|
|||
Средства передвижения обеспечивают незрячим и частичновидящим доступность, безопасность и самостоятельность в передвижении, ориентировке в пространстве.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тифлотехника - отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения. В переводе с греческого языка слово тифлос означает слепой. Тифлотехника - техника для слепых. К ней могут относиться простейшие приспособления, приборы и очень сложные аппараты, цель которых одна — заменить визуальный (зрительный) контроль другими видами чувствительности. Таким образом, тифлотехника является одним из мощных факторов компенсации дефекта зрения. Одной из основных функций тифлотехники является создание для незрячего человека возможностей получения более полной информации о мире, в котором он живет, и использование ее для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни в обществе. Компенсация зрительной недостаточности осуществляется, главным образом, за счет использования сохранных анализаторов. Такими мощными средствами являются осязание и слух, наименее страдающие от нарушения зрения. Поэтому в истории тифлотехники наблюдается основной путь в решении этой проблемы – перекодирование зрительной информации в осязательную и слуховую. Знание этого и лежит в основе создания всех тифлотехнических средств для незрячих, которые необходимы для коррекции и компенсации нарушений зрения. Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем: 1. уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения; 2. создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых; 3. расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве; 4. сделать их труд высокопроизводительным и экономически эффективным; 5. облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха. Разработка тифлотехнических устройств базируется как на общих инженерно-психологических основах проектирования средств отображения и вывода информации, так и с учетом естественных возможностей компенсации, коррекции и восстановления нарушенных или недоразвитых функций у слепых и слабовидящих. Основными принципами разработки тифлотехнических устройств являются: 1) замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации; 2) усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора; 3) рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Тифлотехнические средства подразделяются на: 1. бытовые; 2. учебные; 3. технические средства Благодаря тифлотехническим средствам расширяются реальные возможности участия незрячих в различных сферах социокультурной жизни, в образовательной и профессиональной деятельности. В образовательной деятельности перечисленные средства используются детьми с нарушениями зрения как на учебных занятиях, так и на коррекционно-развивающих, предусмотренных учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения. 1. Бытовые тифлотехнические средства, преследующие расширение познавательной деятельности слепых и слабовидящих в бытовых условиях и представляющие собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития - проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным увеличением: 1. Прибор-подставка «Сигма»,предназначен для чтения плоского текста людьми с ослабленным зрением. Он способствует улучшению условий чтения книг, журналов, и других печатных изданий и рукописных текстов. Прибор «Сигма», имея три степени свободы, позволяет установить лицевую панель с текстом в удобное для глаз положение. Это в свою очередь уменьшает утомляемость, что необходимо для людей со сниженным зрением. Три степени изменения положения панели прибора предназначены: · Первая степень - для горизонтального перемещения (от себя на себя); · Вторая степень - для вертикального перемещения, учитывающая рост пользователя; · Третья степень - для наклона панели. Прибор «Сигма» оснащен индивидуальным люминесцентным светильником с выключателем. Светильник предназначен для использования в качестве дополнительного источника света в общем освещении помещения; - Средства передвижения обеспечивают незрячим и частичновидящим доступность, безопасность и самостоятельность в передвижении, ориентировке в пространстве. В целях облегчения ориентировки в пространстве разработаны: - специальные трости (длинные, складные, опорные, лазерные и т.д.); - системы для ориентации – локаторы лазерные, световые, принцип действия которых основан на отражении волн, посылаемых прибором от препятствия; - различные электронные приборы со звуковой или тактильной сигнализацией; - портативный прибор «Ориентир»,который разрабатывает и серийно выпускает предприятие ООО «Луч тифлотехники» (Россия). Он предназначен для построения на плоскости различных планов местности, маршрутов движения, планов зданий и часто посещаемых помещений административных зданий, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур и т.д. Прибор состоит из металлических пластин (полей построения), магнитных элементов (фигур), магнитных полос и металлических скобок. Каждая пластина имеет два цвета, поэтому поле построения можно делать как разноцветным, так и одноцветным, в зависимости от поставленной цели. Поле построения формируется на горизонтальной поверхности посредством соединения пластин. Форма и размер поля определяется пользователем. Каждый элемент прибора может выполнять различные функции. Например: большой белый прямоугольник может быть представлен в качестве этажа дома или в качестве стола в комнате; домик может быть представлен в качестве сельского или дачного домика, или в качестве торгового павильона. Выбор функций элементов прибора зависит от поставленной цели пользователем. Все элементы прибора - магнитные, поэтому они достаточно хорошо держатся на поле построения. Магнитные полосы предназначены для построения маршрутов движения (дом - магазин), (дом - поликлиника), причем, проезжие дороги можно обозначать широкими полосами, а тротуары - узкими. Эти полосы используются в качестве обозначения контуров зданий, квартир, комнат и т.д. При необходимости, узкие полосы соединяются металлическими скобками. - электронный компас "Пеленг-01" Прибор предназначен для облегчения пространственной ориентации при самостоятельном перемещении по открытому пространству, лишенному локальных ориентиров. Для определения направления геомагнитных линий используются электронные датчики магнитного поля. Информация предоставляется пользователю в виде тональных сигналов через встроенный динамик или через головной телефон, подключаемый к разъему на корпусе прибора. Прибор работает в двух режимах: "поиск севера" и "удержание на курсе". Прибор питается от встроенного аккумулятора и при средних реальных потребностях пользователя позволяет обходиться без подзарядки около 1 месяца. Технические характеристики компаса: чувствительность к отклонению от курса (при вертикальном положении корпуса прибора) от 5 до 25 градусов; шаг установки чувствительности 5 градусов; диапазон частот информационного звукового сигнала 250-3000 Гц. Общее время непрерывной автономной работы после полной зарядки аккумулятора: в режиме удержания курса не менее 10 часов; в режиме поиска севера не менее 5 часов. Время зарядки аккумулятора 10-12 часов. Вес прибора (без зарядного устройства) не более 150 г. Настройки точности сохраняются при выключении прибора. - Средства культурно-бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и навыков самообслуживания незрячих учащихся, повышают их качество, способствуют развитию самостоятельности названной категории учащихся. Для самообслуживания используются такие тифлотехнические средства культурно-бытового и хозяйственного назначения как: - говорящий бытовой безмен «Сонар-Б1» (прибор предназначен для взвешивания грузов до 10 кГ в домашних или полевых условиях); - рулетка с речевым выводом VOX-Tape;
|
|||
|