|
|||
Конец 1 части 1 Главы
ВВЕДЕНИЕ Каждый из нас имеет своё видение понимания жизни. Свой опыт, проецируемый на события настоящего и на планы в будущем. Социальное окружение, род профессиональной деятельности, значимые события в судьбе каждого человека и общества в целом, являются той постоянно воздействующей на человека средой, оказывающей определяющее влияние на направление и характер развития личности самого человека. Но и человек, имея свободу выбора и волю к принятию решений, определяющих направление и характер своего развития, тоже способен значительно влиять на окружающий его мир. От того, насколько глубоко и полно человек будет понимать суть событий и процессов в жизни своей и своей семьи, населённого пункта, общества и страны в целом, зависит качество и безошибочность (относительно выбранной цели) принимаемых им решений. Следовательно, качество развития окружающего мира в целом, тоже зависит от качества принимаемых человеком решений. События последних лет и месяцев показали, что в скором будущем, всё большему количеству людей предстоит принимать всё более ответственные и глобально значимые решения, с целью более быстродействующего и глубокого преобразования внешней среды, для придания ей новых свойств и качеств, отвечающих условиям нового этапа развития общества. Соответственно, для достижения и выполнения настоящих и будущих целей и задач потребуется опыт качественно иного плана, приспособленный для широкого освоения людьми, с разными уровнями и мировоззренческими аспектами понимания социального, политического и культурного развития страны и всей человеческой цивилизации в целом. Цель всей работы – предложить читателю пересмотреть устоявшиеся представления о развитии общества и цивилизации, частью которых он является, и дать ему новые основы понимания исторического развития, которые он сможет применить в качестве дополнения к своим уже сформированным механизмам восприятия развития общества, страны и всего мира, использовать их для нахождения новых взаимосвязей между всеми сферами жизни в прошлом и настоящем, обретения большей целостности понимания жизни. Дать человеку понятийные инструменты для приобретения того самого качественно нового опыта прошлого, который даст ему большую уверенность в принятии в будущем значимых решений. Эта основная цель будет оставаться определяющей для всех 5 глав данной работы, публикация которых планируется в будущем. На данном, 1 этапе, автором будут рассмотрены только те самые основы понимания исторического развития, переосмысление и понимание которых позволит лучше понять содержание следующих работ. Автору, в рамках этой главы, необходимо сформировать и определить основные постулаты и мировоззренческие основы для построения своей работы в дальнейших главах. Поэтому автор просит проявить в этом случае понимание. С целью наилучшего восприятия содержания всей работы наибольшем числом людей, автор не планирует прибегать к излишне сложному, строго научному оформлению. Автор (Я) будет (буду) стараться, чтобы текст являлся, в равной мере, как легко читаемым, так и содержательным. (Продолжение на след. Странице)
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Когда мы все учились в школе, мы узнавали, что первые государства появлялись возле рек, что Рим основывали на 7 холмах, что Средние века идут после Античности, что Сталинградская битва стала поворотным моментом Великой Отечественной Войны. В старших классах и в дальнейшей жизни мы не единожды встречали высказывания видных деятелей прошлого: «История – не учительница, а надзирательница…»; «История не терпит сослагательного наклонения…не знает слова «если»»». Мы знаем, что забвение угрозы фашизма, может обернуться миру новыми многомиллионными человеческими жертвами… И всё же мы видим его проявления в современной нам жизни. Что мы делаем со всеми этими знаниями, полученными в школе или в институте? Имеем ли мы полное представление как использовать их в нашей жизни? Все эти события, их даты и факты – войны, биографии, описания реформ… Неужто всему этому предначертано лечь неподвижным, тяжёлым грузом в воспоминаниях миллионов людей, лишь изредка «всплывая», при появлении определённых зацепок (триггера)? Отголоски многих давних исторических событий влияют на нас по сей день. Мы хорошо это видим и понимаем, но не можем охватить взглядом всей этой большой картины жизни всех стран и народов. Многие важные фрагменты мы так и не замечаем… Даже когда они лежат, казалось бы, на поверхности. Существуют общие законы развития, предопределяющие основные черты становления человеческого общества, осознающего себя как одно целое. Человечество будто единый организм, неукоснительно стремится к обретению своей целостности как локальном, так и на