слуховая.

 

Одной из отличительных особенностей творческой активности личности является способность преобразовывать непосредствен­но данное в конкретно-образной форме, создавая из обычных впечатлений необычные комбинации. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи есть воображение. Воображение во многом зависит от восприятий того, что в данный момент действует на человека, а также от представлений того, что воздействовало на него раньше.

По своей природе воображение тесно связано с мышлением. Кай и в мышлении, в воображении осуществляется опережающее отражение действительности. Важнейшее назначение воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, что еще не существует.

В зависимости от того, выступает воображение условием твор­ческой активности личности или, напротив, является заменой вся­кой деятельности, различаютвиды воображения: активный и пас­сивный.

Если человек в своем воображении намечает программы поведе­ния, которые не могут быть осуществлены, то мы имеем дело с пас­сивным видом воображения. Пассивное воображение может быть непреднамеренным, например, при ослаблении деятельности созна­ния, во сне, при патологических расстройствах сознания. Предна­меренное пассивное воображение называетсягрезами. Это беспред­метные, оторванные от жизни образы и представления. В них чело­век сполна удовлетворяет все те потребности, реализовать которые он не способен в настоящей жизни. Посредством пассивного вооб­ражения человек пытается скрыться от неразрешимых проблем, уйти от тяжелых, безрадостных условий своей реальной жизни.

Активное воображение проявляется как воссоздающее и как творческое. Воссоздающая форма активного воображения заклю­чается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или изображением. Например, при чтении исторических книг с помощью воображения мы воссозда­ем то, что в них отображено.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, ка­кие виды воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, пре­обладает над пассивным воображением, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Терминфантазия выступает в качестве синонима термина «во­ображение». Однако отождествлять эти понятия не следует. Дело в том, что если воображение всегда связано с реальностью, ориенти­ровано на нее и оперирует образами, то фантазия, как правило, ис­пользует образы-символы, которые сознательно гипертрофиру­ют, извращают действительность.

Все элементы, из которых складывается вымысел, взяты из жизни, из прошлого опыта. Агглютинация является наиболее элементарной формой синтезирования образов. Она предполагает соединение различ­ных, в повседневной жизни не сочетаемых качеств и свойств пред­метов и явлений. Так, путем агглютинации строятся такие сказоч­ные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и многие другие.

Возможными путями создания образов воображения являются также гиперболизация, подчеркивание каких-либо признаков, ас­социации.

Гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшени­ем предмета, изменением количества его частей. Примерами гипер­болизации могут служить сказочные образы великана, Дюймовоч­ки, Змея-Горыныча с тремя головами. Различного рода дружеские шаржи или карикатуры создаются благодаря заострению, подчер­киванию тех или иных признаков объектов. Что касается ассоциа­ций, то механизм ассоциаций по сходству, смежности или контра­сту в творческом процессе сохраняется, но отбор возникающих представлений определяется потребностями и мотивами творчест­ва, подчиняется тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые в дан­ный момент преобладают в психике творческой личности.

Далеко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает особую форму, которая называется мечтой. Мечта - это образы желаемого будущего, не воплощаемые непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта вдохновляет человека, помогает ему бороться с трудностями жизни, дает возможность за­гнуть вперед. Но мечта может вызвать энтузиазм и привести к цели только в том случае, если она реально выполнима. Мечта явля­ется элементом научного предвидения.

Деятельность воображения может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремленных поисков ученого. К непроизвольной деятельно­сти воображения можно отнести сновидения. Правда, они нередко детерминируются заданной в состоянии бодрствования целью: та­ковы известные примеры решения научных задач во сне.

Воображение занимает центральное место в процессе художе­ственного творчества. Однако без развитого воображения немыс­лимо и научное творчество. Роль воображения в науке заключает­ся в том, что оно позволяет преобразовывать закрепленную науч­ными традициями парадигму, приучившую видеть вещи определен­ным образом, и видеть их по-новому.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.