|
||||
Фонетические средства выразительности
ТРОПЫ | ||||
Троп | Определение | Примеры | Вами найденные примеры | |
Эпитет | образное определение предмета или действия | Сквозь волнистыетуманы пробирается луна, на печальныеполяны льет печально свет она. (А.С. Пушкин) неутомимая жажда знаний | ||
Сравнение | троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет дать более яркую характеристику. Способы образования: А. При помощи сравн.союзов «как», «будто» и др; Б) при помощи Тв.падежа | Березы стоят, как большие свечки. Чистое небо, подобно чистой воде, влечет к себе; Сыплет черемуха снегом | ||
Метафора | перенесение признака с одного предмета на другой на основе скрытого сравнения (сходства) «скрытое сравнение»: легко переделать в обычное сравнение при помощи слов «как», «подобно» и др. | Стальные нервы, поле деятельности, теплые отношения, золотые руки. Пустых небес прозрачное стекло; (Небеса прозрачны, как стекло = небес прозрачное стекло) Багровый костер заката (Закат подобен костру багрового цвета) | ||
Метонимия | Перенос названия по смежности (название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; имя автора заменяет название его произведения; деталь внешности или одежды заменяет наименование человека и др.) | три тарелки съел, пронзен железом, читать Вергилия; класс зашумел. Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский) | ||
Синекдоха | разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: А) единственное число употребляется вместо множественного; Б) множественное число употребляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видового; Г) видовое понятие вместо родового. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин) Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь) | ||
Ирония | употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу); | ||
Олицетворение | перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия | Заговорила роща золотая. Задумчивые леса. Звезда со звездою говорит | ||
Гипербола | чрезмерное преувеличение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления | В сто тысяч солнц закат пылал (В. Маяковский). Тысячу раз тебе говорил Шаровары шириною с Чёрное море(Н. Гоголь) | ||
Литота | чрезмерное преуменьшение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления | Мальчик с пальчик Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) | ||
Перифраза | Выразительное описательное выражение, заменяющее слово | царь зверей(лев), солнце русской поэзии (А.С. Пушкин); | ||
Эвфемизм | Разновидность перифразы; слово или фраза, заменяющие и смягчающие просторечное, грубое, неприятное выражение. | Чтобы не произносить слово «умер», мы говорим «почил», «покинул этот мир» и т. д. Эвфемизмом «дело» Раскольников подменяет слово «убийство» | ||
Аллегория | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. | Фемида (женщина с весами) – правосудие. |
А также:
Ø лексический повтор,
Ø неологизм,
Ø архаизм,
Ø окказионализм (индивидуально-авторский неологизм),
Ø фразеологизм и др.
ФИГУРЫ (лат. figura – очертания, внешний вид, образ) | |||
Фигура | Определение | Примеры | Вами найденные примеры |
Антитеза | резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. | Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка). Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов) | |
Анафора | повторениt одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). | Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин). Черноглазую девицу, / Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов). Не напрасно дули ветры / Не напрасно шла гроза. (С.Есенин). Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, /Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин | |
Эпифора | повторение конечных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи | Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Хайам). | |
Оксюморон | соединение в одном словосочетании или в непосредственной близости логически несовместимых, противоречащих друг другу понятий | живой труп, любимый враг, сладкая горечь воспоминаний | |
Градация | стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловой или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления | Пришел, увидел, победил(Цезарь). Реки, озера, моря, океаны слез! (Дост.) | |
Инверсия | (обратный порядок слов) – изменение обычного расположения слов в предложении, в результате чего переставленный элемент выделяется и в смысловом, и в стилистическом плане | Он человек умный. Досадно было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов) | |
Синтаксический параллелизм | одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. | Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы. Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор? | |
Парцелляция | намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. | У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов). А все Кузнецкий мост и вечные французы... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А. С. Грибоедов) | |
Риторический вопрос | вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения | Разве потому мы должны любить добро, что нас за него хвалят или награждают? | |
Риторическое обращение | обращение, носящее условный характер (обращение к неодушевленному предмету или к тому, от кого заведомо не ожидается ответ). | "Мечты, мечты! Где ваша сладость" (А.С.Пушкин) | |
Эллипсис | преднамеренный пропуск элемента высказывания, что придает последнему динамичность, напряженность, повышенную энергию. | Решили зайцы кролика запечь, а кролик из духовки – прыг на печь. Потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский). |
Фонетические средства выразительности | |||
Средство выразительности | Определение | Примеры | Вами найденные примеры |
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ. | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ. | Люблю березу русскую/То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|