глобальном уровнях. Даже когда в одной общественной формации (народности, стране…) происходит какой – либо «водораздел», со временем, люди, так или иначе, стремятся к восстановлению культурных, экономических и других взаимоотношений (пусть и на новой основе), даже, порой, не взирая на официальный курс своего общественного устройства. Люди всегда стремились жить в наиболее благоприятных районах, с достаточным количеством ресурсов, они стремились распределять эти ресурсы наиболее оптимальным для определённого общественного устройства образом, находили взаимовыгодные основы для сотрудничества с другими общественными единицами и решали с ними возникающие конфликты. Это происходило и происходит на протяжении всей истории всех народов и на всех континентах. Общие тенденции крушения родоплеменного строя, появления социального и имущественного неравенства, всё более проявлявшееся на протяжении всех исторических эпох, усложнение внутреннего устройства государств, в результате которого появлялись новые виды и области деятельности, которые также развивались по общим для всего мира сценариям... Все эти тенденции объединяли и одновременно делали всё более разнообразными судьбы всех человеческих сообществ на планете. Вместе с тем, климатические, социальные и иные особенности оказывали своё уникальное влияние на развитие определённого народа, общности. Это тоже общий, особенный закон исторического развития, затрагивающий все страны и народы, делая историю каждого из них по своему уникальной и неповторимой. Изучение истории развития отдельных стран и народов, попытки осмысления их комплексного развития – всей человеческой цивилизации, привели к появлению в восприятии исследователей исторических процессов, понятий «локальной» и «Всемирной истории». В целом, эта, начавшаяся ещё XIX (19) веке, тенденция расширения уровня восприятия истории до осмысления глобально значимых событий и процессов является позитивной. Если раньше образованные люди изучали историю правления отдельных монархов или военных кампаний, то со временем, по мере увеличения степени взаимного влияния всех стран и народов на друг друга, рамки осмысления процессов развития всё более расширялись. Теперь человек, выучившийся в современной школе, знает, как основные события истории своей страны, так и глобальные исторические процессы, в том числе имеющие своё начало на другой стороне планеты – люди, проживающие в России, знают о Гражданской войне в США, о международном распространении идей эпохи Просвещения, люди, живущие в США, знают ход Октябрьской революции 1917 года и осознают значение его влияния на развитие всего мира. Сейчас современному человеку уже сложно оценить всё значение формирования и развития тенденции повышения уровня понимания всего населения планеты, выраженное в появлении Всемирной истории. Это для нас уже как бы банальность, как данность. Но 200 лет назад, историкам, понимающим необходимость расширения уровня понимания среди всего населения исторического развития Человечества, порой, приходилось усиленно продвигать и отстаивать свою точку зрения в своей профессиональной среде. Их оппонентами предлагались идеи рассмотрения, под понятием «всемирной истории», развития только «отдельных стран» и/или их групп (в том числе так называемых «относительно замкнутых цивилизаций»), оказавших наибольшее влияние на развитие всего мира. То есть, фактически, значение Всемирной истории низводилось до рассмотрения развития наиболее передовых европейских стран. Прусский историограф Леопольд фон Ранке по этому поводу замечал: «Более или менее полное собрание истории отдельных народов ещё не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным».[1] Признание необходимости рассмотрения развития стран и народов с позиции Всемирной истории и её изучение в школах можно считать значительной победой для основоположников этой области исторического знания. Все люди получили возможность сравнивать исторические процессы развития всех стран, находить общие основы и причины многих исторических событий вне рамок историй отдельных народов. Это был значимый шаг к пониманию новых факторов, сторон развития как всего Человечества, так и отдельной страны, так как они позволяли взглянуть на уже известную историю совершенно по-новому. Для историков это было качественно новое поле для работы, значение которого им только предстояло осмыслить… Как предстоит его осмыслить и нам. Да, люди сейчас имеют довольно широкое представление о наполеоновских войнах, буржуазных революциях, о значении мировых войн и технологического прогресса в целом, том числе и в процессе формирования, так называемой, «массовой» культуры. Но теперь и этого понимания основной части населения, для выполнения многих нынешних