Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОУ « Петропавловская СОШ». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ). Подготовила учитель: Ирумбаева З.Ж.. Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Г. А. Цукерман).



             МОУ « Петропавловская СОШ»

                       (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

                                       Подготовила учитель: Ирумбаева З.Ж.

                            РМО 2020

«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»

(Г. А. Цукерман).

 

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном образовательном учреждении - обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Эти формы работы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.

При применении в обучении интерактивных технологий ученик максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует своё поведение. Интерактивные технологии повышают заинтересованность учащихся к предмету, развивают творчество, учат работать с различными источниками знаний, в какой-то степени снимают нагрузки учащихся домашними заданиями, расширяют кругозор.

 

В рамках урока интерактивную модель можно внедрить при помощи следующих интерактивных технологий.

Форма работы Зона применения
Работа в парах Уроки всех типов. Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового материала.
2. Работа в малых группах Комбинированные уроки. Уроки ознакомления с новым материалом. Уроки обобщения знаний. Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым материалом, этапы обобщения знаний.
3. Игровое сотрудничество Уроки всех типов. Этапы формирования устойчивых умений.

Виды интерактивных технологий.

«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

· Метод «Аквариум» Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка.

· Игру «Продолжи».

       Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при

составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).

Охота за сокровищами.

(Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.)

Следующий вид работы «Снежный ком».

       Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

       В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

       Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на

заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

       Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали

сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части

задания (как зубцы одной пилы).

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Деятельность учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами:

1. организует

2.  контролирует

  1. предлагает участникам разные варианты решений

4. выступает в роли наставника или источника информации

оценивает работу учеников

А вот чего не следует делать учителю, который организовывает групповую работу:

· сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

· воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

· уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

· исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

· оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

· нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

· нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

· не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

· и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, отвечать на вопросы.

Плюсы и минусы.

Безусловно, интерактивные технологии имеют немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Хочу подробнее остановиться на парной работе и на работе в паре сменного состава.

Эту работу начинаю с 1 класса.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

1

Обучение грамоте.

Составить звуковую схему слова:

Каждая пара получает разные слова и эталон для проверки схемы.

Посоветуйтесь в паре и дайте правильную характеристику каждому звуку, обозначьте его соответствующим цветом.

Когда дети готовы они поднимают руки, соединив ладошки.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).       Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

 -Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

- Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.

-Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

              Работа в паре сменного состава

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. В первом классе я учила работать детей в парах постоянного состава. После того, как ребята научились работать в постоянных парах, перешла к обучению общению в парах сменного состава. Используется механизм смены пар, условно названный «ручеёк». В «ручейке» смена пар происходит внутри одного ряда, где работают 6 учеников. Для этой работы необходимо заготовить к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга.

При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Работа в парах сменного состава: 1 участник каждой пары выходят к доске и выполняют задания у доски . 2 участник пары приступает к выполнению задания на своём этапе. Когда работа завершена, он проверяет себя по эталону и оценивает себя на оценочном листе и теперь он в роли учителя. 1 участник приступает к выполнению задания, задание выполнено 2 участник поверяет правильность выполнения и оценивает своего товарища. Теперь происходит смена состава 1 участник в роли учителя, а участник другой пары в роли ученика и смена участников продолжается до тех пор пока не будут пройдены все этап

       Такую форму работы можно использовать на уроках закрепления изученной темы, когда отрабатываются умения учащихся, время работы: 10-15 минут.

       На уроках математики работу в ПСС при переходе «ручейком» применяю при изучении тем «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», «Внетабличное умножение и деление чисел», «Приёмы письменного сложения и вычитания», «Приёмы письменного умножения и деления», т. е. тогда, когда требуется отработать определённые умения и навыки.

       Ребята, поочерёдно выступая то в роли «учителя», то в роли «ученика», решают примеры с объяснением, проверяют друг друга, при необходимости оказывают помощь.

       Обычно у учителя недостаточно времени за один урок выслушать объяснение решения примера у каждого ученика, что так необходимо на начальном этапе формирования навыка. При такой форме работы каждый ученик имеет возможность неоднократно прокомментировать вслух решение.

Фрагмент урока.

Схема - конспект урока

Тема урока: Обобщение по теме предложение.

Класс: 3 класс

Предмет: Русский язык.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Педагогические задачи: создать условия для развития познавательной деятельности, общения в парах, обобщить знания по теме «Предложение»

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение различать и понимать понятия – «Виды предложений по цели высказывания», «Главные члены предложения», «простое и сложное предложение», умение выполнять разбор предложений по членам.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы ;

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной

задачей , осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной оценки;

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности, строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия.

                                   Ход урока.

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок. Вы много узнали о том, что такое «Предложение». На уроке мы заполним листы достижений по теме.

Работать будем в парах сменного состава.

Каждый из вас выступит в роли и ученика и в роли учителя.

Все по очереди будут учить каждого, и каждый всех.

Каждый из вас отвечает не только за свои знания, но и за знания товарищей.

В оценочных листах, после выполнения задания, следует самому оценить свою работу и выставить оценку товарищу.

Подпишите оценочные листы.

 Те ребята, у кого на столах лежат конверты, могут приступить к работе, остальные - выходите к доске.

Учащиеся приступают к выполнению заданий.

Остальные выходят к доске.

Составьте 3 сложных предложения, подберите, если нужно союз для соединения простых предложений в сложное.         

Карточки для работы в парах сменного состава. ( На каждом этапе конверт с заданиями, где есть карточка- эталон, по которой ребята проверяют себя, а потом своего товарища)

Карточка эталон для проверки

1 этап.

                       Предложения по цели высказывания бывают:

  Повествовательные Предложения, в которых о чём – либо сообщается (повествуется). В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак. Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.
  Вопросительные Предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. Папа Карло, а где твоя куртка?
   Побудительные Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют). В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак. Завтракайте, пожалуйста, спокойно.

 

Дополни правила. Приведи примеры.

                       Предложения по цели высказывания бывают:

     
       
     

Карточка эталон для проверки.

2 этап

 

Главные члены предложения.

  Второстепенные члены предложения.
  Подлежащее.   Сказуемое.  
Обозначает,  о ком или о чём говорится в предложении.   Обозначает, что говорится о подлежащем.   Поясняют главные и другие члены предложения.  
Отвечает на вопросы: кто? или что?   Отвечает на вопросы:  что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?     Отвечает на вопросы:  кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? какой? какая? где? куда? как? откуда? когда?  

 

Составляют основу предложения.

 

 

 

 

Главные члены предложения.

  Второстепенные члены предложения.
         
           
           

 

Составляют основу предложения.

 

 

3 этап. Дополни схему, приведи примеры.

                                                                                             

 

 

 

 

 

Оценочный лист:

этапы оцени себя Оценка товарища
   
   
   

 

Применение на уроках в начальной школе интерактивных методов обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения.

Таким образом, интерактивное обучение в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, даёт возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, за счет обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.