Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фонетические средства выразительности



 

ТРОПЫ

Троп Определение Примеры Вами найденные примеры
Эпитет     образное определение предмета или действия Сквозь волнистыетуманы проби­рается луна, на печальныеполяны льет печально свет она. (А.С. Пушкин) неутомимая жажда знаний
Сравнение     троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет дать более яркую характеристику.   Способы образования: А. При помощи сравн.союзов «как», «будто» и др; Б) при помощи Тв.падежа Березы стоят, как большие свечки. Чистое небо, подобно чистой воде, влечет к себе;   Сыплет черемуха снегом
Метафора   перенесение признака с одного предмета на другой на основе скрытого сравнения (сходства)   «скрытое сравнение»: легко переделать в обычное сравнение при помощи слов «как», «подобно» и др. Стальные нервы, поле деятельности, теплые отношения, золотые руки.   Пустых небес прозрачное стекло; (Небеса прозрачны, как стекло = небес прозрачное стекло)   Багровый костер заката (Закат подобен костру багрового цвета)
Метонимия     Перенос названия по смежности (название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; имя автора заменяет название его произведения; деталь внешности или одежды заменяет наименование человека и др.) три тарелки съел, пронзен железом, читать Вергилия; класс зашумел.   Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Ликует буйный Рим (М.Ю. Лер­монтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)      
Синекдоха     разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот: А) единственное число употреб­ляется вместо множественного; Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видо­вого; Г) видовое понятие вместо родо­вого.   И слышно было до рассвета, как ли­ковал француз. (М.Ю. Лермонтов) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин) Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)
Ирония     употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу);
Олицетворение   перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия Заговорила роща золотая. Задумчивые леса. Звезда со звездою говорит
Гипербола   чрезмерное преувеличение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления В сто тысяч солнц закат пылал (В. Маяковский). Тысячу раз тебе говорил Шаровары шириною с Чёрное море(Н. Гоголь)
Литота   чрезмерное преуменьшение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления Мальчик с пальчик Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
Перифраза   Выразительное описательное выражение, заменяющее слово царь зверей(лев), солнце русской поэзии (А.С. Пушкин);
Эвфемизм Разновидность перифразы; слово или фраза, заменяющие и смягчающие просторечное, грубое, неприятное выражение. Чтобы не произносить слово «умер», мы говорим «почил», «покинул этот мир» и т. д.   Эвфемизмом «дело» Раскольников подменяет слово «убийство»
Аллегория Замена отвлеченного понятия конкретным образом. Фемида (женщина с весами) – правосудие.

А также:

Ø лексический повтор,

Ø неологизм,

Ø архаизм,

Ø окказионализм (индивидуально-авторский неологизм),

Ø фразеологизм и др.

 


ФИГУРЫ

(лат. figura – очертания, внешний вид, образ)

Фигура Определение Примеры Вами найденные примеры
Антитеза резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин).   Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).   Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)    
Анафора повторениt одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).   Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин). Черноглазую девицу, / Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов).   Не напрасно дули ветры / Не напрасно шла гроза. (С.Есенин).   Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, /Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин  
Эпифора повторение конечных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Хайам).  
Оксюморон соединение в одном словосочетании или в непосредственной близости логически несовместимых, противоречащих друг другу понятий живой труп, любимый враг, сладкая горечь воспоминаний  
Градация стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловой или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления Пришел, увидел, победил(Цезарь). Реки, озера, моря, океаны слез! (Дост.)
Инверсия (обратный порядок слов) – изменение обычного расположения слов в предложении, в результате чего переставленный элемент выделяется и в смысловом, и в стилистическом плане Он человек умный. Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)
Синтаксический параллелизм одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы. Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор?
Парцелляция намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов). А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А. С. Грибоедов)
Риторический вопрос   вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения Разве потому мы должны любить добро, что нас за него хвалят или награждают?
Риторическое обращение   обращение, носящее условный характер (обращение к неодушевленному предмету или к тому, от кого заведомо не ожидается ответ). "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин)
Эллипсис   преднамеренный пропуск элемента высказывания, что придает последнему динамичность, напряженность, повышенную энергию. Решили зайцы кролика запечь, а кролик из духовки – прыг на печь. Потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский).

 

Фонетические средства выразительности

Средство выразительности Определение Примеры Вами найденные примеры
Аллитерация Повтор согласных, создающий образ. Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей  
Ассонанс Повтор гласных, создающий образ. Люблю березу русскую/То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.