стратегических задач, становится мало. В нынешнем мире свободного доступа к информации почти любого рода и качества, люди вольны выбирать, на основе какой информации строить своё восприятие окружающего его мира, жизни. Как воспринимать изменения, происходящие вокруг него. На это восприятие человека, а также коллектива в котором он живёт и работает, всего общества, влияют самые различные информационные источники и их кооперации. От того, как люди будут воспринимать те или иные процессы стремительно изменяющегося вокруг нас мира, зависит то, по каким правилам будут проводиться следующие изменения в ближайшем и долгосрочном будущем. Поэтому так важно, чтобы как можно больше людей смогли выработать свои механизмы и принципы восприятия мира, позволившие бы им смотреть и осознавать изменения и существующие тенденции максимально независимо от влияния каких-либо информационных источников. Понимание значения Всемирной истории, истории Человечества как таковой, позволяет осознать более полную картину развития жизни и определить своё место в ней. Главная проблема, которую необходимо решать уже сейчас, заключается в том, что той самой возможностью видеть всю историю Человечества, как одно целое, открытою ещё 200 лет назад, пользуются совсем немного людей. В основном сами исторические исследователи (и то далеко не все), а также аналитические обозреватели и политические деятели (опять же, далеко не все). Их видение, в свою очередь ограничивается вопросами своей профессиональной деятельности и личного интереса. Остальные люди видят историю развития своей страны и своего общества далеко не в полной мере - фрагментарно, почти не осознавая многих взаимосвязанностей, причин и следствий, оказывающих непосредственное влияние на их жизнь. Эта фрагментарность создаёт впечатление и восприятие истории как собрания фактов, объединённых лишь именами правителей и годами их жизни, и почти не имеющих какого-либо практического применения в настоящем. Дети часто спрашивают в школах своих учителей: «Зачем вообще нужна эта история?». Их можно понять, поскольку с рождения живя по принципу «здесь и сейчас», они ещё не успевают осознать всей значимости более долгосрочного планирования своей жизни. Но уже с этих самых школьных лет можно закладывать основы понимания этой значимости, сначала показывая в младших классах, когда дух познавания мира ребёнка ещё «сломлен» формулировками школьных заданий, как люди жили раньше путём организации театрализованных представлений былин, мифов, сказок, разъяснительных уроков, на которых можно обсуждать сюжеты увиденных представлений, а также походами в музеи. По мере взросления учеников, можно показывать им эту значимость долгосрочного понимания своего места в жизни, на всё более реальных и конкретных примерах из историй жизни отдельных людей, стран и народов (в том числе при помощи документальных и художественных фильмов). Начиная с 8 класса, когда обычно начинается изучение XIX века, в котором глобальные исторические процессы становятся видны практический невооружённым глазом, можно постепенно приводить уже почти взрослых людей к пониманию взаимосвязанности и взаимозависимости всех историй всех стран и народов на основе единого глобального исторического процесса развития Человечества. С 9 по 11 классы можно уже наиболее детально открывать ученикам взаимосвязи причин начала I и II Мировых войн, их корни, уходящие в события 1812 – 14 гг. Так же они способны осмыслить основные тенденции развития культуры, экономики и государственного управления за весь рассматриваемый период развития цивилизации – от древнейшего мира до новейшей истории. Чтобы сделать достижение понимания глобальных процессов более надёжным, непременно нужно следить за хронологическим соответствием изучения локальной истории (так же, как и истории родного края) изучению Всемирной истории. То есть, тема крещения Руси из курса отечественной истории, должна идти в тандеме (в соответствии) с хронологическими периодами тем изучения Всемирной истории. В реалиях современной школы, в силу тех или иных обстоятельств (внеплановые переносы уроков, внеклассные мероприятия и так далее) это тандемное соотношение со временем разбалансируется. В итоге, по отечественной истории дети могут проходить крещение Руси, в то время как по Всемирной истории ученики проходят уже крестовые походы. При планировании ведения уроков истории, как в вузах, так и в школах, соблюдение этого соотношения локальной и всемирной истории следует ставить во главу угла, стараясь сохранять и укреплять связи этих двух уровней исторического знания. Так дети меньше рискуют потерять ту связь, создающую общую целостность всего исторического развития стран и народов, и потерять понимание его значимости в том числе