|
|||
Рисунок 1
Требования ФГОС третьего поколения обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: - формирования общих и профессиональных компетенций; - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; - углубления и расширения теоретических знаний; - формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу; - развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развития исследовательских умений. Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) студентов является составной частью образовательной программы и составляет 25-33% от объема времени самостоятельной работы, предусмотренного учебным планом по дисциплине. ВСР должна сопровождаться методическим обеспечением: списком основной и дополнительной литературы по дисциплине; электронной библиотекой; информационными ресурсами сети Интернет; методическими указаниями по организации и выполнению работы, разработанными преподавателем. Виды ВСР студентов достаточно разнообразны: 1) Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы. 2) Решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, составление задач. 3) Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров. 4) Подготовка к участию в научно-практических конференциях, к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании. 5) Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем. 6) Подготовка графических диктантов, кроссвордов. 7) Разработка сценариев деловых игр. 8) Изготовление наглядных пособий, макетов, плакатов. 9) Выполнение исследовательской работы. 10) Работа со словарем, справочником. 11) Поиск необходимой информации через Интернет. 12) Конспектирование источников. 13) Составление аннотаций, рецензий, отзывов к прочитанным литературным источникам. 14) Составление и разработка словаря (глоссария). 15) Составление хронологической таблицы. 16) Ведение дневника наблюдений. 17) Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме. 18) Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты). 19) Выполнение творческих заданий. 20) Проведение опыта и составление отчета по нему. 21) Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. 22) Изучение инструкционной и технологической карты. 23) Самостоятельная разработка технологической карты. 24) Составление тестов. 25) Составление диаграмм, схем, графиков, таблиц. 26) Задания на упорядочение информации. 27) Познавательные задания: с недостаточными условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе; с избыточными условиями, в которых требуется выбрать только то, что нужно; с несколькими вариантами решения (выбирается оптимальный вариант). 28) Графические задания, чертежи, схемы. 29) Описание процесса работы, принципа действия. 30) Составление плана и т.д.
Все ВСР (кроме наглядных пособий, макетов, плакатов, аудио - и видеозаписей) имеют графическое или текстовое оформление. В зависимости от вида ВСР оформление может быть различаться.
Если работы небольшие по объему, то они выполняются на отдельных листах формата А4 (белых или в клетку) с внутренней рамкой и основной надписью в нижней части листа, предусмотренной службой стандартизации ГБПОУ ЛО «СИТ» (рисунок 1). Записи в основной надписи выполняются чертежным шрифтом типа Б с наклоном 75 градусов карандашом, или с помощью компьютера. Подписи студента и преподавателя выполняются пастой. Отметка ставится только цифрой (без расшифровки). Номер и наименование работы записываются по центру, без точки в конце. ВСР должны иметь нумерацию, но без указания знака №. Наименование работы записывается без кавычек, без слова «тема». Переносы слов и подчеркивания в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Все отчеты по ВСР студентов вместе с титульным листом помещаются в папку- скоросшиватель в порядке возрастания номеров работ. Титульный лист выполняется по утвержденному образцу с внутренней рамкой, выполненной на расстоянии 20 миллиметров от левого края и на расстоянии 5 миллиметров от правого, верхнего и нижнего краев листа черными чернилами, пастой или тушью. При выполнении лабораторных и (или) практических работ по той же дисциплине, отчеты ВСР могут находиться не в отдельной папке, а вместе с лабораторными и (или) практическими работами в конце. При этом отдельного титульного листа для ВСР делать не нужно.
Рисунок 1
Если ВСР по дисциплине выполняется на нескольких листах (реферат, доклад, исследовательская работа и др.), то листы должны иметь только внутреннюю рамку, а сама работа – титульный лист. На первом листе работы указывается вид и наименование ВСР (а не на титульном листе).
Если студенты выполняют презентацию, то первым слайдом должен быть титульный лист.
При необходимости ВСР можно выполнять в тетради (например, по русскому языку использование тетради в линейку или для решения задач использование тетради в клетку). В этом случае на обложку тетради должен быть наклеен титульный лист утвержденного образца.
Образцы титульных листов утверждены службой стандартизации ГБПОУ ЛО «СИТ».
Критериями оценки результатов ВСР студента являются: – уровень освоения студентом учебного материала; – умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; – сформированность общих и профессиональных компетенций; – обоснованность и четкость изложения ответа; – оформление материала в соответствии с требованиями.
Для оценивания выполненной ВСР преподавателям необходимо разработать конкретные критерии оценки ВСР по преподаваемой дисциплине.
|
|||
|