и для себя. Так же значимое место в достижении этого осознания значимости истории в жизни человека занимает понимание возможной многовариантности прошлого и будущего. Наверное, как раз со школьной скамьи, мы слышим «железобетонную» установку о том, что история «не знает сослагательного наклонения» и/или «слова «если»». Она была предложена оппонентом Леопольда фон Ранке, тоже немецким историком, жившим в XIX (19) веке Карлом Хампе. Наверное, с того момента, как он показал свою точку зрения миру, в образовательной и научной сферах не утихали споры о верности этого утверждения. На нынешних интернет-форумах мною так же наблюдались споры о соответствии данного утверждения нынешним условиям развития гуманитарной сферы и общих реалий современного понимания исторического пути Человеческой цивилизации. Люди, придерживающиеся этой точки зрения Карла Хампа (нередко приписывая её Иосифу Сталину), утверждают о недопустимости рассмотрения свершившихся фактов и исторических процессов в альтернативных «временных линиях» (т.е. в том самом «сослагательном наклонении»). Они признают только ту исследовательскую деятельность, которая производится только на основе свершившихся, задокументированных фактов. То есть, они признают только одну определённую событийную последовательность, наиболее явно предстающую перед глазами подавляющего большинства исторических исследователей. Но в любом процессе и событии, пусть даже в самом известном и прозрачном для всех людей, есть «организационные моменты», находящиеся за пределами каналов восприятия обычного наблюдателя. Так или иначе, при подготовке той или иной реформы, войны или иного мероприятия, всегда припасались резервные ресурсы и механизмы, призванные обеспечить устойчивость выбранному сценарию проведения исторического процесса, на случай возможных непредвиденных событий и обстоятельств. Царям и королям, желали они того или нет, приходилось просчитывать свои действия и их последствия на годы вперёд. И то, что теперь кажется для историков неопровержимым фактом, восприятие которого в иной событийной линии для них недопустимо, для современников свершения этого события, являлось только одним из его вариантов, среди множества как более привлекательных, и так более ужасных. Аргумент многовариативности будущего, который приводят оппоненты сторонников вышеуказанной точки зрения, наиболее полно отражает всю многогранность исторического процесса развития в целом (как в прошлом, так в настоящем (которое тоже нередко зависит от одного из вариантов его субъективного восприятия), так и будущем). Осуждая того или иного деятеля прошлых веков, будь то Иван Грозный, Пётр I, генерал Алексей Куропаткин или Иосиф Джугашвили, на основе лишь той общепринятой парадигмы свершившихся событий, мы сами закрываем для себя возможности понимания общей, всей, картины. Не начни Пётр Алексеевич столь радикальные преобразования во всех сферах жизни страны – кто знает, устояла ли бы, не отошедшая от последствий Смуты, Россия в Северной войне; Не заключи Сталин сепаратного «договора о ненападении» с фашистским режимом Германии – не началась ли война раньше, какой она бы могла стать для нашей страны? Страшные вопросы с не всегда обнадёживающими ответами преследовали управление нашей страны на протяжении всей известной истории человеческой: Пожертвовать Системой управления сейчас, чтобы сохранить заложенный в ней потенциал для реализации в будущем? Сдать Москву (в том числе пожертвовать и библиотеками со всеми важнейшими собраниями документов), чтобы сохранить боеспособность армии для дальнейшего отражения военной угрозы? А может всё же дать новый бой? Каков его возможный исход? Понимание всей картины событий, такой какой её видели сами участники этих событий в тот самый момент принятия исторических решений, может помочь нам оставить в прошлом это время, когда над всеми нами постоянно висели эти важные и непростые вопросы. Да, будущее нельзя полностью втеснить в какие-либо «рамки» прогнозов, пророчеств и инвестиционных программ. Буквально каждое мгновение, всегда будут появляться всё новые предопределённости и сценарии будущего, которые постоянно приходится охватывать всем правительствам, социальным агентствам и аналитическим конторам. И всё равно нам никогда полностью не получится его охватить… Но делая выводы на основе всех возможных вариантов прошлого, мы сможем «охватить» и пресечь некоторые нежелательные варианты нашего будущего, и создавать, тем самым, новые сценарии и новые основы понимания нашего развития.
Конец 1 части 1 Главы
[1] Это всё я взял из Википедии. Немного переосмыслил, и написал своё восприятие содержания статьи. Вот вам ссылка на неё J https://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная_история
|
|||
|